search
main
0

Формула управленца. Ее составляющие – в материалах лидеров образования

В этом году конкурс «Лидер в образовании» прошел в седьмой раз. Из всех многочисленных педагогических состязаний «Лидер» – один из немногих личностных. Как и в «Учителе года», задача конкурсанта – показать себя, продемонстрировать перед жюри свои лучшие профессиональные и личные качества. Каждый год участниками оказываются интереснейшие руководители, каждый из которых достоин книги или фильма. 2006-й – не исключение. Вот полный список семерки абсолютных победителей: Игорь АКОПЯНЦ, директор школы-интерната №15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю.В.Никулина, г. Москва; Михаил ГОРЕМЫКИН, директор кадетской школы №1779 «Московский кадетский корпус»; Людмила КАТЕРИНИЧ, зам. председателя Свердловской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ; Татьяна ДАНИЛИНА, заведующая Центром развития ребенка № 183, Москва; Анатолий ЛАНСКИХ, директор Института открытого образования Финансовой академии при Правительстве РФ, Москва; Людмила БУГУЕВА, начальник Управления образованием Качканарского городского округа, Свердловская область; Ирина ЛИПАТОВА, директор международного лицея №664, Санкт-Петербург.

Ломая стереотипы

Игорь Акопянц руководит самой необычной школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа эта циркового профиля, идею ее создания поддержал в 1995 году Юрий Владимирович Никулин. В 2002 году уникальному учебному заведению было присвоено имя великого артиста. До ухода из жизни Юрий Никулин был другом и наставником учеников 15-й школы. Игорь Ашотович рассказывает: «Дети, находясь внутри учреждения для детей-сирот, в этот период своей жизни не испытывают никаких проблем. Проблемы начинаются после выпуска. Ребенок, попадая в самостоятельную жизнь, теряется в ней. Потолком для ребенка-сироты долгое время считалось поступление в ПТУ и получение рабочей профессии. Мы поставили перед собой задачу сломать стереотип. Наши дети получают высококачественное образование и поступают в достаточно престижные вузы».

С 1999 года из 89 ребят, покинувших школу, 21 стал студентом вуза. Двое ребят – гордость своей альма-матер! – получили золотые медали. 12 воспитанников прошли строгий отбор в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им М.Н.Румянцева (Карандаша). При этом педагоги вовсе не ставят целью воспитать цирковых артистов. Различные виды циркового искусства – акробатика, жонглирование, икарийские игры, фокусы, клоунада – лишь средство вовлечения ребят в творчество. Благодаря обязательным занятиям дети-сироты преодолевают сложившиеся стереотипы движений, учатся концентрироваться на множестве объектов, преодолевать страх перед высотой, публикой, неудачей. Все это приводит к поразительным результатам – дети становятся оптимистами, у них появляется вера в свои силы, желание бороться с жизненными преградами, найти выход из любой сложной ситуации.

«В этом году нашей школе десять лет!» – с гордостью сказал Игорь Акопянц в начале своего выступления на очном этапе «Лидера в образовании». И в конце, как бы между прочим (положено ведь презентовать себя), добавил: «В этом году мне присвоено звание «Заслуженный учитель России».

Бремя первых

Замечательно, что существует такой конкурс. В «Лидере» участвуют директора школ, руководители профессиональных училищ, главы управлений образования, профсоюзные деятели. Слушая их, читая их материалы, начинаешь понимать, что чиновник – это совсем не тот бюрократ из анекдота, не взяточник из обывательских разговорчиков. Правда, не так важно, что пойму это я или эксперты. Важно, чтобы поняло общество. На церемонию награждения традиционно приглашают журналистов различных изданий, чтобы они рассказали о самых-самых управленцах в сфере образования читателям, которые сегодня бесконечно далеки от среднего и высшего образования. В этом году награждение состоялось в Государственном музее А.С.Пушкина, а вел его самый интеллигентный телеведущий – Владимир Молчанов. Он сделал интересное открытие: «Если верить Далю, слово «чиновник» происходит от русского «чинить». Слово это как нельзя лучше характеризует деятельность образовательных управленцев. В начале вечера не склонный к пустым похвалам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поблагодарил коллег: «Это очень сложно – не просто быть лидером, а еще не бояться согласиться с тем, что тебя так называют. У нас как-то не принято брать на себя ответственность. Люди, которые здесь собрались, этого не боятся. Они не просто делают важные, нужные дела, которые являются примером для окружающих, а несут на себе бремя первых. Огромное вам за это спасибо!».

А также спасибо учредителям состязания: Министерству образования и науки РФ, Федеральному агентству по образованию, Профсоюзу работников народного образования и науки РФ, Федерации Интернет Образования, «Учительской газете», что «Лидер в образовании» проводится и сегодня, когда проблем в отрасли хватает.

Еще раз повторюсь: конкурс важен необыкновенно. Вторая его задача – выделить и «пустить в народ» ценный опыт управленцев. Конечно, люди, победившие в «Лидере», известны, востребованы. Они выступают на «круглых столах» и конференциях, приглашают в свои учебные заведения коллег, публикуются на страницах образовательной прессы. Но мне кажется, этого мало. Как представитель коллектива, который входит в список учредителей, вношу предложение: необходимо научно, методически, с помощью специалистов исследовать деятельность управленцев различных образовательных сфер, выделить «сухой остаток»: принципы управления, ноу-хау, самые интересные идеи. Например, директор гимназии №159 Казани, Республика Татарстан, Савия Загидуллина проводит в своем лицее настоящую здоровьесберегающую политику. Во время перемен дети занимаются на тренажерах, здесь никогда не пустуют спортивные залы, ребята стали отрицательно относиться к курению, а количество заболеваний реально снизилось. Или замечательное дело, которое осуществил руководитель общественной организации «Заинская федерация каратэ «Кекусинкай» Алексей Ревин – он организовал Заинский спортивный палаточный лагерь «Кекусинкай», который принимает полторы сотни детей и юных граждан в возрасте от 5 до 20 лет со всего Татарстана. Представляете, если этот опыт переймут во всех остальных субъектах Федерации?

Живая мысль

Повторю и в третий раз: конкурс очень нужен, он должен жить и процветать. А для этого, на мой взгляд, необходимо сделать несколько вещей. Во-первых, на конкурс должны начать активно работать регионы, и не только Москва и Ханты-Мансийский автономный округ. В этом году из 287 зарегистрированных участников 36 были представителями столицы, 18 – представителями ХМАО. В семерке оказалось четыре москвича. Конечно, тут дело не только в количестве, но и в качестве подготовки. Но ведь об этой подготовке может позаботиться любой регион, его методические структуры.

Во-вторых, конкурс не должен останавливаться в стремлении к совершенствованию. Замечательно, что каждый год меняются формы его проведения. Но не стоит отказываться от хороших идей. На сегодня очная часть «Лидера» состоит из десятиминутной презентации и испытания «Дебаты», в ходе которого участники должны показать свое умение в максимально сжатые сроки формулировать мысли и дискутировать с оппонентами. Простор для живой мысли, таким образом, не слишком велик – двухчасовое обсуждение актуальных образовательных проблем. Почему бы не вернуть в структуру конкурса замечательное задание, которое существовало на «Лидере» в 2001 году? Тогда члены Российской общественной комиссии дали финалистам несколько четко сформулированных управленческих ситуаций, выход из которых они должны были представить на утро. Вот замечательный способ выявить настоящего управленца!

И еще одно замечание-предложение: предъявить четкие требования к заданию «Презентация». Порой кажется, что присутствуешь на конкурсе «Лучшие школы России» – директор школы или заведующая детским садом рассказывает о родном учебном заведении, описывает его успехи. Понятно, что успехи школы – во многом заслуга директора. Но тогда необходимо вычленить эту управленческую составляющую. Мне кажется, надо настроить конкурсантов не просто рассказать о своем «объекте управления», но показать, как на него влияют их управленческие таланты, решения, идеи. Как это сделала директор санкт-петербургского 664-го международного лицея Ирина Липатова. Она была назначена директором два года назад. За это время «конкурс в школу увеличился в три раза и достиг 6 человек на место. Ровно в четыре раза увеличилось количество победителей различных олимпиад и конкурсов. Почему так произошло?». Дальше начался рассказ о конкретных делах Ирины Альбертовны и ее команды. Это правильная позиция. Чтобы составить формулу управленческого успеха, надо выделить ее составляющие. От этого российское образование только выиграет.

Семерка абсолютных победителей конкурса «Лидер в образовании-2006» и председатель Большого жюри Виктор РЯБОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте