search
main
0

Формула успеха. Открытия необходимы не только детям, но и взрослым

Наш рассказ о программе «Открытие», с одной стороны, спортивной и приключенческой, а с другой – педагогической, направленной на воспитание и развитие детей. Активное участие в программе принимают ребята из коррекционных школ, да и трудные дети тоже – и для тех и для других программа становится отличным инструментом интеграции и социализации. Слово «успех» в заголовке материала можно в равной степени отнести к самой программе «Открытие» и к каждому ребенку, который в ней участвует. Необходимым условием этого, так сказать суммарного, успеха является слаженность действий всех взрослых, работающих в программе. Кажется, этой слаженности нам удалось добиться, и материалы, которые мы предлагаем, хорошо ее демонстрируют.

Приключение и общениеПрограмма «Открытие» функционирует второй год. И уже привычно Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Клуб «Приключение» и Центр дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» в рамках этой программы устраивают одноименный спортивный фестиваль для московских детей. В подмосковную Рузу съезжаются ребята 12-18 лет, юные спортсмены – борцы, лыжники, ориентировщики, гимнасты, шахматисты, а также многие другие, менее близкие к спорту дети, в том числе из коррекционных школ.Фестиваль проходит на базе тренажерного парка, построенного по проекту Клуба «Приключение» на территории молодежного учебно-реабилитационного центра «Алмаз», принадлежащего Российскому государственному социальному университету.Тренажерный парк – это несколько оригинальных площадок под открытым небом: курс упражнений «Создание команды», двухъярусная подвесная полоса препятствий «Рубикон», тренажер «Лестница Якоба» и скалодром.Стоит отметить, что занятия на тренажерах всего лишь часть образовательного и воспитательного процесса, заложенного в программу «Открытие». Второй, не менее важной, составляющей мы считаем то, что между нами получило название «Общение». Знакомство, подготовка к вечернему мероприятию, само вечернее мероприятие, на котором команды показывают творческие номера, подведение итогов дня, «сеансы обратной связи» – фестиваль насыщен специальными занятиями и тематическими беседами. Иван ДУБОВ,руководитель программы «Открытие»«Очень хорошо к нам относятся»Мои ребята из 418-й коррекционной школы для детей с задержкой умственного развития сюда уже приезжали, но я в Рузе была впервые. В группе были одни мальчики 13-16 лет. Трое из них спокойные и послушные, но поддающиеся провокациям, а трое – просто-таки хулиганы. Еще в автобусе мне позвонил руководитель программы Иван Дубов и спросил, какого инструктора мне прикрепить. «Самого сурового, но чтобы уважал детей», – ответила я.Таким он и был – Андрей Демченков. Идеальный инструктор для нашей группы.Дети чувствовали его уважительное и доброе отношение. Весело смеялись над его шутками, азартно играли с ним в футбол и слушали строгие внушения. После неудачной первой ночи, которую четверо взрослых провели в бегах по корпусу за детьми, я услышала признание ребят, что Андрей, несмотря ни на что, «очень хорошо к нам относится».Инструктор всегда был с нами, ел за одним столом, проходил «Рубикон» и был очень педантичен и настойчив в вопросах безопасности.Так как большинство ребят не впервые видят тренажеры Рузы, нам не пришлось подсказывать им, как выполнять упражнения курса командообразования, или долго учить, как правильно надевать страховочную систему для прохождения «высотного курса».Только у одного мальчишки возникли трудности. Когда мы проходили «нижний курс», Ваня ударился ногой о бревно. Ссадина была небольшая, но преодолевать трудности он, видимо, не привык.Наверное, Ване было сложнее всех. Но он рвется в Рузу опять.Все остальные ребята с удовольствием проходили тренажеры, участвовали в играх и говорили каждый день, как все здорово. Никто не хотел возвращаться домой.Теплота, одобрение, поддержка нужны любому человеку и, конечно, мальчишке-подростку, хоть он и скрывает это. Вряд ли в своем возрасте они вообще обнимаются со взрослыми и, наверное, не так часто слышат слова одобрения, а ведь в таких отношениях и рождаются успешные люди.Ирина РОССОВА,педагог дополнительного образования ГОУ «Лаборатория путешествий»Узелочки на памятьНаши дети – спортсмены-ориентировщики из СДЮСШОР №54 «Ориента», – признаться, слабо представляли себе, куда и зачем, собственно, они приехали. Для многих это вообще был первый выезд с командой за город.Первое задание – разделить участников на группы по 6-7 человек. Инструкторы, молодые улыбающиеся ребята, выбирают себе команды. И кажется, все мы, тренеры-сопровождающие, можем быть свободны. Но, оказывается, все не так просто! Атмосфера программы и волнение за ребят заставляют краем глаза, не вмешиваясь в процесс, наблюдать за происходящим. Дети, пока еще не до конца поняв смысл происходящего, следуют за инструктором.Вечером первого дня ребята проходят курс «Создание команды». Потом просмотр короткометражек, размышления и беседа на тему «Формула успеха». Поразительно, как много нового мы узнаем о детях, с которыми работаем и живем бок о бок. Как много хорошего скрыто в них!Мы, тренеры, смотрели, как дети ползают по «Рубикону», уже зная, что и самим придется его преодолеть. Наблюдая с земли, волнуешься за ребят ужасно, но когда залезаешь в переплетение тросов и перекладин сам, коленки начинают дрожать всерьез. Настоящее понимание того, через какие страхи пришлось перешагнуть ребятам, приходит только теперь. Да, они здоровые, занимающиеся спортом дети. Но дети, живущие в городе, с большим количеством благ, с любящими родителями, готовыми отдать им последнее. А здесь товарищ, стоящий на краю пропасти, который боится – боится, как и ты. Но ты держишься сам, держишь его и не смеешь заплакать, сдаться.Ни одного грубого слова, ни одного конфликта. Очень ценно было провести два дня в окружении Настоящих Людей. Утром, после завтрака, куда все пришли уже с вещами, мы собрались в зале, где еще позавчера только знакомились. Вручение памятных дипломов, добрые слова в адрес друг друга, и слезы у многих на глазах, и традиционное завязывание веревочек на запястье – как знак благодарности другу за поддержку, на память и с уверенностью встретиться вновь.Веревочки на запястье – это символ эмоций, переполняющих нас. Символ огромного желания окунуться в ту атмосферу дружественности еще не один раз. И еще не один день мы не будем развязывать узелочки на руке, чтобы как можно дольше помнить, кем мы стали друг для друга после «Открытия».Екатерина РЕБРОВА,тренер-преподаватель СДЮСШОР №54 «Ориента»Не стесняться и не замыкатьсяРабота кипела. Площадка тренажеров «Открытие» встречала и провожала группы. Ребята из разных школ города Москвы в течение двух дней испытывали себя на прочность.После завершения второго дня я решила задать детям волнующий меня вопрос:- Ребята, зачем в лагере инструктор?- Инструктор? Он же друг! Он помогает нам, – немного обиженно за то, что вообще такой вопрос задается, ответил Антон.- Вы нужны, чтобы следить за нами! – сказал Тимофей. – Нам очень нравится, что здесь такая дисциплина. Мы никуда не убегаем и всегда чем-то заняты.- Я вообще ожидал другого! – вдохновенно продолжал Антон. – Я думал, мы полазаем полчаса, а все остальное время будем гулять. Нам повезло с инструктором – ты не ругаешь нас и всегда с нами!- Вы были нашими помощниками на «Рубиконе» и помогли показать себя с творческой стороны, – присоединяется Катя, единственная девочка в моей группе.- Мы узнали формулу успеха! – весело подытожил Антон. – Жаль, что мы здесь только два дня.Вечером мою новую группу ждало мероприятие, на котором они должны были показать театральный номер и предъявить плакат, которые бы выражали их формулу успеха. Ребятам-бойцам творческая деятельность казалась чуждой, и, валяясь на кровати, они показывали мне это всем своим видом. «Хорошо», – сказала я и начала сама рисовать плакат. Почти сразу ко мне подошел один из них и, спросив жестом, что изобразить, взял кисточку и начал тщательно выводить мыльные пузыри. И тут мне пришла в голову гениальная идея! Я начала вызывать ребят по одному и показывать, что рисовать. В итоге все очень оживились. Актеров для сценок они теперь выбирали сами, и наконец-то я поняла, в чем состоит моя главная задача как инструктора.Дарья ЕФИМОВА, инструктор, студентка социально-гуманитарного факультета РГСУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте