search
main
0

Фоторепортаж

О том, как дети пытались разрушить сказку

Обычный, не воскресный денек, накрапывает дождичек, но это не мешает нам в очередной раз отправиться в сказку. Сказка эта называется Абрамцево. Деревушка или крошечная усадебка, выражаясь старомодно, в Подмосковье. От столицы недалеко – всего шестьдесят пять километров, а от Сергиева Посада и того ближе – десять-четырнадцать, не более.

Между прочим, о сказке. Она начинается с железнодорожной платформы “Абрамцево”, когда, выйдя из электрички, вы попадаете прямо в терем-теремок, за которым простирается лесная глинистая дорожка, то прямая, то извилистая, ведущая к усадьбе. По обе стороны от дорожки и сейчас выстроились в ряд сказочные васнецовские ели, которые, если не побывать в Абрамцеве, можно увидеть на полотнах художника в Третьяковской галерее или в Русском музее. Но все же лучше побывать здесь, даже в дождливый денек подышать воздухом старины. Да ведь и то сказать: места-то эти все былинные, исторические места.

По запечьям сидят домовые,

Дремлет Русь средь языческих

снов…

Пишет “Троицу” живописец

Преподобный Андрей Рублев.

А Заречье цветами богато –

Краше нет Радонежской земли!

Пажа с Ворей в черемухе

бражной

Белой лилией зацвели…

Не случайно (наверное, многие из вас это знают, друзья) поэтому Абрамцево всегда было, а особенно в XIX веке, притягательным местом для русских писателей, поэтов, художников. Как тянули и располагали к себе эти плакучие ивы, склонившиеся словно для того, чтобы напиться воды из знаменитых речек Пажи и Вори, которые помнят еще времена князя Дмитрия Донского. Как обнимали душу цветением своим нежно-розовые яблоневые, грушевые и, конечно же, белоснежные вишневые сады!

Вот и живали в Абрамцеве адмирал А.Шишков, академик, предводитель Общества любителей русской словесности, полемизировавший с небезызвестным обществом “Арзамас”, среди членов которого был и А.С.Пушкин. Об адмирале А.Шишкове в советские времена сведения распространялись весьма односторонние – дескать, самодур, “пуританин”: “мокроступы”, “гульбище”, “позорище”. Высмеивали его не только арзамасцы, но наши с вами школьники. А многие того не ведали, что адмирал А.Шишков был не только ревнителем исконной русской словесности, но и воспитателем Сергея Тимофеевиче Аксакова, который многие главы своего биографического романа “Детские годы Багрова-внука” написал именно здесь, в Абрамцеве. В гости к нему приезжали Н.Гоголь, М.Щепкин, И.Тургенев. Для Николая Васильевича Гоголя на втором этаже дома-усадьбы специально держали небольшую комнатку. Распахнешь в ней окна – и окунешься в море сирени. Гоголь любил сирень… Сказка.

В конце прошлого века абрамцевская сказка полюбилась художникам. В это время хозяином усадьбы был известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Художники подолгу гостили здесь. Врубель, братья Васнецовы, брат и сестра Поленовы, Левитан, Репин… Нынешний облик Абрамцева создан в основном их творчеством, в том числе и архитектурным. Преобладает псевдорусский стиль с его вычурными, резными украшениями, игрушечные домики на курьих ножках, кухоньки, где вся мебель сделана саморучно художниками. На территории усадьбы по проекту В.Васнецова и В.Поленова построили храм Спаса Нерукотворного, украсили его иконостасом… Сказка.

Михаил Васильевич Нестеров не только любовался абрамцевской сказкой, но и подолгу бродил в окрестностях усадьбы, всматриваясь в лица деревенских детей, – у него уже возникла задумка написать “Явление отроку Варфоломею”. Подходящей фактуры мальчишки не было, “отроком” в результате стала девочка. Наверное, такие кроткие лица встречались у отроков, но в древности, например в эпоху Сергия Радонежского… А потом многие из них становились иконными ликами…

Мы приехали в Абрамцево погулять, отвлечься от московской суеты. Неторопливо шли от станции в сторону усадьбы, сидели на скамеечках, размышляя о том, какими тропинками могли ходить Нестеров и Васнецов и на что они могли обратить внимание. И в то же время мы видели то, что художники не могли видеть. Тогда не было дачного поселка, который сейчас подвинулся почти к самой усадьбе, не было разбитых лампочек у фонарей, которые, словно пародируя васнецовским елям, также выстроились по обеим сторонам глинистой дорожки. Переходя ручей, бегущий к речке Воря, порадовались работе современных мастеров-столяров, которые украсили мост немудреным деревянным рисунком. А потом не только красиво, но и удобно. Особенно для пожилых людей. Мало ли, закружится голова – можно всегда схватиться за перильце. Оказалось, не всегда.

Пока мы упивались абрамцевской сказкой с ее тишиной и покоем, случилось то, что сегодня и сенсацией не назовешь. Учительница привезла в Абрамцево из Москвы своих ребят на экскурсию. Благое дело… Не успела отвернуться, моста через ручей, бегущий к речке Воре, с резными перильцами и столбиками как не бывало. Разобрали. И с гиканьем и улюлюканьем понеслись стаей дальше, в сторону усадьбы. Трудно сказать, что стало бы с абрамцевской сказкой, не подоспей тут милиция. Люди в погонах вовремя остановили юных “экскурсантов”, встряхнули, привели в чувство.

И после того, что произошло, ребяткам стоит рассказывать о врубелевской скамье, о майоликовой мастерской, о васнецовских елях и о том, как Михаил Васильевич Нестеров искал фактуру для “Явления отроку Варфоломею”?

Дождливый денек близился к вечеру, рабочие-столяры заканчивали восстанавливать порушенную переправу, правда, уже без перильцев, даже без совсем немудреных узоров…

Валерий ЕРМОЛОВ

Фото Бориса МУСКЕВИЧА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте