Всем известно одно диалектическое противоречие – чем больше знаешь о чем-либо, тем больше возникает вопросов и проблем. Так происходит с таким замечательным изобретением цивилизации, как урок. Это основная форма организации процесса обучения. Хороший урок закладывается задолго до его проведения. Многие исследователи называют процесс подготовки учителя (преподавателя) к занятию творческой его лабораторией. Что это такое? Отбор учебного материала. Как этот урок взаимосвязан с другими.
«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой соприкасаются педагоги и ученики». В.Сухомлинский
Написание плана. Продумывая план, мы определяем цели, ход занятия, инструктаж домашнего задания, выполнение контрольных работ. Подведение итогов, т.е. обобщение.
Первая трудность, с которой встречается преподаватель, – это отбор необходимого материала. Можно прекрасно знать свой предмет, обладать множеством сведений по теме, но если не продумать их структуру, не овладеть организационными приемами, то не только ничему не научишь, но и оттолкнешь учащегося от учения, и сам познаешь горькое разочарование. Умение организовать класс (группу) находится в прямой зависимости от умения педагога организовать себя прежде всего, а потом учащегося. Труд учителя можно сравнить с искусством актера. Его настроение очень сильно передается учащимся.
Очень важен темп обучения (а это зависит от индивидуальных, психологических особенностей группы, класса), чтобы все усвоили материал (поэтому знакомлюсь с группой). Немаловажным аспектом при изучении нового материала является живое слово педагога (это яркие убедительные факты, выделение главных положений, опорного конспекта – схемы на доске, работа с тетрадью…).
Многие авторы, рассуждая об уроке, справедливо пишут, что здесь нет мелочей. И это прежде всего относится к поведению учителя:
1) умение владеть голосом,
2) правильная речь,
3) интонации, жесты, мимика,
4) манера поведения (он не должен быть «маятником» перед учащимся во время хождения по классу),
5) учитель должен спокойно реагировать на хорошие или слабые ответы учащихся,
6) умение правильно одеваться. (В младших классах допускается яркая одежда, в старших классах спокойные тона. Одежда преподавателя – это не только его личное дело).
7) манера обращения к учащимся (вежливое обращение, идеи учащихся принимаются с благодарностью, поощрение трудолюбия детей),
8) демонстрация теплоты и трудолюбия.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель…
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
«Учатся у тех, кого любят».
И.Гете
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером является сам учитель».
А.Дистервег
Не секрет сегодня, что многие дети не хотят учиться (да и среди заочников их немало), поэтому встает проблема качественного обучения предмету.
Активные и интерактивные методы обучения.
То есть это такие формы обучения, которые:
1) позволяют за ограниченное время урока решить максимально возможное количество учебных задач;
2) это такие методы и формы работы, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают эмоциональную и интеллектуальную сферу сознания ученика,
3) при этом основной акцент, на мой взгляд, необходимо делать на мотивацию урока, чтобы приблизить учащихся к восприятию действия на уроке, заинтересовать и сделать их соучастниками изучаемого материала.
Многие годы используют метод математика Шаталова. Основой урока является мелографический рисунок (для простоты – опорный конспект).
Для педагога – дополнительная нагрузка, так как требует дополнительного времени для оформления опорного конспекта на доске.
Но эта работа имеет большие положительные результаты.
Согласно новым данным психологов, устная информация, особенно без проблематизации, усваивается лишь на 36%, в то время как активное слушание (например, лекции преподавателя, учителя) и запись ОК формируют у учащегося произвольное и непроизвольное внимание.
Далее включаются все виды памяти: мышечная, зрительная, слуховая, что способствует глубокому (до 70%) усвоению материала.
Преподаватель обществоведческих дисциплин не должен забывать, что формирует у подростка мировоззрение и активную жизненную позицию молодых людей.
Винить молодое поколение в инфантильности легче, чем обеспечить условия, в которых росло бы поколение, не только сильное духом, но и обладало широкой милосердной душой.
Я хочу, чтобы мои учащиеся не были посторонними свидетелями той жизни, которая их ожидает за стенами колледжа (школы), чтобы уже сейчас они учились делать выбор, совершать нравственный поступок.
Часто начинаю урок с мозговой атаки. Всего 5 минут. Прошу дать оценку того или иного события, произошедшего в нашем государстве, или необычного обращения к ним: «Здравствуйте, граждане России!» (докажите, что вы граждане России).
Воспитать – это значит сформировать ценностную ориентацию и научить различать: что такое хорошо и что такое плохо. А проблема состоит в том, как это сделать. Обсуждение газетного материала или моделирование ситуаций из реальной жизни позволяет мне получать такой ценный подарок, как доверие учеников, которое возникает не из технологии урока (включая газету в алгоритм урока – получил их доверие), а из общения, из уважительного отношения к личности ученика, умения педагога организовать обсуждение и каждого задуматься над своей позицией.
Здесь ни у кого нет права быть истиной в последней инстанции, чужое мнение можно оспорить, но навязать свое никто не может. Жаль, что газета сегодня становится более редким гостем в семье, чем это было в 60-80-е гг., что эта живительная воспитательно-образовательная река обмелела. При данном методе работы от преподавателя требуется: высокое мастерство, умение владеть аудиторией, знать психологические особенности учеников (группы), чтобы тебе безоговорочно доверяли.
Изучение правовых дисциплин – это довольно сложная, кропотливая, а порой и нудная работа.
(Например: Великая Анна Ахматова поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, она была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, она к курсам охладела). Я всегда как преподаватель это помню, стараюсь использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность и интерес моих учащихся. Основной интерес вызывает у учащихся решение творческих, эвристических задач в группах или в группе. (Как правило, ситуации берутся из реальной жизни). Эта перспективная форма учебы применима к любым возрастам.
Решение творческих, логических задач имеет следующие дидактические ценности.
Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.
Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.
Участники учатся слушать и слышать друг друга.
Учителю (преподавателю) легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею, оригинальные мысли, решение задачи.
Решение реальных ситуаций из жизни вызывает всегда большой интерес учащихся, и на его основе легко организовать деловую игру.
Как выбрать задачу? «Мозговой штурм» пройдет гарантированно, интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез – объяснений. Учитель исполняет роль консультанта или подбрасывает новое направление разговора (диспута), если видит, что мозговая атака «захлебнулась». Большое место в работе учащегося занимает самостоятельная работа с текстом учебников, документов, работа над понятием и написание рефератов, контрольных работ.
Рефераты или контрольные работы требуют большой самоотдачи как со стороны ученика, так и преподавателя, так как требуется постоянная консультация учителя или библиотекаря. Реферат, сообщение, доклад, контрольная работа – это гигантский труд. Необходимо изучить несколько источников. Далее изученный материал обобщить (а это аналитическая работа), найти свой правильный подход к пониманию проблемы. Затем кратко, четко и убедительно (в пределах допустимых норм) изложить на бумаге усвоение мысли и высказать свое суждение, дать оценку мнениям различных авторов по данной проблеме.
Следовательно, реферат, контрольная работа, сообщение, доклад – это такая самостоятельная работа, которая дает основание считать, что изучение данной науки не прошло даром, что ты разбираешься в данном вопросе, что твои усилия принесут тебе хорошие результаты и в твоей будущей общественной и производственной деятельности.
Активной формой обучения являются интегрированные уроки. Мы живем в условиях информационного общества, нашим детям уже необходимо не логическое мышление (это уровень диалектического материализма), а синтезирующее (логическое мышление плюс интуиция). Интуиция – это более обостренное чувство состояния дел, чувствовать настроение человека, предвидение будущего…
Изучение отдельных тем на интегрированных уроках может стать единым, внутренне связанным образовательным процессом, дающим выход на единую целостную картину мира. Важный принцип интеграции – рассмотрение сложного объекта (темы) с точки зрения разных наук или разные темы на основе общего подхода.
Скажем, был проведен интегрированный урок «Семья и брак в современном обществе». Тема была рассмотрена с медицинской, правовой и психологической точек зрения. А еще присутствовал философский аспект. Самое отрадное, что учащиеся отметили, что такие уроки им нужны, ибо это интересно, необычно и поучительно. Для учителя такая похвала – высшая награда.
Важно дать возможность ученикам ощутить себя гражданином своей страны. Этой задаче способствуют в полной мере, на мой взгляд, игровые педагогические технологии. При этом повышается интерес подростков к учебным занятиям и к тем социально-экономическим, политическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры,
повышается результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний учащихся с личным опытом,
формируются навыки практической деятельности через приближение учебного процесса к реальным социально-политическим и правовым ситуациям,
создаются условия для формирования гражданской позиции учащегося (готовности производить значимые изменения в собственной жизни и жизни окружающих людей). Яркий пример с урока: во время деловой игры «Встать! Суд идет» «подсудимая» наотрез отказалась сидеть на скамье подсудимых в конце судебного заседания. Она заявила: «Я не хочу быть в роли подсудимой и никому не желаю в реальной жизни оказаться здесь». Т.е. это была деловая игра, но какое сильное впечатление она оказала на эту студентку. Деловые и ролевые игры требуют серьезной подготовки, но обеспечивают высокую эффективность усвоения знаний, ибо вызывают большой интерес.
Кроме того, ввожу такой важный, на мой взгляд, элемент деловой игры, как несогласие с решением суда и обращение с кассационной жалобой в вышестоящий суд.
При изучении темы «Местное самоуправление» проводится заседание деловой игры «Заседание областной думы». В процессе игры ученики должны принять решение депутата областной думы – строить или не строить предприятие, которое ухудшит экологическую обстановку в городе, но обеспечит рабочие места и тем самым поднимет уровень жизни его жителей.
Во время игры подростки усваивают структуру и функции органов местного самоуправления, глубже вникают в проблемы своего города (или распределение городского бюджета на различные сферы жизни общества – другая тема деловой игры).
Игра требует предварительной подготовки как со стороны учителя, так и учеников (заранее готовятся эксперты). Она значительно повысит интерес к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в области.
В классе или группе техникума провожу деловую игру «Выборы президента». Кандидаты в президенты формируют свою предвыборную программу, оформляют ее, заполняют и оформляют подписные листы и проходят регистрацию. Предвыборная агитация и сами выборы могут проходить на уроке. Счетная комиссия подсчитывает голоса. Претендент, получивший больше всего голосов, становится президентом.
Ребята в итоге не только выбирают себе реального лидера, но и узнают особенности всех этапов выборов.
Если можно так сказать: умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным.
Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания (да и индивидуального тоже) – это деловые игры, ибо они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность. Поэтому сегодня каждый думающий преподаватель ставит перед собой задачу, идя на урок: воспринимать ученика как пассивного слушателя или предусмотреть для него активную роль исследователя, первооткрывателя.
Поэтому сегодня ученые дают следующие характеристики методов обучения на уроке:
1. Пассивный метод предполагает, что фигура преподавателя – главная на уроке, а ученики выполняют роль слушателей, т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.
2. Активные методы предполагают, что роль учителя не столь доминирующая, как в первом случае. Здесь преподаватель подвигает подростка к сотрудничеству, общению, поиску истины, и ученик соответственно в большей степени находится в положении субъекта.
3. Интерактивные методы подразумевают активное взаимодействие всех субъектов процесса. Учитель выполняет роль тренера, который должен организовать процесс «освоения» знаний.
Современная педагогическая мысль предлагает и ориентирует преподавателя на интерактивные методы обучения. Дискуссия включает многие активные и интерактивные методы: «дебаты», «мозговой штурм», «пресс-конференция», «ситуативная методика», «видеодискуссия» и т.п. В процессе ее совершенствуется речь, ценностное самоопределение учащихся, идет поиск истины в многообразии мнений. А итогом многолетнего применения дискуссии может служить результат, выраженный словами Платона: «Заговори, чтоб я тебя увидел».
Оценивание знаний
Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) предоставляет педагогу исключительные возможности «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора… методов оценки знания».
1. Пассивный контроль сегодня уже недостаточен (т.е. вспомнить и пересказать основные положения ранее пройденного урока).
2. Учителю следует создавать демократические условия в группе (классе) и научить учащихся принимать активное участие в образовательном процессе и, конечно, в оценивании.
3. Существует определенная система оценивания.
А. Процессуальный компонент оценивания:
умение ребят рационально использовать учебное время;
умение вдохновлять своих товарищей;
умение налаживать взаимодействие в группе (коммуникабельность);
умение быть лидером в группе.
Б. Целевой компонент оценивания:
полнота ответа,
умение делать выводы,
использование значимой информации,
грамотность речи,
аккуратное оформление результатов учебной работы,
оценивание заданий высокого уровня сложности (эссе, создание учебных проектов, проведение различных исследований).
В. Портфолио – эта система помогает отследить количественный и качественный прогресс учащихся в течение определенного времени.
Г. Рейтинговая оценка – за оригинальный ответ, за красивую речь, на вопросы, требующие сравнения, анализа, обобщения и т.д., анализ работы товарищей.
Оценивание – сложный, кропотливый, ответственный труд всех участников образовательного процесса. Оно должно носить объективный характер и быть свободно от личных, национальных, религиозных, этнических, социальных и других предпочтений.
Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель права, Кемерово
Комментарии