Какой семиклассник не ждет с нетерпением встречи с новым загадочным и волшебным предметом в школе – химией? Ребята хотят стать экспериментаторами и проводить исследования в школьной лаборатории. И независимо от того, станет ли в будущем наш ученик музыкантом, поэтом или ученым, в подростковом возрасте каждому хочется побывать в роли исследователя окружающего мира. Несомненно, потенциал учебной дисциплины «Химия» позволяет удовлетворить стремление ребят. Химия – единственный школьный предмет, который предоставляет возможность школьнику в полной мере осознать суть и значимость естественно-научного эксперимента во всех его проявлениях. Но всегда ли ожидания ребят оправдываются? Реализуется ли потенциал учебной дисциплины на практике в школе? Что зачастую выступает препятствием для формирования исследовательских навыков учащихся?
Эти вопросы и стали ключевыми на съезде представителей Ассоциаций учителей химии, который прошел 19 июля 2016 года в столице, в аудиториях Московского педагогического государственного университета. Работа съезда была организована Минобрнауки РФ и Российской академией образования при участии Ассоциации учителей и преподавателей химии под председательством Людмилы Левиной, главного редактора журнала «Химия в школе». В работе съезда приняли участие около 400 человек из 60 регионов страны. Это учителя и преподаватели химии, ученые, руководители образовательных организаций и представители органов управления образованием различного уровня.На съезде выступили ученые, имена которых хорошо известны каждому российскому учителю химии, прославленные педагоги России: народный учитель России Раиса Коркина (Барнаул, Алтайский край), заслуженные учителя России Сергей Москвин (Екатеринбург), автор УМК по химии Олег Габриелян (Москва) и так далее. С приветственным словом к делегатам съезда выступили депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов, академик РАН и РАО, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов. Создание учителем условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся – основная идея большинства выступлений. Сегодня важно учить школьника ставить перед собой цель и учить добиваться поставленной цели. Как? Павел Оржековский ответил на этот вопрос аудитории следующим образом: «Мастерство учителя – основа решения данной задачи… Актуализация смысла понятий, формирование противоречий между известным и новым, вызов интереса к изучаемому вопросу».Выступающие поднимали самые важные вопросы, которые беспокоят каждого учителя. Так, Марат Ахметов указал на остроту вопроса о критериях достижения целей образования и предложил разработать методику контроля заявленных образовательных целей. Также ученый высказал идею повышения статуса учителя химии, что приведет к повышению значимости изучения предмета в средней школе. В стране с богатой сырьевой базой требуются высокопрофессиональные специалисты, а основы интереса к профессии и основы научных знаний необходимо формировать именно в школе.Алексей Семенов подчеркнул высокую значимость экологической направленности химического образования, а Сергей Москвин совершенно справедливо отметил, что общая химическая безграмотность людей недопустима в условиях современного общества, когда человек вынужден использовать множество продуктов химической промышленности в повседневной жизни, должен понимать значимость компонентов питания и опасность для здоровья целого ряда веществ. По его словам, химическую грамотность нельзя сформировать в школе при одном часе химии в неделю, поэтому результат работы с такой учебной нагрузкой – иллюзия химического образования.Вопросы совершенствования системы итоговой аттестации школьников очень подробно были рассмотрены Аделаидой Кавериной, которая сообщила, что в этом году в стране около 80 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ по химии. В докладе были отмечены как положительные, так и проблемные аспекты данной формы аттестации школьников, но, по мнению Аделаиды Александровны и многих делегатов съезда, на данном этапе развития российской системы образования эта форма пока наиболее удачна и эффективна.Вадим Еремин начал свое выступление с оптимистичного заявления: «Запрос в обществе на химическое образование есть!» Необходимо особое внимание обратить на популяризацию предмета через научно-популярную литературу, качественные сайты, сетевые сообщества. Ученый выделил основные позитивные моменты в современном химическом образовании: огромный объем доступной химической информации, электронные средства обучения, развитие качественного дистанционного образования, индивидуальное образование, система работы с одаренными детьми. Но наряду с другими выступающими он высказал озабоченность уменьшением числа часов химии в учебном плане.