Если бы в 1992 году преподаватель музыки Артур Заруба не стал победителем Всероссийского конкурса “Учитель года”, то его, а точнее именно учителя музыки, надо было в любом случае… вывести в главные лауреаты.
Пусть на меня не обижаются учителя по другим предметам и сам Заруба – пишу это не с чьей-то подачи, а так решил сам после недавней встречи с нашим героем во время очередного Всероссийского финала. И не потому, что Заруба – незаменим, а просто, когда рождается традиция такого содержания и масштаба, она не может обойтись без своего музыкального озвучивания, такого особенного песенно-мелодичного фона. Прежде всего потому, что конкурс – не исключительно состязание (а теперь, к слову сказать, ни Олимпийские игры, ни крупнейшие мировые турниры не проходят в своем торжественном открытии не только без своих гимнов, но и даже участия известнейших оперных исполнителей), а все-таки и праздник незабываемых встреч. И как можно его засушить без песни и музыки, сейчас представить невозможно, если теперь у конкурса даже есть свой… гимн. И что очень важно – появился он на свет как музыкальное произведение задолго до рождения идеи о таком удивительном конкурсе, как наш. Просто однажды, лет десять назад, легли на сердце Зарубы стихи Роберта Рождественского (удивительно вечные строки!). Он написал к ним музыку и стал разучивать эту песню со своими учениками. В 92-м на решающем уроке конкурса “Учитель года” она-то и “поставила” победную точку. Песня разьехалась по стране. И будет исполняться всегда, пока живет конкурс. И если русский композитор Петр Шуровский сочинил гимн Таиланда по заказу его короля-музыканта, то Заруба это сделал, не получая такого задания. Есть еще одна песня, родившаяся в суровом Сургуте, которую в этом году вместе с автором пели участники и гости на закрытии конкурса. Она как бы прощальная – помните в 80-м “До свиданья, наш ласковый Миша” неслось над Лужниками?..
Но и это приобщение к музыке – еще не все. “Жизель”, “Пиковая дама” и, наконец, в этом году опера “Тоска” на итальянском языке на сцене Большого театра.
– Это что – такой эксперимент? – спрашиваю я Зарубу, послушав Пуччини вместе с учителями – гостями столицы.
– Это – традиция, – сказал мой собеседник. – Я, правда, очень сомневался на этот раз: как воспримут мои коллеги оперу, да еще на итальянском.
И, не скрою, был поражен, и очень-очень рад, что они получили эстетическое наслаждение.
– Но ведь в Большом было еще столько иностранцев – впереди нас сидели японцы, и вряд ли они знали язык римлян.
– Может быть, это и хорошо. Сознание воспринимало мелодию чистыми линиями, без вербального компонента, который зачастую мешает воспринимать музыку.
– А вот сейчас музыка звучит – в Третьяковской галерее, в Пушкинском музее, однажды Рихтер исполнял Грига в зале, где висели картины Матисса…
Сейчас введение в школе “Мировой художественной культуры” обязывает сесть учителя за рояль, знать живопись, поэзию.
Знаете, как-то у Плисецкой спросили:
– А зачем обучать балерин изобразительному искусству?
– В принципе можно и не обучать, – пояснила великая балерина, – но это – очень видно…
Поэтому и возникла у Зарубы и его коллег-организаторов конкурса надобность как можно больше загрузить культурной программой приезжающих в Москву учителей. И в самом деле, и раньше вырваться в столицу из глубинки было нелегко, а сейчас и подавно. А побывать в Москве и не сходить в Большой?!.
Слышал, что на Западе, не говорю об Италии, Франции, и даже США, если человек не послушает оперу, к нему относятся с некоторым сомнением.
– У нас, будем считать, оперу тоже учителя посещают. Ну а все-таки почему вы, Артур, еще так много работаете в оргкомитете?
– Очень просто: когда сам участвовал, ощутил напряжение, нагрузку на его участников. И хочу, чтобы учителя как можно меньше ощущали организационные неполадки, чтобы лучше проявились их творческие особенности. Уже какая-то система просматривается, появляется очень много возможностей даже открыть себя заново.
