Ключевые факторы успеха образовательной организации в сфере среднего профессионального образования – качество и спектр предлагаемых программ подготовки по востребованным на рынке профессиям для всех групп населения.
Обучающийся должен понимать, что он может не только получить профессию в колледже, но и найти потом работу по специальности, а при необходимости пройти переподготовку, желательно в шаговой доступности от места жительства.Современным запросам потребителей соответствует стратегия диверсификации образовательной деятельности с ориентацией на территориальную привязанность. Такая стратегия легла в основу программы развития бывшего строительного техникума №12, а ныне Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова, что потребовало даже изменения его названия.Колледж развивается как многопрофильная образовательная организация СПО и ДПО Северо-Восточного округа. К существующим основным направлениям подготовки (строительство, транспорт и механизация, IT-технологии и безопасность, общественное питание и сервис) добавились новые, перспективные для Москвы и региона – ЖКХ и электроэнергетика. Большую часть специальностей и профессий можно получить в центре профессиональных квалификаций «КАРЬЕРА плюс» колледжа, который выбран Департаментом образования в качестве базовой территориальной площадки ДПО СВАО.Учитывая растущие потребности города (в том числе на территории СВАО) в подготовке высокопрофессиональных рабочих кадров в сфере ЖКХ, колледж активно работает в этом направлении – разрабатывает УМК по новым специальностям и профессиям ЖКХ, заключил договоры о сотрудничестве с ГУП «Жилищник» СВАО. Недавно Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова был сертифицирован в новой системе добровольной сертификации «Жилкоммунстройсертификация» в качестве ведущей экспертной организации в области разработки программ профессионального образования СПО и ДПО в сфере ЖКХ, что говорит о высоких стандартах работы колледжа.Современные экономические реалии, вызовы, с которыми сталкиваются столичное профессиональное образование и бизнес, заставляют образовательные организации искать новые формы взаимодействия, а бизнес – поворачиваться лицом в сторону образования. Организационно каждое направление подготовки в колледже формируется в виде прогрессивной формы взаимодействия всех участников образовательного процесса – отраслевых кластеров непрерывного профессионального образования «школа – колледж – вуз – предприятие». Суть такого сотрудничества заключается в интеграции усилий и ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных) образовательных организаций и предприятий (работодателей) в рамках сетевого взаимодействия по профессиональному развитию (подготовке, переподготовке, трудоустройству) обучающихся для создания единой образовательно-производственной среды и условий непрерывного образования для формирования профессиональных кадров, отвечающих требованиям работодателя. На «входе» системы мы имеем школьника, а на «выходе» – высокопрофессионального, мотивированного, трудоустроенного работника предприятия.Интеграция создает синергетический эффект – каждый из участников образовательного процесса получает дополнительные выгоды и возможности для достижения своих целей, выполняя определенную функцию. Школа стала «поставщиком» и базовой площадкой для ранней профориентации и развития научной и творческой активности обучающихся, колледж и вуз реализуют процесс профессионального образования своего уровня, а системообразующая роль принадлежит предприятию (работодателю). При этом сильные стороны колледжа – традиционно тесные связи со школами и прикладной характер подготовки, вуз обладает значимым интеллектуальным потенциалом, учебно-методической базой и возможностями для дальнейшего профессионального и творческого роста обучающихся в интересах работодателя. Предприятие, будучи фактически основным заказчиком кадров (работодателем), формирует требования к профессиональным стандартам подготовки, участвует в создании (модернизации) материально-технической базы образовательного процесса (оборудование учебных классов, лабораторий, мастерских, учебных полигонов), реализует собственные (а также совместно с колледжем и вузом) механизмы ранней профориентации школьников (проведение тематических уроков, экскурсий, мастер-классов, конкурсов), мотивации и поддержки обучающихся (именные стипендии, гранты), а также молодых работников – выпускников образовательных организаций.Реализация такого подхода требует от участников решения нескольких задач, в том числе разработки и внедрения современных профессиональных стандартов подготовки с учетом требований работодателя, единого подхода к подготовке обучающихся, согласованного (унифицированного) модульного УМК по всей цепочке непрерывного образования, создания условий и механизмов реализации образовательного и профессионального лифта для обучающихся и сотрудников работодателя. Ключевым условием успешности реализации подобного взаимодействия будет реальная заинтересованность предприятия(й) в приобретении высокопрофессиональных кадров, наличие финансовых ресурсов и готовность быть вовлеченным в образовательный процесс.Ориентируясь на эту модель развития, сегодня колледж реализует совместно с ОАО «МОЭСК» и ВПО «МЭИ» актуальные для экономики города и востребованные работодателем профессии электроэнергетического профиля, что обеспечит высокое качество подготовки, гарантированное трудоустройство, профессиональный и образовательный лифты. К слову, наш колледж был определен ОАО «МОЭСК» в качестве своей базовой образовательной площадки СПО в Москве после тщательного анализа и выбора среди шести других профильных колледжей города.Подобная модель развития системы непрерывного образования способствует обеспечению эффективности, результативности и привлекательности московского профессионального образования.Е.КРАВЧЕНКО, руководитель учебно-инновационного центра Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова
Комментарии