Гендерный разрыв продолжает оставаться препятствием в решении проблемы всеобщего образования. Около 60 процентов детей, не посещающих школу, составляют девочки. В результате две трети неграмотных взрослых составляют женщины. Как решить эту и многие другие проблемы образования, обсуждалось на Всемирном форуме в Дакаре.
За последние 10 лет несколько стран убедительно доказали, что сильная политическая воля может превратить мечту о всеобщем образовании в реальность. Эта мысль стала ключевой на Всемирном форуме, в котором приняли участие около 1000 руководящих работников сферы образования из разных стран. Нашу делегацию возглавлял министр образования РФ В. Филиппов.
Всемирный форум дал новый импульс движению за всеобщее образование, который необходим для ликвидации вопиющего неравенства в этой области. На форуме был распространен обобщенный всемирный доклад, дающий наиболее точную и всеобъемлющую картину состояния базового образования в мире. “Существующее сегодня положение в сфере образования неприемлемо”, – подчеркнул Свен Оствейт, исполнительный секретарь форума “Образование для всех”, межучрежденческого органа, основанного в 1990 году ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирным банком. “Правительства должны решать проблемы образования, осознавая их неотложность, это всего лишь вопрос правильного выбора приоритетов”, – заявил он. В форуме приняли участие Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и руководители ряда учреждений ООН совместно с государственными и международными специалистами в области образования, неправительственными организациями (НПО), крупными бизнесменами, донорами и работниками сферы образования из 145 стран.
Свыше 180 стран подготовили к форуму объемный и детальный обзор состояния базового образования в мире. Результаты своей работы они представили на шести региональных встречах, состоявшихся в конце 1999 – начале 2000 г. Оценки состояния образования, сделанные отдельными государствами, были дополнены 14 тематическими исследованиями по проблемам образования, имеющими всемирное значение, сравнительными исследованиями процесса обучения и условий преподавания и усвоения, а также 20 частными исследованиями.
Хотя для огромного числа людей образование остается неосуществленной надеждой, некоторые страны за последние десять лет достигли заметных успехов в решении этой проблемы.
Число детей, посещающих школу, значительно возросло: с 599 млн. в 1990 году до 681 млн. в 1998 году.
Начиная с 1990 года число посещающих школы детей возрастает на 10 млн. ежегодно. Это почти в два раза превышает средние показатели 1980-1990-х гг.
Восточная Азия, Тихоокеанский регион, Латинская Америка, страны Карибского бассейна сейчас значительно ближе к решению проблемы всеобщего начального образования.
Число детей, не посещающих школу, снизилось с 127 млн. в 1990 году до 113 млн. в 1998 году.
В Латинской Америке и странах Карибского бассейна количество детей, не посещающих школу, сократилось в два раза: с 11,4 млн. в 1990 году до 4,8 млн. в 1998 году. Такие страны, как Бангладеш, Бразилия и Египет, указывают направление движения, ассигнуя на образование порядка 6% валового национального продукта.
Образование, особенно для девочек и женщин, эффективно развивается в Китае и Индии, которые достигли убедительного прогресса в распространении всеобщего начального образования. В этих же странах, а также в Бангладеш, наблюдается значительное сокращение показателей роста населения, что способствует успехам в сфере образования.
За период с 1970 по 1998 г. число грамотного взрослого населения в мире возросло более чем в два раза: с 1,5 млрд. до 3,3 млрд. человек. Вместе с тем, хотя показатели общей грамотности населения возросли для мужчин на 85%, а для женщин – на 74%, уровень неграмотности все еще остается весьма высоким, особенно среди женщин. По меньшей мере 875 млн. взрослых остаются неграмотными, и две трети из них составляют женщины. Таким образом, пропорция сохраняется такой же, как и 10 лет назад.
Африка и Южная Азия являются регионами, которым предстоит пройти самый долгий путь для достижения всеобщего образования.
Особое внимание следует уделить положению учителей, так как их статус, заработная плата, условия труда и возможности повышения квалификации за прошедшие десять лет едва ли изменились в лучшую сторону.
В мире, где 700 млн. человек живут в 42 странах-должниках, главной задачей образования должна быть помощь в преодолении нищеты. И это наиболее масштабный вызов из всех.
Очевидно, последняя проблема очень остро стоит и перед Россией, где по-прежнему образование питается крохами из государственного бюджета.
Юрий МИХАЙЛОВ
Комментарии