Уникальный музей фотографии расположен в центре Екатеринбурга. Пожалуй, это единственный на Урале фотографический музей. Подобного ему нет даже в Москве. И размещается он не в современном здании из стекла и бетона, а в деревянном доме, принадлежавшем фотографу Вениамину Метенкову.
Вениамин Метенков родился в Миассе в 1857 году в старообрядческой семье. Фотографией увлекся в юности во время работы на золотых приисках, а в 1876 году основал первое фотоателье. После Метенков переехал в Екатеринбург, где стал издателем и открыл фотомагазин. Высокое по тем временам качество портретов гарантировало популярность фотоателье. Метенков первым в Екатеринбурге начал снимать с искусственным освещением. Работы фотографа быстро стали известны по всему Уралу и Сибири, а художественные достоинства его работ и изобретения в области фототехники оценили на выставках в Париже и Москве.
Если собрать воедино все, запечатленное в фотоснимках автором, то получится удивительная по полноте и разнообразию фотолетопись Урала. За сорок лет Метенков с фотоаппаратом в руках объехал весь Урал – от Ивделя и Ныроба до Златоуста и Белорецкого завода. На пленку он запечатлел большинство уральских заводов и поселков, рудников и приисков, городов и рек. Им было издано несколько серий почтовых открыток: «Виды Екатеринбурга и окрестностей», «На Урале», «Река Чусовая», «Северный Урал», «Средний Урал», «Южный Урал». Помимо открыток и стереоскопических видов Метенков издавал фотоальбомы с видами Екатеринбурга и Урала, с фотографиями изделий из чугуна мастеров Каслинского завода, с этнографическими снимками, сделанными в окрестностях Чердыни. Мало кто знает, что Вениамин Леонтьевич был пионером киносъемок на Урале: в 1910 – 1916 годах он выпустил фильмы «Екатеринбург во время масленицы», «Торжество 19 февраля 1911 года в Екатеринбурге», «По реке Исети».
Самый ранний снимок, представленный в музее, датирован 1863 годом! Главная тема постоянной экспозиции – история города, края, страны, судьбы простых людей. Первый зал музея посвящен создателям фотографии и истории фототехники. Шуточные, почти шаржевые, портреты Ньепса, Дагерра и Тальбота расположены рядом с дагерротипом и макетом камеры-обскуры, фотографиями на клеенке, коже, металле, фотоаппаратами от фирм Kodak и Agfa и стереоскопическими снимками.
В мемориальном зале Метенкова представлены только работы автора. С 1898 года он был хозяином здания, где сейчас располагается музей. На первом этаже работал фотомагазин, на втором – жилые комнаты, а рядом с домом хозяин построил павильон для фотоателье. События революции и гражданской войны не пощадили негативов мастера и большая их часть погибла во время эвакуации с армией Колчака в Омск и во время последующего возвращения в Екатеринбург.
К счастью, Метенков был не единственным фотографом в старом Екатеринбурге. С работами его коллег и современников можно познакомиться в ретрофотосалоне. В музее стараниями художников воссозданы декорации и атмосфера старого фотографического ателье с задниками, антикварной мебелью и старинными фотокамерами. Фотографы прошлого в своей работе опирались на традиции классической живописи и психологического портрета. Интерьер, свет, композиция были для них не простой формальностью, а инструментами, позволяющими раскрыть внутренний мир человека.
Значительная часть экспозиции музея посвящена истории города в XX веке и тому, как ее запечатлели фотографы разных поколений. Особенности этого раздела лаконично отражены в его названии – «Воспоминание о Свердловске». Семь десятилетий Советской власти в России вместили в себя индустриализацию, Отечественную войну, хрущевскую оттепель, эпоху развитого социализма. Но экспозиция не является фоторепортажем о значимых исторических событиях. Авторы «разглядели» в фотографии и документ, и художественное произведение. Снимки с социалистических строек 1930-х годов соседствуют с образами «Счастливого детства», военная хроника – с поэтичными послевоенными городскими пейзажами, фоторепортаж о сносе Ипатьевского дома, где была расстреляна семья Романовых – с публицистикой 1970-х годов, жанровые сцены городской жизни неформальных фотографов – с хроникой августовского путча. Лейтмотивом экспозиции, связующей в единое целое времена и жанры, стала тема взаимоотношений города и человека.
Каждый месяц в выставочных залах музея сменяются две-три выставки современных фотографов. Сотрудники музея стремятся к тому, чтобы фотография была представлена на них так же широко, как она присутствует в жизни. В музее всегда находится место работам как фотохудожников и репортеров, так и фотолюбителям и учащимся детских фотокружков.
Но прошлое перекликается с настоящим не только в стенах музея. Как и при жизни Вениамина Метенкова, на первом этаже здания открыт «Фотографический магазин Метенкова» – один из лучших на Урале. В нем даже самый требовательный посетитель, включая приверженцев как старой доброй аналоговой фотографии, так и стремительно развивающейся «цифры», найдет все необходимое. Словом, как и сто лет назад, уральский фотограф все так же идет «к Метенкову».
Фото автора
Комментарии