search
main
0

Формула внимательности. Музыка – ритм – движение

​Для успешного усвоения детьми учебного материала важны две составляющие: методика преподавания материала и степень готовности ребенка к его восприятию. Под готовностью предполагается определенный уровень развития у детей высших психических функций, в особенности произвольного слухового внимания, а также возможность поддерживать это внимание в активном состоянии в течение всего урока или занятия. К сожалению, сегодня растет количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, что приводит к трудностям в усвоении основных дошкольных и школьных общеобразовательных учебных программ. Конечно, дополнительная коррекционная работа с такими детьми ведется, но определенные трудности при организации их обучения все равно есть. Учителя знают, как порой непросто бывает успокоить класс после перемены и собрать внимание детей, находящихся в перевозбужденном состоянии. Есть ли методы, помогающие организовать внимание детей на занятиях?

Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Антонина Николаевна Масанова поделилась своим опытом преодоления трудностей обучения, связанных с дефицитом внимания, и отобрала музыкально-ритмические упражнения, выполнение которых помогает активизировать внимание детей в начале занятия и поддерживать его в течение всего урока.Многие авторы отмечают, что музыкально-ритмические упражнения благоприятно сказываются на развитии психических процессов у детей: развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение – дети постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое, например, с шага на бег или подскоки. А в логопедической ритмике выделяется даже специальная группа упражнений, активизирующих внимание, где в качестве сигналов используются слово, музыка и жест. Эти упражнения способствуют развитию быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые раздражители, формированию умения сосредотачиваться и проявлять волевые усилия, то есть тренирует многие функции внимания.Имея опыт в сфере музыкально-ритмического воспитания и логопедической ритмики, Антонина Николаевна в своей практической деятельности стремилась обобщить опыт ведущих педагогов-ритмистов, таких как Н.Г.Александрова, Н.А.Ветлугина, С.Д.Руднева, Э.М.Фиш, Е.В.Конорова, Г.С.Франио, И.В.Лифиц, продолжавших на протяжении всего XX века развитие системы ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза. Работая в Доме творчества, проводя уроки ритмики в общеобразовательной и музыкальных школах и, наконец, на базе Городского психолого-педагогического центра, Антонина Николаевна модифицировала и отобрала наиболее эффективные игры и упражнения для самых разных категорий детей (нормативно развивающихся, одаренных, детей с ОВЗ).Предлагаю воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов школ музыкально-ритмические упражнения для активизации внимания, которые они могли бы использовать далеко не только непосредственно на музыкальных занятиях и уроках ритмики, но и во время проведения любых учебных дисциплин в обычном классе, то есть даже в условиях ограниченного пространства:- «Стоп, хоп, раз». Дети выполняют под музыку шаг на месте. На сигнал «стоп» останавливаются; на сигнал «хоп» подпрыгивают; на сигнал «раз» поворачиваются кругом. Из игры выходит тот, кто ошибется.- «Упражнение на переключаемость движений». Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку (Д.Кабалевский «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и т. д. Если в классе нет возможности построить детей в две шеренги, их можно поставить парами друг напротив друга.- «Ходьба вперед и назад». Марш, муз. М.Робера. Детям предлагается на громкую музыку идти вперед бодрым шагом, высоко поднимая колени, а на тихую аккуратно отступать назад, идя на носках. Музыка – марш. Педагог меняет громкость. Упражнение способствует активизации слухового внимания и выработке переключаемости движений и произвольности.- «Охотники племени юмба». Учитель предлагает детям представить себя индейцами племени юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг. Примерные слова учителя: «Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». В качестве звукового сопровождения можно использовать музыкальные звуки, различные шумы, детские музыкальные инструменты или любые звучащие предметы.- «Эхо». Детям предлагается повторить ритмические рисунки, исполненные педагогом. Можно использовать бубен, барабанчик и др. музыкальные инструменты. Данное упражнение можно использовать в различных модификациях. Например, педагог хлопает громко, а дети тихо, как эхо. Ритмические рисунки можно передавать хлопками в ладоши, топая ногами, отстукивая карандашом или барабаня кулачками по столу и т. д. Педагог может давать образец ритмического рисунка без опоры на зрительный анализатор, то есть так, чтобы дети не видели, а только слышали, как он воспроизводит ритм.- «Запрещенное движение». Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещенным» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещенное), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещенное движение, выбывает из игры. На музыкально-ритмических занятиях это упражнение выполняется под четкую ритмичную музыку.Я надеюсь, что мой опыт будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов общеобразовательных школ и поможет организовать внимание воспитанников и учащихся в процессе занятий.Антонина МАСАНОВА, педагог дополнительного образования, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, территориальное отделение «Зябликово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте