search
main
0

Формула успеха

Как сельский учитель химии стал профсоюзным лидером республики

В Татарстане, пожалуй, нет педагога, который бы не слышал имени Юрия Прохорова. Тысячи людей знают его как автора самых удачных образовательных инициатив в республике и главного защитника педагогических работников. Сотни учителей и профсоюзных лидеров, включая министра образования Татарстана, считают Прохорова своим наставником, соратником, другом. За полвека Юрий Петрович примерил на себя разные роли в сфере образования: был сельским учителем, педагогом престижной казанской гимназии, директором школы, начальником управления образования города, руководителем отраслевой профсоюзной организации.

Юрий ПРОХОРОВ

 

О детстве

«Судьба благоволила мне на каждом этапе жизни, – начинает рассказ о себе со свойственным ему оптимизмом Юрий Прохоров. – Оглядываясь на свои прожитые 82 года, сегодня могу с уверенностью сказать, что провел их результативно, с пользой».

И это действительно так. Но, зная дату рождения Юрия Петровича, понимаешь: трудностей избежать не удалось. Детство проходило во времена Великой Отечественной войны. Жили на Волге, в Ульяновске. Мама воспитывала четырех мальчишек одна, отец был на фронте. После войны в семье родился пятый ребенок.

«Я очень хорошо помню детские годы, – делится Юрий Петрович. – Запомнились маленькая деревянная изба, в которой мы жили, овчарка, охраняющая дом, игры с друзьями в «чижика». Помню возвращение отца с фронта в конце 1945 года. Мне было пять лет, он приехал ранним утром, я впервые тогда в осознанном возрасте увидел его. Самым ярким воспоминанием стал голод 1946-1947 годов, к которому привели последствия войны и катастрофическая засуха. Родители работали в колхозе, но еды не было. Чтобы выжить, собирали гнилую картошку, пекли из нее лепешки».

«Значит, характер закалили трудности?» – спрашиваю я. «Думаю да, но еще школа и учителя…»

 

О школе

В детстве Юрий сменил три школы, но главной для него стала последняя – школа №42, куда он пришел в 8‑м классе. «Это действительно было место, где ковался характер учеников, – отмечает Юрий Петрович. – Здесь нас воспитывали не словами, а делами. Я не знаю ни одного примера, чтобы выпускник 42‑й школы стал плохим человеком. Может быть, кто-то не выбился в элиту, но достойными людьми однозначно стали все. И секрет в том, что нам просто некогда было заниматься дурными делами».

Всеми внеклассными мероприятиями заправлял клуб старшеклассников. При нем были созданы хор, танцевальный кружок. Ребята проводили игры «Что? Где? Когда?», до хрипоты спорили на научных диспутах, организовывали школьные вечера. Доверие ученикам было колоссальное.

Юрий Прохоров вспоминает, как ему поручили заведовать школьной радиорубкой: вел репортажи о жизни школьников, готовил политические и комсомольские новости.

Самым большим наказанием для старшеклассников было отстранение от внеклассных дел. «Однажды меня выгнали из школьного хора за то, что фальшивил на репетиции. Так ведь это было для меня трагедией! – говорит Юрий Петрович. – Пришлось записаться в танцевальный кружок. Позже в танцы перешли и другие ребята из нашей компании. Мы много выступали на районных конкурсах, летом гастролировали по области. Школьные товарищи остались моими лучшими друзьями на долгие годы».

 

Об учителях

По словам Юрия Петровича, ему везло и на педагогов, особенно мужчин. «В начальной школе первым учителем был фронтовик Николай Ефимович, фамилию уже не вспомню. В старших классах – молодой историк Юрий Иванович Латышев. Именно Латышеву я обязан тем, что стал учителем, – рассказывает Прохоров. – Он показал мне, каким должен быть настоящий педагог: всегда был рядом с учениками, никогда не отталкивал, с ним можно было поговорить в любое время и на любую тему».

Юрий Латышев создал собственную педагогическую систему – уникальную методику, где ребенок является не объектом обучения, а равноправным участником образовательного процесса. Придумал и проводил «перевернутые уроки», когда дети сами готовятся к занятию, а затем на уроке обсуждают заданную тему, спорят, получая таким образом знания, развивая речь и культуру мышления.

«До сих пор вспоминаю наши так называемые кругосветки, когда мы всем классом сплавлялись на лодках по Свияге и Волге, – делится Юрий Прохоров. – Неделю ночевали на берегу, Юрий Иванович учил нас готовить на костре и другим походным премудростям. Но главное – своим примером показывал, что значит быть членом команды».

А еще Юрий Латышев преподавал в школе легкую атлетику, и очень скоро ученик Прохоров стал чемпионом области по спортивной ходьбе. Его школьный рекорд на 1500 метров несколько десятков лет никто не мог побить! Впрочем, сам Юрий Петрович признается, что занятия спортом давались ему легко – он всегда был физически крепким и выносливым. Шутка ли, каждый день по 5 километров пешком ходить в школу и столько же обратно в свой колхозный поселок. При этом тяжелые обязанности по дому тоже никто не отменял: почистить хлев, накормить скотину, наколоть дрова, летом прополоть огород и многое другое. В многодетной семье у каждого ребенка был свой фронт работы, выполнявшийся беспрекословно.

С любимым педагогом и наставником, который позже стал народным учителем России, почетным гражданином Ульяновска, бывший ученик дружил всю жизнь, бывая в родном городе, всегда навещал. «Мы остались друзьями с Юрием Ивановичем до самой его смерти, он умер два года назад в возрасте 89 лет», – говорит Юрий Прохоров.

 

Юрий Петрович в молодости, 1960 год

 

О профессии и наставничестве

После школы Юрий Петрович работал слесарем на станкостроительном заводе, параллельно поступал в педагогический институт. Пройти по конкурсу не удавалось два года, подводила пунктуация на сочинении, но в итоге мечта стать учителем сбылась, окончил химико-биологический факультет.

«В Ульяновском педагогическом институте был сильный профессорско-преподавательский состав и очень много производственной практики, – рассказывает Юрий Прохоров. – Я считаю это правильным, профессию нужно осваивать «в поле». Мы, например, весь пятый курс работали в сельских школах, позже мне даже зачли этот период в льготный педагогический стаж».

Дальше молодой учитель химии четыре года набирался опыта на Дальнем Востоке – уехали туда всей группой по распределению. «Представляете, сами попросились, мол, в своих краях мы еще успеем поработать», – улыбаясь, вспоминает Юрий Петрович.

Как оказалось, не зря. Именно в школе села Малиново Приморского края был заложен тот профессиональный фундамент, на который Прохоров опирался всю свою дальнейшую карьеру. «В Малиновской школе я не только преподавал химию, но и был завучем. Здесь мне показали, как нужно работать, чтобы получить результат. Отточил методику, появилось понимание предмета, ценности урока, я научился порядку и дисциплине. Очень благодарен директору школы Петру Петровичу Потербе, который стал для меня примером настоящего руководителя и еще одним наставником», – вспоминает Юрий Петрович.

Далее были переезд в Казань, счастливые годы учительства, время работы в директорском корпусе, на руководящих постах в отраслевых ведомствах…

 

О профсоюзе

Последние 25 лет своей карьеры Прохоров посвятил защите интересов педагогов республики. Он возглавил республиканскую профсоюзную организацию в непростое время – шел 1996 год, работникам образования не платили зарплату, педагоги под профсоюзными знаменами выходили на забастовки. Юрий Петрович всегда был в первых рядах, не опасался критики, не боялся власти… Благодаря его смелости, решительности, умению доводить любое дело до конца многое получалось. Например, в свое время, пройдя через Конституционный суд, удалось отменить постановление правительства, не учитывавшее ведомственные знаки поощрения республики при присвоении звания «Ветеран труда». Затем отстояли 25‑процентную надбавку к учительским зарплатам. В 2008 году профсоюз пресек попытку правительства РТ перейти на новую систему оплаты труда педагогов без повышения фонда оплаты, а позже при участии профсоюза закрепили оклады работников образования республики на уровне не ниже МРОТ.

С годами Прохоров завоевал такой авторитет, что ни один документ, касающийся педагогов, не подписывался в правительстве республики без согласования с ним. Мало того, власти Татарстана начали финансировать многие проекты, инициированные профсоюзом. Так, программа льготного обеспечения работников образования санаторными путевками за 19 лет ее реализации получила более миллиарда рублей из казны республики, профсоюз же не потратил ни копейки. «Это дало возможность использовать профсоюзный бюджет на другие программы оздоровления, а заодно ликвидировать очередь за санаторными путевками», – с гордостью говорит Юрий Петрович.

Еще один подарок от властей Татарстана с подачи Прохорова работники образования получили в виде доплат к пенсии. С 2007 года все, кто выходит на заслуженный отдых (сегодня это 18 тысяч человек), ежемесячно в течение 10 лет получают выплату из негосударственного пенсионного фонда «Волга-капитал». Финансирует программу правительство республики, каждый год выделяя около 50 миллионов рублей.

«Благодаря этим и многим другим результатам, которые сегодня имеет наша региональная профсоюзная организация, я испытываю глубокое удовлетворение. Рад, что удалось что-то полезное сделать для людей, – подытоживая нашу беседу, говорит Юрий Петрович. – В республике действительно сложилась конструктивная система социального партнерства, все вопросы спокойно решаются за столом переговоров. Хотелось бы, чтобы так было всегда».

Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА, Казань

 

Справка «МП»

Юрий Петрович Прохоров – заслуженный учитель школы Республики Татарстан, лидер образования России. Возглавлял Татарстанскую республиканскую организацию Общероссийского Профсоюза образования с 1996 по 2022 год. Был депутатом Госсовета республики. Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» и Знаком почета – высшей наградой Общероссийского Профсоюза образования. Юрий Прохоров и его жена Нина (по образованию учитель математики) стали основателями педагогической династии. Сначала по стопам родителей пошли дети-двойняшки, выбрав профессию учителя, затем педагогический вуз окончили внучки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте