В конце октября по инициативе ЮНЕСКО в Москве состоялся форум «Профессионально-техническое образование для устойчивого развития и занятости молодежи», ставший очередным шагом по поиску решения задач в области занятости молодежи и экологизации профессионально-технического образования и обучения.
В форуме приняли участие заместитель руководителя Департамента образования Маргарита Русецкая, директор Московского института развития образования Мария Лазутова, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталья Золотарева, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Георгий Орджоникидзе, представитель Бюро ЮНЕСКО в Москве Наталья Токарева. На форуме работали около 100 представителей бизнеса и промышленности, неправительственных организаций, региональных и международных, научно-исследовательских и образовательных организаций из 23 стран мира, представляющих практически все континенты. Международные организации и институты, представленные на форуме, включали в себя Международную ассоциацию профессионального образования (IVETA), Европейский фонд образования (ETF), Международную организацию труда (ILO), Европейский центр по развитию профессионального образования (CEDEFOP), Всемирный банк, Федеральный институт развития профессионального образования и обучения Германии (BiBB).Участники форума посетили московские колледжи и ознакомились с опытом работы столичной системы профессионального образования. Руководители, преподаватели и студенты московских колледжей (колледж автоматизации и информационных технологий №20, колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23, технологический колледж №28, коммерческо-банковский колледж №6, колледж малого бизнеса №48) оказали гостям теплый прием и представили свои достижения, а зарубежные гости высоко оценили деятельность системы московского профессионального образования.Как показали выступления участников форума, проблемы, с которыми сталкиваются системы профессионального образования в Европе и Северной Америке, связаны со старением рабочей силы и снижением рождаемости, что приводит к нехватке квалифицированной рабочей силы, особенно это касается сферы науки и технологий. В связи с этим усиливается роль таких факторов, как повышение возможностей признания иностранных умений и квалификаций, мобильность, преемственность между уровнями системы образования, повышение привлекательности профессиональных предметов и усиление сопоставимости квалификаций посредством международных рамок квалификаций. Эти факторы могут способствовать решению проблем нехватки умений или разрыва спроса и предложения умений.По данным Всемирного доклада по мониторингу ОДВ «Молодежь и умения» 2012 года, каждый доллар, потраченный на образование ребенка, в будущем принесет 10-15 долларов экономического роста в течение его взрослой трудовой жизни. Таким образом, инвестиции в образование молодежи становятся инвестициями в прогресс и будущее развитие, низкое качество образования и профессионального обучения неэффективно с экономической точки зрения из-за несоответствия умений молодых выпускников требованиям рынка труда, что приводит к высокой безработице среди молодежи. В настоящей ситуации экономического кризиса страны вынуждены уделять пристальное внимание качеству профессионального образования, а не только количественным показателям участия в нем, так как только качественное профессиональное образование может стать эффективным инструментом в решении глобальной проблемы молодежной безработицы.В ходе обсуждений участники форума подчеркивали, что решить проблемы занятости молодежи может только сильная экономика, поскольку безработица среди молодежи более подвержена влиянию колебаний в экономике, чем безработица взрослого населения. Макроэкономическое окружение, способствующее предпринимательству, инвестициям и созданию доходов, – главное условие обеспечения эффективного трудоустройства молодежи. Практика показывает, что во многих странах молодых людей притягивают такие отрасли и занятия, наиболее подверженные влиянию экономического спада, как строительство, сфера досуга, розничная торговля, что также влияет на уровень занятости молодежи.Все очевиднее становится разделение рабочих мест на две основные группы – высокотехнологичные рабочие места, требующие высококвалифицированных работников и приносящие хороший доход и рабочие места, где достаточны низкие квалификации, которые и оплачиваются соответствующим образом. Спрос на рабочие места, требующие квалификаций среднего уровня, сокращается, одновременно менее образованные работники, имеющие квалификации среднего уровня, постепенно вытесняются на рабочие места, где нужна низкая квалификация, тем самым занимая рабочие места, которые могла бы занять молодежь, не имеющая опыта работы. Притоку молодежи на рынок труда препятствует и то, что работники старшего возраста не торопятся уйти на пенсию или же на рынок труда возвращаются работники пенсионного возраста, при этом работодатели при выборе работников отдают предпочтение людям с опытом работы, а не молодежи, которая только что окончила учебные заведения или вообще не имеет квалификации.Как показывают исследования и международная практика, о которых говорили участники форума, важным фактором для расширения возможностей для молодежи в части перехода от образования к трудовой деятельности становится формирование не только профессиональных, но и общих умений, включая такие умения, как грамотность (чтение и математическая грамотность), предпринимательские и коммуникативные умения, в том числе и в области иностранных языков.По данным ОЭСР, формирование предпринимательских умений должно быть частью образовательных программ еще на уровне общего образования, при этом такие умения формируются только при взаимодействии с бизнесом, когда студентам предоставляют возможность реализовывать проекты, имеющие реальную пользу для компаний и предприятий, или же проходить обучение или стажировки в реальной трудовой среде. Немаловажное значение для развития таких умений имеют всевозможные конкурсы и соревнования профессионального мастерства, молодежные предпринимательские клубы, бизнес-инкубаторы.Повышению уровня трудоустройства молодежи может содействовать и усиление систем профориентации. Это убедительно иллюстрирует пример Германии, где с 2008 года реализуют государственную программу профориентации, направленную на обеспечение обоснованного выбора профессии молодыми людьми и предоставление необходимого обучения для трудоустройства. Программу финансирует Федеральное министерство образования и исследований, а реализует ее Федеральный институт профессионального образования (BIBB).Естественно, что важнейший фактор трудоустройства молодежи – программы профессионального образования и обучения, ориентированные на запросы рынка труда, что требует активного взаимодействия учебных заведений с бизнесом. Важно обеспечить на системном уровне разнообразные траектории развития карьеры, позволяющие гибко осуществлять переход от обучения к трудовой деятельности, для этого нужна преемственность умений, осваиваемых в общеобразовательной школе, с умениями, осваиваемыми в системе профессионального образования и на рабочем месте. Как было неоднократно подчеркнуто в ходе выступлений на форуме, эффективный выход на рынок труда требует прочных общеобразовательных знаний и знаний в профессиональной области, трудоустройству молодежи в большой степени способствуют программы ученичества, сочетающие обучение на рабочем месте с обучением в учебном заведении.Ключевую роль сегодня играет активная политика на рынке труда, в рамках которой молодежи оказывают помощь в части выхода и возвращения на рынок труда, реализуют опережающие меры по недопущению долгосрочной безработицы и социального отчуждения молодежи, а также так называемые инициативы второго шанса, дающие новые возможности профессиональной самореализации не самым успешным молодым людям.К наиболее распространенным мерам обеспечения молодежной занятости относятся также субсидии для занятости, общественные работы, молодежное предпринимательство, содержащее в себе огромный потенциал для создания рабочих мест. С макроэкономической точки зрения предпринимательство вносит вклад в общее количество рабочих мест, развитию предпринимательства среди молодежи способствуют гранты и субсидии на реализацию предпринимательских инициатив, а также участие молодежи в прикладных исследованиях в партнерстве с бизнесом. Во многих странах развитие предпринимательских умений интегрировано в образовательные программы. Ключевым вызовом для решения проблем трудоустройства молодежи становятся создание мотивирующей бизнес-среды, совершенствование законов о труде и коллективных договоров (там, где они имеются) в части прав молодых работников.Важную роль в международном сотрудничестве, направленном на решение проблем развития профессионального образования в интересах устойчивого развития, играют ЮНЕСКО-ЮНЕВОК и сеть центров ЮНЕВОК, формирующие среду, в которой эксперты и заинтересованные стороны из всех стран мира имеют возможность взаимно поддерживать друг друга путем обмена информацией и опытом, проведения регулярных встреч и конференций, включая использование интернет-сервисов и публикации ЮНЕСКО-ЮНЕВОК. Готовность постоянно учиться друг у друга говорит о том, что создание эффективных систем профессионального образования никогда не заканчивается. Завершившийся форум способствовал укреплению партнерских отношений и сотрудничества между заинтересованными сторонами, представляющими разные страны и континенты, по приоритетным направлениям развития профессионального образования. По мнению одного из участников, «кризис не может быть преодолен с помощью того образования, которое способствовало его возникновению», сегодня нужны национальные стратегии устойчивого развития, усиление взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, комплексная трансформация учебных заведений и усиление их потенциала.Форум стал стимулом для дальнейшей модернизации московской системы профессионального образования, важной вехой для интернационализации столичных колледжей и международного сотрудничества. В процессе посещения колледжей были достигнуты предварительные договоренности о развитии двухстороннего сотрудничества с колледжами Канады, США, Финляндии.
О.ОЛЕЙНИКОВА,руководитель лаборатории сравнительного и международного образования МИРО,Н.АКСЕНОВА,научный сотрудник лаборатории сравнительного и международного образования МИРО,А.МУРАВЬЕВА,ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного и международного образования МИРО
Комментарии