Официальной датой основания города Новосибирска считается 1893 год. Именно тогда на берегу реки Обь появился поселок Гусевка, где жили строители будущей Транссибирской магистрали. В начале двадцатого века время в поселке исчислялось по двум часовым поясам одновременно, в зависимости от того, на каком берегу Оби находились люди. В 1903-1925 годах быстро растущий город назывался Новониколаевск, а затем получил современное название Новосибирск. Постепенно он обрел статус столицы Сибири, чье население сегодня составляет около 1400000 человек. Это третий по величине город в России, после Москвы и Санкт-Петербурга. Местные СМИ неизменно называют его «мегаполис».
С 10 ноября по 5 декабря в образовательных учреждениях а проходит единое городское родительское собрание на тему «Семья – основа благополучия человека, уверенности в его будущем».
Центральный район упоминается в городских документах с 1896 года. На его территории находятся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, давший первое представление 9 мая 1945 года, здания мэрии и областной администрации, многие памятники архитектуры и истории. Здесь же расположена старейшая школа города, открытая в 1912 году.
С Галиной Николаевной ТАЙМАСОВОЙ, начальником отдела образования Центрального района Новосибирска, мы беседуем вечером, в конце напряженного трудового дня. Инспекция школ, совещания у главы образования города, встречи с учителями, с коллегами из области, подведение итогов очередного конкурса… Спрашиваю, успела ли Галина Николаевна сегодня пообедать, она рассеянно смотрит на меня, а потом предлагает чаю. Похоже, что обеденного перерыва не было.
– Галина Николаевна, сколько лет вы работаете в этой должности?
– Четвертый год. Начинала я свою трудовую деятельность учителем русского языка и литературы, потом была завучем, директором новосибирской школы №156.
– Чем, по вашему мнению, славится ваш район?
– Прежде всего это центр, история. А потом здесь расположена гимназия №1, лучшая школа Новосибирска. Она ежегодно «поставляет» множество победителей школьных олимпиад и конференций всех уровней, в ней трудятся заслуженные учителя. Кстати, на базе этой школы проходит городской конкурс «Учитель года», что налагает на всех ее сотрудников особые обязательства. Впрочем, и ученики знают, что в течение учебного года им придется участвовать в открытых уроках, которые дают конкурсанты. А это тоже ко многому обязывает.
– Но существуют и проблемы…
– В этом году мы закрыли школу №99 на капитальный ремонт, откроем к сентябрю следующего года, надеемся, вместе с пристройкой, в которой будут располагаться спортивный и актовый залы. В сентябре этого года открыли пристройку в школе №12, старейшей в городе. В пристройке разместились уютные классы, лаборатории химии, физики, большой спортивный зал и столовая. Вместе с директорами школ решаем вопросы, связанные с ограждением, освещением, благоустройством пришкольных территорий. Во всех образовательных учреждениях района установлена кнопка тревожной сигнализации.
– Есть ли в вашем районе нечто особенное, о чем хотелось бы рассказать?
– Помимо того что у нас проходит городской конкурс «Учитель года», мы организуем районные конкурсы, например, для педагогов дополнительного образования и для классных руководителей. Третий год работает в районе клуб заслуженных учителей, где любят встречаться и работающие педагоги, и те, кто вышел на пенсию. Одна из важных задач клуба – передача педагогического опыта молодым учителям. Специально для них организовали клуб «Дебют». В конце учебного года (первого года их работы в школе) мы проводим цикл семинаров, устраиваем Неделю молодого педагога, районные конкурсы «Молодой специалист». Проводим Дни науки и творчества. В феврале организуем церемонию награждения школьников – победителей олимпиад и конференций. Второй год в районе проходит фотоконкурс «Все впечатленья бытия…», где школьники представляют фотографии, снятые во время школьных каникул, в различных путешествиях и походах. Конкурс настолько оригинален и красив, что в этом году учителя попросили нас организовать нечто подобное и для них.
– Несколько слов о том, что волнует сегодня всех – о нацпроекте.
– Когда объявили ПНПО, у нас не было сомнений в том, что наши школы, наши педагоги могут смело принимать в нем участие. Конечно, сначала приняли участие те, кто уже имел свои инновационные программы развития. Это гимназия №1 и экономический лицей – они и стали победителями. Кстати, в этом году они подали заявки снова – и вновь получили гранты на осуществление своих инновационных программ. Впервые получила грант школа надомного обучения «Перспектива», а всего восемь школ стали победителями ПНПО. Более трех десятков учителей победили в конкурсе «Лучший учитель РФ». Кроме того, 23 ученика гимназии №1 и трое из экономического лицея получили премии в поддержку талантливой молодежи. Благодаря национальному проекту удалось улучшить и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений.
– Оказывает ли отдел образования методическую помощь педагогам?
– Безусловно. Методическая поддержка крайне важна. Посмотрите, сколько происходит новшеств в системе образования сегодня. ЕГЭ, ПНПО, ИСО, ММЦ… Каждое реально означает, что педагог должен пересматривать свои учебные планы, привычную систему работы. Повсеместное внедрение ИКТ предполагает повышение квалификации не только учителей, но и руководящих работников всех уровней. У нас накоплен прекрасный опыт взаимодействия и взаимопомощи в плане методической поддержки педагогического состава. Налажены хорошие шефские связи с Коченевским районом Новосибирской области. Организуем «методический поезд»: наши директора, учителя, мы – сотрудники отдела образования, приезжаем в сельские районы, посещаем школы, привозим методическую литературу, свои наработки.
Кроме того, мы издаем электронный сборник методических, нормативных и информационных материалов по актуальным вопросам образования «Школа: день за днем». А наш сайт ежедневно посещают более тысячи человек.
– Галина Николаевна, о чем мечтается руководителю отдела образования?
– Хочется, чтобы начатые реформы продолжались, чтобы учителя чувствовали уверенность в завтрашнем дне, чтобы нашим ученикам было безопасно и комфортно, чтобы в школы охотно шла работать молодежь.
Опыт
С 10 ноября по 5 декабря в образовательных учреждениях Новосибирска проходит единое городское родительское собрание на тему «Семья – основа благополучия человека, уверенности в его будущем».
В родительском собрании принимают участие школы, детские сады, детские дома, школы-интернаты, учреждения дополнительного образования.
Мероприятие организовано отделом опеки и попечительства Главного управления образования мэрии с целью повышения в обществе значимости семьи, ее роли в воспитании детей, необходимости развития и укрепления семейных традиций.
В прошлом году в едином городском родительском собрании приняло участие около 20 тысяч человек. Среди них – родители учеников и дошкольников, руководители и специалисты учреждений образования, опеки и попечительства, социальной поддержки населения, здравоохранения, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних.
Комментарии