search
main
0

Формула совершенства Честолюбие + любопытство = мотив к познанию

Заслуженный учитель России Елена ПАХОМОВА в представлении не нуждается. Кто-то из педагогов знает ее как непременного члена жюри по литературе конкурса “Учитель года России”, другие – как заведующую кабинетом педагогического опыта АПК и ПРО. Кроме того, она великолепный знаток проблем образования. По складу мышления – аналитик. Мы говорим с Еленой Михайловной о том, из чего складывается творческая лаборатория учителя, что побуждает учителя к творчеству, кто помогает профессиональному становлению педагога.

– Елена Михайловна, начну с конкретного вопроса. Урок – “полигон” для отработки того, что учитель создает в своей творческой лаборатории. Значит, к ребятам педагог приходит с готовым планом, отработанным в деталях? А как же творчество, импровизация?
– Любой учитель-мастер обязательно владеет способностью к импровизации. На уроке каждый неожиданный ответ, ситуация влечет к импровизации. Но давайте посмотрим, какие вообще качества необходимы учителю. Первое – познавательный интерес. Какой учитель интересен ребятам? Тот, который говорит: мы вчера с вами закончили гипотенузу, а сегодня приступим к катетам? Или который начинает урок с фразы: “Я вчера такое услышал!” И сообщает нечто необыкновенное. Глаза зажглись. А он продолжает: “То, что я узнал, очень хорошо вписывается в нашу тему. Посмотрите, как”. Учитель должен уметь создать ситуацию интереса.
Второе. Учитель должен быть режиссером “маленького спектакля” – урока. Ученики – актеры, у каждого есть роль. Режиссер должен построить спектакль так, чтобы каждый актер сыграл свою роль.
Педагог станет мастером, когда овладеет и умением режиссировать, и способностью к импровизации, и педагогической техникой. Причем начинающий преподаватель учится и применяет знания одновременно. И поэтому задача учителя с самого первого шага – уметь анализировать свою деятельность. Провел урок – запиши его на магнитофон и потом прослушай внимательно.
– Значит, важный момент – самоанализ урока. А как-то помогает строить собственную педагогическую систему опыт коллег? Некоторые учителя считают, что заимствования бесполезны.
– Об этом говорил еще Ушинский: переносится не сам опыт, а его идея. И все, кто у нас пишет о педагогическом опыте, говорят о том, что его в чистом виде перенести нельзя. Например, что берут у Владимира Ильина, учителя года России-97, многие учителя? Умение работать с деталью. А ведь деталь у Ильина – крошечный элемент системы. Главное – он импровизатор, он блестяще знает свой предмет, увлекает им. Ученики Ильина сдают экзамены в вузы по литературе, пишут прекрасные вступительные сочинения. Потому что они выучиваются главному – думать, мыслить, анализировать.
– Ладно, перенял учитель хорошую идею. А как быть с тем, что сегодняшние школьники не хотят учиться?
– Это не так. Конечно, если спросить школьника: “Ты хочешь учиться?”, он ответит: “Не хочу”. Но давайте по-другому построим вопрос: “Ты хочешь получать знания?”. Сегодняшний ученик умный. Он переспрашивает: какие знания, по какому предмету? Нынешний ученик очень избирателен в своих интересах. Особенно старшеклассник.
Что он получает в ответ на свой запрос? Естественную педагогическую позицию: он ученик, я учитель, он обязан ходить на каждое занятие и выполнять “от и до” все, что я ему задаю на дом. Конечно, есть программа, стандарт. Требования к объему знаний не могут быть дифференцированны. А вот дифференцировать степень, меру, время постижения материала возможно.
– Значит, в своей работе педагог должен учитывать все эти факторы? По силам это обычному учителю?
– Учитель не может один в школе создавать систему и быть бельмом на глазу у всех остальных. Я буду делать так. А все остальные по-другому? Это должна быть система. Скажем, уровневого обучения.
– Но в массовой школе чаще всего нет таких возможностей. Учитель приходит в класс, где сидят дети с разными способностями и возможностями. Возможно ли учить их по-разному?
– Можно, но это требует очень серьезной технологической подготовки, оснащенности дидактическим материалом и очень серьезного продумывания всего цикла уроков. Нужно разработать технологию работы с детьми с разными способностями усвоения материала. Всем известно, что разные дети с разной скоростью усваивают знания. Один за 15 минут, другому требуется 2-3 урока. А учительница сейчас объяснила и хочет, чтобы ребенок сию минуту ответил на вопрос, что он усвоил. Педагогу нужна помощь психолога. Беда учителей в том, что они плохо знают психологию, а зная ее, очень плохо опираются на психологические знания. Это происходит по многим причинам. Многие учителя оторваны от научных, методических центров, годами не выезжают на курсы повышения квалификации. Есть еще один нюанс. Известно, что школа наша стареет. А человеку в солидном возрасте, с психологической точки зрения, трудно овладеть новыми технологиями.
– Может быть, массовому учителю необходимы четко разработанные технологии в помощь?
– Такие технологии существуют. Берите Беспалько, Селевко, изучайте пошаговый алгоритм и следуйте ему. А на пятом или седьмом шаге получите результат. Но каждый шаг должен быть наполнен содержанием. Надо придумать вопрос или серию вопросов, упражнение или серию упражнений.
– Кто же поможет учителю сориентироваться в этих технологиях, выстроить свою собственную систему?
– В 60-80-е годы была развита школа педагогического наставничества. Где-то она и сейчас есть. Или создаются клубы молодого учителя. Например, в Приморском крае создан клуб “Молодой учитель”. Занятия ведут победители краевого конкурса “Учитель года”.
Но, если говорить о школьном уровне, здесь трудно удовлетворить запросы каждого конкретного учителя. Большую роль играет самообразование. Другое дело, что очень важно стимулировать учителя к самообразованию, к самосовершенствованию. Для учителя, как правило, имеют значение психологические стимулы. Я не хочу, не могу быть хуже других. Внутреннее самоуважение, здоровое честолюбие способствуют саморазвитию личности.
– То есть вы считаете, что возможно “вытащить” из человека способность к творчеству?
– Совершенно верно. Чтобы подвигнуть учителя к освоению новых технологий, созданию собственной творческой лаборатории, нужно его смотивировать. Стимулом могут быть формы общественного признания. Например, колоссальный стимул – участие в конкурсе “Учитель года”. Первоначально учителя привлекает возможность получить диплом, премию, избежать аттестации. А потом он видит какой-то интересный опыт, и не один, загорается этим. И появляется мотив постижения нового.
Итак, педагогу необходимы стимулы и мотивы к саморазвитию. А условиями создания стимулов и мотивов является включение в деятельность. Любая педагогическая мастерская, которая создается для учителя на базе образовательного учреждения или районного методического центра, непременно должна предполагать, что у педагога должен появиться стимул прийти туда, а увиденное создаст мотив – я буду совершенствовать свою работу.
В этом плане интересны современные формы общения с учителем. Их много в системе повышения квалификации. Сейчас практически во всех институтах проходит личностно-ориентированное повышение квалификации, когда учитель имеет право выбора предметов, лекции, темы. У нас в академии был такой опыт – один день по свободному расписанию. Одновременно идет 12 потоков курсов. Все курсы узко ориентированы на какой-то предмет. А в этот день все слушатели имели право пойти на любое занятие из предложенного списка. Например, на лекцию о воспитании детей с учетом астрологических знаков. Нередко бывает так, что для учителя случайно выбранная лекция или занятие становится стимулом для постижения нового.
Так же, как и участие в фестивале. В Рязани очень популярны фестивали педагогического творчества. Для рязанских учителей урок в незнакомом классе – привычное дело. Потому что фестиваль обычно проходит на базе одной школы, куда все съезжаются. Проводят уроки, а потом организуют обсуждение по предметному принципу. В Тюменской, Архангельской областях проходят педагогические десанты, когда собираются сильные учителя и выезжают в одну школу для обмена опытом. Главное – учителя собираются вместе, делятся впечатлениями. И обязательно говорят друг другу: “Ах, как было интересно! А я это делаю вот так”. Такой разговор дает колоссальный толчок к творчеству.

Беседовала Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте