Юные журналисты из медиацентра шуваловской школы №1448 попросили рассказать об этом главу муниципального округа Раменки, председателя управляющего совета в нескольких школах, депутата Станислава ДМИТРИЕВА.
– Здравствуйте, Станислав Николаевич. Спасибо, что уделили нам время. Мы, представители шуваловского медиацентра, хотим задать вам несколько вопросов.
– Рад новой встрече и сотрудничеству с вашей школой, несмотря на то что наш разговор сегодня проходит онлайн.
– Вы 8 лет работали в своей родной школе, в которой учились, были заместителем директора. Помогает ли школьный опыт в вашей работе?
– Школа заложила серьезный фундамент для моей нынешней работы. Школа – это общение. Общение с ребятами, родителями – такой жизненный опыт помог в дальнейшем в моей работе, которая стала публичной. Я общаюсь с огромным количеством людей, особенно с жителями района, решая самые разные вопросы. Уверен, что тем, кто работал в школе, гораздо проще затем строить карьеру в сфере управления.
– У вас есть личный секрет успеха?
– Я родился и вырос здесь, в Раменках. Вся моя трудовая деятельность связана с нашим районом, и это, безусловно, помогает в моей профессиональной деятельности. Когда я решил выдвинуть свою кандидатуру в депутаты, меня поддержали все те люди, с которыми в свое время свела школа. Это были и мои одноклассники, и ученики, и коллеги по школе, и родители учеников, которые поддержали меня и на сегодняшней моей должности. Мой секрет успеха на руководящей должности – это доверие к людям, взаимопонимание и умение находить общий язык и договариваться в любой ситуации.
– Расскажите поподробнее про муниципальную власть. Какие задачи и функции она выполняет?
– Когда вы будете учиться в институте и получать высшее образование – юридическое, экономическое или изучать государственное и муниципальное управление, то более подробно поймете, как осуществляется управление районом или городом. Если говорить о нашем городе, о Москве, то она имеет свою специфику управления. Вообще все районы столицы хотя и разные, но имеют схожие моменты в системе управления, при этом каждый развивается по своим определенным правилам, которые устанавливает руководство города.
Органы местного самоуправления – муниципальная власть, которая имеет четкую структуру и строгое распределение обязанностей, помогает жителям в решении самых разных вопросов.
– Каких, например?
– Это вопросы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. К примеру, состояние дома, подъездов, придомовых территорий. Также под контролем местной власти находятся общественный транспорт, предприятия общественного питания, образование, здравоохранение. Районная власть участвует в решении этих вопросов. Самые важные решения принимает руководство города, но мы, районная власть, также имеем к этому определенное отношение. К примеру, образовательные организации напрямую подчиняются Департаменту образования и науки города Москвы, но с ними активно взаимодействуют органы местного самоуправления. Даже сейчас, когда мы общаемся, я узнаю от вас, чем живут школьники, какие есть вопросы, а вы в свою очередь получаете информацию о работе органов власти вашего района.
– Станислав Николаевич, насколько тяжело работать главой муниципального округа и какие основные задачи вы ставите перед собой как депутат?
– Чтобы осознанно занимать определенную руководящую выборную должность, необходимо иметь опыт работы и знания, уже работая в этой структуре, я продолжал повышать свои знания. Дважды учился в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, получил диплом юриста, окончил магистратуру. Помимо этого проходил курсы повышения квалификации в МГУ имени М.В.Ломоносова, курс повышения квалификации в Университете Правительства Москвы.
Для того чтобы понимать, в каком направлении двигаться, необходимо иметь определенный опыт работы, постоянно совершенствоваться и учиться. Конечно, работа главы муниципального округа непростая, постоянно необходимо решать различные вопросы, которые возникают у жителей района. И когда мы находим пути решения этих проблем с нашими жителями, конечно, испытываешь чувство удовлетворения. Да, бывают случаи, когда решить какой-то вопрос сложно. Город стремительно развивается, и одно из таких направлений – строительство метро. Это создавало большие неудобства для жителей, менялось движение транспорта на Мичуринском проспекте, такие трудности вызывали определенный негатив со стороны людей, но в конечном итоге путем переговоров мы пришли к тому, что после открытия станции стало удобнее и комфортнее всем.
– Как изменилась ваша работа в связи с эпидемиологической ситуацией и удаленным режимом работы?
– Да, ситуация была непростая, но все руководители находились на своем рабочем месте, как и директор вашей школы Ольга Александровна Дмитриева, как и руководители других организаций и предприятий. Сотрудники органов власти были частично переведены на удаленную работу, и я должен сказать, что это создавало определенные трудности. Когда все находятся в одном месте, то работу выстраивать проще. Сейчас таких жестких ограничений, которые были весной, когда все находились дома, нет. Жители по-прежнему приходят, обращаются с вопросами, за помощью, но в ряде случаев мне как руководителю приходится действовать одному, без помощи сотрудников. Тем не менее я справляюсь. Все сотрудники работают по определенному графику в органах власти и района, и округа, и Правительства Москвы. Мы выполняем свою работу без сбоев, и, самое главное, все руководители должны, несмотря на все сложности, быть на своем рабочем месте, потому что иногда требуется принятие оперативных и своевременных решений.
– А спортивные и детские площадки открыты? На них можно играть, заниматься спортом, несмотря на сегодняшнюю ситуацию?
– Для прогулок на площадках и занятий спортом жестких ограничений нет, но при этом, безусловно, все должны соблюдать социальную дистанцию.
Детские площадки проходят специальную обработку дезинфицирующими средствами, чтобы минимизировать заражение коронавирусом. Но сколько бы вам не было лет, необходимо понимать, что установленные требования нужно соблюдать и не ходить туда, где есть большое скопление людей. На улицу нужно выходить, чтобы поддерживать себя в определенной физической форме, дышать свежим воздухом, но всячески избегать мест массового скопления.
– О каких новых проектах в Раменках вы можете нам рассказать?
– Прежде всего это проект, связанный с развитием транспорта. Это и метро, и наземный транспорт. После введения в действие новых дорог появились и новые маршруты. Что касается транспортного проекта, нашей гордостью является то, что на территории района Раменки расположен МГУ имени М.В.Ломоносова. Кроме того, было принято решение о развитии новой территории, на которой будет строиться инновационный технологический центр «Воробьевы горы». Строительство данного научного инновационного центра научной долины – это серьезный проект в развитии нашего района. Основная его идея заключается в формировании на новой территории МГУ имени М.В.Ломоносова инновационной экосистемы мирового уровня, повышении инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок. В дальнейшем социальные инфраструктура и объекты, которые будут размещены на новой территории, будут работать и на район Раменки. О чем идет речь?
Научная долина – это и лаборатории, и исследовательские центры. Там будут заложены спортивные объекты, музейный комплекс, объекты для культурно-массовых мероприятий. А поскольку мы очень тесно сотрудничаем с Московским университетом, то все спортивные объекты и объекты для проведения культурно-массовых мероприятий будут доступны и для жителей района.
Говоря о новой территории, раз уж мы коснулись темы Московского университета, ваш Шуваловский корпус расположен на этой территории, там же расположен и медицинский корпус МГУ, который играет большую роль в жизни нашего района, поскольку любой житель может прикрепиться к медицинскому центру и получать там квалифицированную медицинскую помощь. В разгар коронавирусной инфекции центр был переоборудован под госпиталь, который принимал больных ковидом.
Медицинский центр разработал свой порядок (регламент) лечения больных коронавирусом, и сегодня эти регламент и разработки активно используются в медицине. Кроме того, медицинский центр продолжает принимать больных и лечить от вируса. А биологический факультет МГУ является разработчиком одной из вакцин. Это будет уже четвертая вакцина, официально зарегистрированная в стране. Наше соседство с Московским университетом накладывает отпечаток и на развитие всего района в целом. В Раменках живут и преподаватели университета, и студенты, поэтому университетский мир влияет и на особенности района, а может быть, и на кого-то из вас – в будущем, вероятно, кто-то будет учиться в Московском университете.
– Нам как ученикам будет очень интересно и полезно узнать, какие образовательные программы вы проводите для школьников.
– Муниципальная власть непосредственно не наделена такими полномочиями, как организация образовательного процесса. Этим занимается Департамент образования и науки города Москвы. Но, учитывая то, что я работал в системе образования, для себя определил: находясь на этой должности, буду работать и взаимодействовать со школами по разным направлениям. Это прежде всего индивидуальные контакты со школами: я вхожу в управляющие советы нескольких школ нашего района, плотно взаимодействую с межрайонным советом директоров.
Совет директоров принимал участие в подготовке городского фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты». Часто принимаю участие в мероприятиях шуваловской школы. Ваш директор Ольга Александровна постоянно приглашает меня на защиту проектов ваших старшеклассников, которые проводятся в мае.
Не так давно в вашей школе и во всех школах России писали Диктант Победы, я тоже принимал в нем участие в качестве эксперта. Вот и сегодня мы с вами общаемся в режиме онлайн, и я очень надеюсь, что скоро увидимся в офлайне, ведь ситуация уже улучшается. Вот таким образом строится мое сотрудничество со школами нашего района.
– Что, на ваш взгляд, наша школа №1148 может сделать, чтобы помочь нашему округу стать лучше?
– Помню, много лет назад проходил конкурс. Школьники писали сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы был руководителем?».
Я считаю, что к этому стоит вернуться, потому что в те годы школьники писали о тех проблемах, которые видели вокруг: благоустройство дворов, работа транспорта, экологические проблемы, которые всегда очень волнуют москвичей и являются мировой проблемой на сегодняшний день. Нужно вернуться к написанию таких проектов, для того чтобы увидеть те проблемы, которые вас волнуют, найти пути их решения. Это может быть очень полезно для органов муниципальной власти. И, таким образом, вы окажете содействие в развитии района и нашего города в целом.
– Расскажите о своей школьной жизни. О чем мечтали, какие ставили цели?
– Когда я учился в школе, то мечтал стать учителем. Моя мечта осуществилась. Я не знаю, есть ли такие игры у юного поколения, но, когда я учился, мы даже играли в школу. Собирались группой: кто-то был в роли директора, кто-то был учителем, кто-то – в роли учеников.
– Вам какая роль больше всего нравилась?
– Мне нравилось быть в роли директора (смеется). Мы где-то находили доску, брали мел, и это не было чем-то удивительным. Спустя годы мечта сбылась, и я стал учителем. Но когда учился в старших классах, конечно, что-то в голове менялось, но тем не менее на педагога выучился. А проработал я в школе 8 лет, и в памяти эти годы остались очень ярким воспоминанием. Именно поэтому сегодня одно из ключевых направлений моей деятельности – взаимодействие со школами. Школа дает заряд энергии, оптимизма, и тот, кто там работает или так или иначе с ней связан, всегда в душе будет молод.
– Какой предмет вы преподавали?
– Историю и обществознание.
– А как вы решили изменить свою жизнь и отважились на такую важную и ответственную должность, как глава округа?
– Еще работая в школе, я активно принимал участие в общественной жизни района – в работе избирательных комиссий, в других общественных делах. Это привело к тому, что мне поступило предложение баллотироваться в депутаты, ну а депутаты из своего состава избирают председателя, который является главой муниципального округа. Если бы я работал не в системе образования, то в системе власти я бы не оказался точно, и моя жизнь сложилась бы по-другому. Все произошло логично: из системы образования перешел в систему управления, и я счастлив, что свою судьбу изначально связал со школой.
– Какое направление в образовании лучше выбрать, чтобы в будущем стать депутатом?
– Депутатом может стать человек с любым образованием. Но когда вы станете депутатом и в органах исполнительной власти будете занимать какие-либо руководящие должности, то, безусловно, нужно свою работу подкреплять определенными теоретическими знаниями.
Министр ты или руководитель департамента, все равно нужны определенные управленческие знания, потому что управление – это тоже наука, этому навыку нужно учиться. У нас в России есть крупные образовательные учреждения, где этому учат. Я получил два диплома в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которая имеет особый статус в плане подготовки кадров для государственной и муниципальной службы. У академии есть филиалы в других городах, то есть это серьезное учебное заведение. Мы говорили сегодня о МГУ имени М.В.Ломоносова, где тоже есть факультет государственного управления. Там дается очень высокий уровень образования будущим управленцам. Есть курсы профессионального повышения квалификации для действующих специалистов. Таким образом, чтобы стать депутатом или руководителем, можно иметь разное образование. Выбирайте то образование, которое хотите получить, и станьте хорошим специалистом. Именно это основа того, чтобы подняться по карьерной лестнице и занять управленческие позиции, ну и затем, как я уже ранее говорил, нужно будет учиться по профилю «Управление».
– Как вы считаете, депутат – это перспективная профессия и будет ли она востребована в будущем?
– Депутат – это та профессия, которая была, есть и будет, но я вам сразу скажу, что депутат на местном уровне и на уровне района – это общественная нагрузка, общественная деятельность. То есть у людей есть другая основная работа, но они также занимаются общественной деятельностью. Председатель Совета депутатов получает зарплату, и это его основное место работы. Он отвечает за подготовку заседаний Совета депутатов, занимается решением других организационных вопросов. Депутат Государственной Думы – это уже должностное лицо, получающее зарплату, но это не профессия, это работа. У него есть определенные права и обязанности, ну и в силу того что есть разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, депутатский корпус будет существовать всегда, потому что депутаты принимают законы, по которым мы все живем. Само человечество выбрало такой путь. История создания этой системы была очень сложной. У депутатов появляются новые полномочия, какие-то из них будут изменяться, но в целом институт депутатства будет сохранен.
– Что бы вы пожелали подросткам, решившим связать свою жизнь с политикой?
– Когда человек становится либо депутатом, либо занимает в органах власти какую-либо должность, он должен прежде всего помнить, что действует в интересах людей. Депутат не должен забывать, что он избран, чтобы соблюдать их интересы. Потому что, к сожалению, бывают случаи, когда люди, находясь на выборной должности (муниципальный депутат либо депутат Государственной Думы), иногда принимают решения, которые не поддерживаются жителями. Так быть не должно. Необходимо учиться искать и находить компромисс даже тогда, когда среди жителей нет единства в том или ином вопросе. В таком случае нужно садиться за стол переговоров и находить общий язык, пытаться убедить в правильности того или иного решения. Самое главное правило депутата – смотреть на своих избирателей, и тогда не будет стыдно за свою деятельность.
– Учитывая, что учебный год подходит к завершению, а учились вы в не очень простых условиях, хотелось бы у вас узнать, что нового произошло в этом учебном году, с чем вы столкнулись?
– Самое главное – это учеба в дистанционном режиме, ведь это совершенно другой, новый для нас формат. Раньше такого никогда не было, и это, считаем, великолепный опыт, который нам обязательно пригодится. Когда мы только пришли в школу, было, если честно, непривычно видеть учителей в масках на уроках, антисептики в школе, это было новое, необычное, и мы пытались привыкнуть. Но у нас все получилось!
Кир АТАМАНОВ, Юля БЫКОВА, Ульяна ФИЛИНА, юнкоры медиацентра шуваловской школы №1448
Досье
Станислав Дмитриев. Москва, район Раменки. Три высших образования. В 1998 году окончил Университет Российской академии образования, – Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (2011 год – квалификация «юрист», 2015 год – квалификация «магистр государственного и муниципального управления»). Депутат муниципального собрания, глава муниципального округа Раменки, руководитель муниципального образования Раменки. С 2005 года является советником Объединенного профсоюзного комитета МГУ имени М.В.Ломоносова. Член партии «Единая Россия».
Комментарии