В рамках съезда была организована панельная дискуссия «Преподавание химии в школе: проблемы и перспективы» и круглые столы по темам «Региональное отделение Ассоциаций учителей и преподавателей химии: дела, события, люди», «Информационно-методическое обеспечение предметной области «Химия» в условиях современного образования». В работе круглых столов приняли участие представители издательства «Просвещение», ассоциации «Российский учебник».Проблемы преемственности среднего и высшего образования были представлены в выступлениях заместителя руководителя центра довузовской подготовки Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева Людмилы Пашковой и заведующего кафедрой химии Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Германа Фадеева. В заключительном слове Ирина Мануйлова акцентировала внимание делегатов на большой значимости формирования научной картины мира для развития мышления современного школьника и роли химического образования в данном контексте. Ирине Викторовне как бывшему учителю химии и руководителю образовательного учреждения близки и понятны вопросы, которые обсуждались на съезде, но она отметила, что в такой консервативной системе, как образование, нельзя проводить быстрые реформы. Преобразования должны вводиться постепенно на основе разумных и взвешенных решений. И первоочередной задачей является получение ответа на вопрос: каким быть химическому образованию? Концепция химического образования должна получить правовой статус, а для ее разработки и утверждения потребуются совместные действия всех участников педагогического процесса, объединенных в профессиональные ассоциации. Трудно переоценить роль ассоциации в привлечении учительского сообщества к обсуждению и подготовке учебных программ, методических пособий, сетевого контента, программ подготовки молодых специалистов и повышения квалификации педагогов.Очень подробно о целях и задачах ассоциации в профессиональном сообществе говорили в своем выступлении Людмила Левина и Алексей Журин. В выступлении были отмечены важнейшие функции ассоциации: Исследовательская. Необходимо дать ответ на вопрос: чему учить? Экспертная. Первоочередной задачей всех региональных ассоциаций является формирование команд экспертов для проведения экспертизы учебно-методических материалов.Организационно-методическая. Ассоциация должна способствовать повышению статуса учителя химии и обмену опытом между педагогами, способствовать сотрудничеству с издательствами по вопросу содержания УМК по химии. Информационно-коммуникативная. Необходимо расширять возможности общения в профессиональной среде на основе проведения конференций, семинаров, а также дистанционных форм: вебинаров, дистанционных мастер-классов, тренингов, работы творческих сообществ.Для координации деятельности региональных ассоциаций учителей и преподавателей химии к началу нового учебного года планируется запуск нового сайта www.chteach.com.На съезде был представлен опыт первых в стране региональных ассоциаций учителей химии Тверской, Новосибирской и Московской областей. Декан биолого-химического факультета Московского государственного областного университета, президент Ассоциации педагогов Московской области «Учителя биологии, химии и экологии» Худайназар Юнусов предложил к обсуждению вопросы особенности работы ассоциации педагогов в условиях введения ФГОС.В результате работы съезда была принята резолюция, в которой, в частности, было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, поддерживать инициативу по созданию и организации деятельности общественно-профессиональных сообществ учителей химии в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях.Съезд позволил вскрыть много проблем, обозначить пути их разрешения, тут прозвучали блестящие выступления, было много ярких дружеских встреч. Лично я очень рада была увидеть людей, с которыми нас подружил конкурс «Учитель года России-2008», – Светлану Абрамову (Тверская обл.), Сергея Ворыханова (Московская обл.), Людмилу Епихину (Москва). Атмосфера конкурса, полная позитива, энтузиазма и стремления поддержать друг друга, теперь ощущалась и здесь. Надеюсь, что деятельность профессиональной ассоциации станет основой для нашего эффективного творческого сотрудничества.NB! Читайте на нашем сайте другие мнения участников съезда.http://ug.ru/article/931
Елена НЕЧИТАЙЛОВА, народный учитель России, учитель химии лицея №1, Цимлянск, Ростовская область, победитель конкурса «Учитель года России-2008»
Комментарии