Профессиональный подход Алексея ТОСТАНОВСКОГО к нашей встрече я оценила еще из окна поезда. Узнала его отнюдь не по мужественному выражению лица, какое, наверное, полагается иметь преподавателю ОБЖ, а по желтой розе, которую он держал в руках. Мужчина с цветком не может остаться незамеченным в толпе встречающих. Тем более – не понравиться женщине.
– Само понятие «безопасность жизнедеятельности» подразумевает умение адаптироваться в меняющейся среде, – не стал разочаровывать меня в наличии дедуктивных способностей учитель года-2004 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Если среда предполагает, чтобы к вам потянулись, нужно создать предпосылки и быть открытым. Открытый человек – как солнце, от него исходит тепло.
Тостановский одинаково счастлив встрече и со студентами Сургутского педагогического университета, которым читает курс лекций по методике ОБЖ, и с второклашками, у которых ведет уроки физкультуры. Оба предмета он любит искренне и профессионально. Еще в детстве твердо решил стать учителем или военным. Закончил факультет физкультуры Курганского пединститута по специализации «гимнастика», при этом обрел спортивные разряды по лыжным гонкам, борьбе самбо, гиревому спорту. Отлично выполняет служебное двоеборье – это что-то вроде биатлона, только бегают круглый год, а стреляют из пистолета Макарова. Этим видом спорта Тостановский овладел в милиции, куда вынужден был уйти во времена бюджетного безденежья. Служил инспектором боевой специальной подготовки, оперативным дежурным, заместителем начальника РОВД по кадрам и воспитательной работе. Через пять лет вернулся – в школу. Для этого пришлось оставить дом в Курганской области, построенный своими руками, и майорскую должность. И даже семью – почти на год. В Сургут Ханты-Мансийского автономного округа, город нефтяников, Алексей Владимирович уехал сначала один. Педагоги здесь получают, конечно, меньше, чем технички нефтяных компаний, но и 8-10 тысяч рублей им достаточно, чтобы иметь чувство собственного достоинства.
– Учитель при любых доходах всегда должен держать себя в форме – и физической, и духовной, – говорит Тостановский. – Конечно, он вынужден себя во многом ущемлять, но это уже судьба – учитель всегда больше обращен к работе, чем к себе.
При этом уверен, что нельзя встречать людей по одежке. И вообще относиться к ним старается так, как хочет, чтобы они относились к нему. Этому и ребят учит. Любимая заповедь – железное правило Глеба Жеглова: улыбайтесь людям! Все свои выводы Алексей Владимирович взял не из учебников, которых по ОБЖ практически и нет, а из жизни. Когда был еще совсем молодым учителем, один из пацанов на вид показался ему бесшабашным двоечником. Алексей пошутил как-то не очень удачно – что-то по поводу песни на английском языке, которую «двоечнику» Максиму не понять. Мальчик промолчал, а одноклассники зашумели. Выяснилось, что парнишка – настоящий вундеркинд, язык знает в совершенстве. Молодого учителя потрясло поведение ребенка, который не опустился до оправданий. Тогда родилось железное правило Алексея Тостановского: «Мне все равно, что вы обо мне думаете. Главное, я знаю, что я – классный парень». Алексей Владимирович считает, что урок, где один учит всех остальных, – это неправильно. Настоящий урок, когда обе стороны получают знания друг от друга.
Каждый десятый выпускник лицея №3 города Сургута выбирает в качестве выпускного экзамен по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Не потому, что он легче, а потому, что рейтинг ОБЖ среди лицейских уроков составляет почти 100 процентов.
Тостановский сумел сделать урок ОБЖ – общепринятый «второстепенный» – не стандартно скучным, а увлекательным и главным. В самом деле: что может быть важнее человеческой жизни, оберегать которую учит предмет? Он не спрашивал разрешения у начальства, а просто запел на уроках под гитару – и свое, и авторское. Рассказывает притчи, читает стихи. Может станцевать не хуже Майкла Джексона. Многие темы выходят за рамки класса. Чтобы объяснить, как отбиваться от хулиганов, Тостановский уводит ребят в безлюдные скверы, дворы магазинов. На уроке, посвященном поведению во время теракта, он замахивался стулом на учеников, изображая террориста. Предварительно, правда, попросил прощения. Это как прививка от тяжелой болезни: те же действия, но в легкой форме. Лицеисты на уроках ОБЖ спускаются с третьего этажа не по лестнице, а по веревке, изучая азы альпинизма. Узлы «штык» или «клин» непременно понадобятся в жизни каждому, кто сядет за руль. Учитель не стал заставлять весь класс изучать систему военного образования России – вместо этого вместе пели военно-патриотические песни. И некоторые даже утирали слезы, что наверняка важнее лишней зубрежки.
Коллеги замечают, что благодаря урокам Тостановского лицеисты меняются: становятся более самостоятельными, творчески мыслящими, ответственными и активными. Алексей Владимирович гордится своими ребятами. Например, его ученик Андрей пришел в поликлинику, а в регистратуре ему нагрубили и не пожелали записать на прием. Мальчик вспомнил, что он «классный парень», возмутился и пошел в вышестоящие кабинеты. В конце концов главврач за руку привел старшеклассника в регистратуру, принеся свои извинения. Возмущаться хамством могут многие, а противостоять ему по-настоящему, увы, дано не всем. Вернее, дают такую науку не всем. Тостановский считает ее необходимой. Хамство – та опасность, которая портит нашу жизнедеятельность ежедневно. Трудно научить ребенка науке выживания за тридцать четыре учебных часа в год. Поэтому надо, чтобы каждый из этих часов запомнился. А урок не будет скучным, если в нем есть интрига, по мнению Тостановского. Конечно, невозможно сделать каждый урок шедевром, но к этому нужно стремиться.
Предвидеть, избегать, действовать – простая, в общем, формула безопасности, которую проповедует Алексей Владимирович, требует постоянной работы ума. Когда учитель замахнулся стулом на ученика, все обомлели. И ни один человек в классе не смог дать достойный отпор. А педагог хочет, чтобы дети были готовы к любым неожиданностям.
Правда, одного лучший российский преподаватель ОБЖ предусмотреть не смог – жить после конкурса стало сложнее. Три этапа – городской, окружной и российский – он назвал тремя событиями, которые изменили его жизнь. Было время, когда хотелось стать лягушкой и спрятаться в тину. Публичность ведь имеет и другую сторону – зависть, злобу. Как ни странно, разглядев плохое, Тостановский понял, что ему повезло с друзьями, коллегами. И с городом. За три года и три этапа он стал патриотом Сургута – его поддержали и мэр, и Департамент образования и науки, и Центр развития образования. Но главная группа поддержки – все-таки семья. Пятиклассница Маша души не чает в папе, его песни считает лучшими в мире. Отец называет дочку своим талисманом. С женой Еленой даже в самые трудные годы не было спора о том, что нужнее – хлеб или книги. Кстати, умению сопротивляться магазинным соблазнам Тостановский тоже учит ребят. Рассказывает им пример из собственной семейной жизни. Елена никак не могла пройти мимо ювелирного салона, просто столбенела у витрины. Тогда Алексей Владимирович подарил ей праздник – часа два терпеливо ждал, пока она перемеряет все кольца и браслеты. Купить они ничего не могли, но к золоту Елена интерес потеряла. Труднее всего Алексею Владимировичу было выдержать уничижающий взгляд продавщицы. Зато чего стоило удовольствие жены!
Тостановские еще перед первым туром решили, что настраиваться на победу не станут – лучше на знания и умения, которые даст Алексею Владимировичу конкурс «Учитель года». И несмотря на собственную редкую непредусмотрительность, Тостановский рад, что не избежал всех плодов конкурса – и горьких, и сладких. Он сумел победить себя, не стал «прятаться в тину»: учится в аспирантуре, придумывает новые «интриги» для уроков, перекладывает скучные темы на музыку, по 12 часов сидит за рулем, чтобы всей семьей отдохнуть у моря. И не устает! Потому что от его энергии становится чуть светлее в мире. Учитель года просто обязан расти духовно и физически. То есть действовать – согласно формуле безопасности.
Комментарии