Проектная деятельность для учителя графики и черчения СШ №5 города Спасска-Дальнего Приморского края Елены ЖИРКОВОЙ – не дань моде, а настоящее «дело жизни». Чтобы научить ребят проектной деятельности в области технического и художественного конструирования, она создала программу «Графика» (интегрированный курс изо и черчения).
Отдельная «песня» – обучение детей основным приемам экспертизы научных проектов. Для юных экспертов создан целый этический комплекс, первое правило которого: «Обращайтесь к экспертируемому и группе экспертов корректно, проявляйте доброжелательность в общении». В 2002 году проект «Развитие субъектности участников образовательного процесса», соавтором которого была Елена Витальевна, занял 1-е место в краевом конкурсе «Лидер в образовании 2002», получил диплом за участие во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании-2002».
Громко и заливисто звенит звонок. Забегают последние ученики, челки взъерошены, румянец во все лицо. Видно, перемена прошла не зря! Начинается урок, еще один час нашей школьной жизни. Вот они стоят передо мной, все такие разные: Женя любит поозорничать, Таня, напротив, серьезная, ответственная и потому недовольная, что кто-то еще шалит, а вот Алеша уже сейчас готов по первому сигналу рвануть на территорию свободного от обязательств коридора.
И всех нас объединяет одно – мы все соучастники важного события. Здравствуйте, мои дорогие! Улыбаются. Смотрю на них: еще не юноши и не девушки, но уже и не дети. Трудный возраст 13-14 лет, море проблем, бесконечный поиск себя. Порою открытое бунтарство, иногда наоборот, сдержанное спокойствие. Не мир, а сплошные «перевертыши». Как сделать так, чтобы на эти 40 минут было всем тепло и уютно в нашем пространстве, отношения в котором строю я – учитель?
А помогает мне в этом формула успеха: «Прими – пойми – включи в деятельность, воспитай и обучи».
Вслушайтесь в удивительную фразу: «Я создан непохожим на других…». В ней скрыто и многообразие характеров, и глубина человеческой души, которую, как ни измеряй, постичь невозможно. Часто ли мы помним об этом, стараемся ли сохранить самобытность каждого, не навязываем ли свои взгляды и принципы? Долго учила себя находить ключик от двери под названием «любовь» к каждому ученику. Помню, был у меня такой «замечательный» ученик Женя, двоечник, прогульщик, не просто шалун, а действующий, как мне казалось, на нервы учителю ребенок. Наши отношения, наверное, переросли бы в боевые действия, но у меня хватило мудрости взглянуть на него с другой стороны. Поводом для этого послужило то, что он строил домики для беспризорных собак. Это открытие стало маленьким «зернышком» любви, которое я взращивала изо дня в день, из урока в урок. Знаете, Женя мало с тех пор изменился, все такой же проблемный, но уже десятиклассник. Наши отношения давно строятся на взаимной симпатии. Лишний раз убеждаюсь: нет плохих людей, есть те, на кого не хватило душевного тепла.
Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков.
При таких отношениях, где каждый может стать равноправным партнером, легко выйти на совместную деятельность, главным девизом которой становится формула Терского «обучение + творчество». Поэтому прежде чем начать работать в режиме проектирования, провожу серию уроков по схеме «навыки – умения – осознание». Учу изображать и читать геометрическую форму предмета, интегрируя уроки рисования с черчением. Утверждение, что изобразительное искусство – область одаренных людей – художников и скульпторов, по-моему, ошибочно.
Существуют три правила, помогающие подростку построить урок.
Правило первое – мы партнеры. Ревностно слежу за правом каждого ученика стать равноправным членом творческого коллектива, поддерживаю инициативу, учитываю предложения, создаю атмосферу приятия любого мнения.
Правило второе – все имеют право на ошибку. «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д.Дьюи), и с этим трудно не согласиться.
Правило третье – ученик учит себя сам, учитель может показать, как это делать. Ведь давно всем известно, что человека нельзя ни научить, ни воспитать против его воли.
Когда я встречаю бывших учеников на улице и вижу на их лицах искренние улыбки, понимаю: моя формула выведена верно. А когда кто-нибудь, приезжая на вечер встречи выпускников, как бы между прочим сообщает: «А у меня «5» по черчению»,- я удовлетворена: формула работает. А значит, мои годы в школе проходят не напрасно.
Комментарии