Личность победителя должна озарять! С этим трудно не согласиться. Еще недавно было иначе – наших героев не расхваливали на ТВ. А теперь Екатерина Филиппова уже через день на НТВ в передаче “Герой дня”. Значит, растет и авторитет конкурса.
– А как сам прожил эти годы наш лауреат-92?
Что изменилось в жизни после взлета и признания?
– Появился в школе рояль. И я вдруг понял, что пианино я слышу не всегда, и совсем другое дело рояль. Это – целый оркестр. И как вдохновенно за ним работается. Я столько написал новых песен…
– …и диссертацию.
– Да, защитил научный труд “Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки”. Понимаете, есть искусство писать музыку, исполнять, но главное – уметь ее слышать. Я никогда не ставлю задачу найти нового Моцарта. Мои ребята должны научиться мыслить музыкальными образами и интонациями… Поэтому вместе с коллегами из лаборатории Исследовательского центра эстетического воспитания я разрабатываю программу “К вершинам музыкального искусства”, где с первого класса ребенок учится слушать оперу, симфонию…
– Недавно показывали юбилейный концерт Третьякова. Вместе с ним выступали его дочери Аня (тоже скрипка) и Маша (фортепьяно). Когда их спросили о призвании, они заметили: “Как нам не быть музыкантами, если дома такой есть профессор”. А как, Артур, у вас дома?
– Дочка сначала занималась со мной вокалом. Получалось неплохо. Потом фортепьяно. Сейчас жалею, что вокальную форму потеряла. Хочу вернуть ее к такому исполнительству.
Артур Заруба по-прежнему живет в селе Теряево Волоколамского района Подмосковья. Когда-то здесь планировали создать центр эстетического воспитания – тогда-то и прибыл он сюда поднимать культуру. Сейчас остались только воспоминания об этих мечтах. В Московской области преподаватели музыки – самый большой дефицит. Думаю, что не только здесь. И поэтому…
– Поэтому наши разум, чувства в последние десятилетия предстают в каком-то все более искаженном свете. Учитель сказал, ученик повторил. Человек вырастал, заканчивал школу, а мыслить так и не был обучен. А слышать, понимать музыку – тем более.
Часто смотрю по телевизору конкурс “Мисс Америка”. И что вижу? В финал из 50 отбирают десять лучших. Но все проходят и музыкальный отбор. Не просто вспоминают какую-то свою “октябрятскую” песенку. Исполняют Шопена, арии. Одна выдала на ксилофоне “Чардаш” Монти. А если и эстрадный номер, то не хуже наших многих певиц.
Поэтому я рад, что в переходах метро, правда, не от хорошей жизни, зазвучала и у нас живая музыка.
Раньше мы ездили с ребятами в Москву, на концерты, в оперу. У нас были специальные абонементы. Сейчас это исключено. Будем слушать только мой рояль. (Кстати сказать, в любой японской школе их по два. Может быть, поэтому нет отбоя в Большом театре от гостей Страны восходящего солнца). Цены на бензин стали глухой непреодолимой стеной. Да и последняя электричка из Москвы в 15.30.
– И все-таки главная задача вашего урока?
– Когда я ставлю непомерно трудную задачу на уроке, я знаю, что, если с ней справится хоть один ученик, это будет победа всех. Они поймут, поверят, что и им это тоже возможно сделать. И даже если возникнет конфликт, я не огорчусь. Если он носит творческий характер, то мне даже легче раскрыть проблему, предмет. При диалоге – это способ развития и учителя, и ученика.
Сила. Дух. Мысль. Часто думаю, как эти понятия расставить по местам. Дух рождает мысль. Если не будет силы, то не может быть воплощения того, что задумано. Сила – это дух. В первую очередь. Любой спортсмен побеждает не мышцами – силой духа. Глухой Бетховен – титан духа. Супермен же для наших детей – это чаще только мускульная сила. Но даже в западных боевиках она ради чего-то. Добра или зла. Мы же не всегда вычленяем ради чего же…
В начальной школе есть тема: богатыри в музыке. Вот увертюра к опере “Руслан и Людмила”. Дети начинают размышлять: какие качества были у богатыря?
Сила!
А медленная плавная музыка?
С чем ассоциируется она?
Но богатырь-супермен ассоциируется только с силой. Но никак не с любовью к Родине, к родному краю… Грустно… Надо это понимать.
Я не ностальгический нытик. Я – учитель. Это – 24 урока в неделю. Плюс внеклассная работа, подготовка к занятиям. До Москвы – автобус, электричка. Не ближний свет. Если бы все свое время за последние 16 лет я потратил на музыкальную подготовку, может быть, и стал лауреатом какого-нибудь конкурса. Но я не жалею, что пошел в школу. Если мои ребята начинают понимать гармонию звуков, красоту образов, гордятся культурой своего народа, – это мой главный приз.
Юрий КОВЕШНИКОВ
“Здравствуйте, я вернулся. Надеюсь, не помешал?!”
Как далеко ушли мы сегодня от “высокопарных слов”, стыдимся их произносить людям, друзьям, даже когда без них нельзя обойтись. Правда, есть редкие исключения, когда, к счастью, хочется не ругаться, не ссориться, а восхищаться.
Четвертый год подряд восхищаюсь Олегом парамоновым. А как иначе, если он не оставляет возможности проявлять к себе равнодушие – ведь сам идет к тебе с открытой душой и удивляет своими дарованиями. Оставим в покое тех, кого это раздражает. Давайте еще раз позволим себе удивиться.
С чего, собственно говоря, все началось? С Всероссийского конкурса “Учитель года-93”. Именно конкурс открыл Олега Парамонова, учителя русского языка и литературы из Брянска. Он буквально всех покорил своими уроками: читает Маяковского – начинаешь ощущать присутствие поэта, обращается к произведениям Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака – и происходит яркое перевоплощение: их образы, герои возникают в нашем сознании… Я бы только мечтал о таком учителе… Однако некоторые влиятельные лица находили в нем избыток непедагогического артистизма. Потом эти уроки-монологи… Где “лес рук” учеников? О том, что “молчание – золото”, кое-кто забыл. Словом, все он делал так раскованно, уверенно, а главное – сомнительно нетрадиционно. И все-таки победил.
Не в обиду будь сказано Брянску – там много прекрасных педагогов (в этом году учительница оттуда попала в пятерку суперфиналистов), но, чего греха таить, “жаль, королевство маловато, разгуляться здесь негде…” Олег Парамонов уехал учительствовать в Германию. Вот как круто конкурс изменил линию жизни брянского педагога…
Сейчас Олег живет в Берлине, работает в школе при посольстве России. Там ни у кого не вызывают сомнений его уроки-монологи, которые по сути глубоко диалогичны. Наоборот, народ в восторге от его педагогической деятельности. А как чувствует себя там сам Олег? Я спросил его об этом во время нынешнего конкурса, когда он приехал в Москву, чтобы участвовать в работе жюри. “Ты знаешь, – ответил он, – там – свобода…” Ответил так, что и не передашь всех оттенков его интонации. По всему видно только, что сейчас Олег Парамонов работает, а точнее творит в полную силу, с радостью, с удовольствием.
Посольская школа, русский колледж для детей эмигрантов из России, лекции по искусству в различных городах Германии, Европы. Сомнительный когда-то непедагогический артистизм превратился в праздник для детей и взрослых. Через несколько дней после выхода в свет этого номера нашей газеты в Дрездене начнется фестиваль, посвященный 175-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Олег Парамонов приглашен туда Немецко-русским институтом культуры для доклада о творчестве писателя…
И в России помнят о нем, об Олеге Парамонове. Как раз накануне нынешнего конкурса “Учитель года” московское издательство “Открытый мир” выпустило его сборник стихов под названием “Переходный возраст”. В нем есть замечательное, очень педагогическое стихотворение “Монолог старшеклассника”:
Та же школа, тот же класс,
Тем же классикам подвластный,
Тот же смысл все тех же фраз
На устах у тех же классных.
И уже в который раз
Наблюдают те же стены,
Как сближают их и нас
Ожиданье перемены.
Все по-прежнему пока.
Одного не знаю точно:
То ли высплюсь до звонка,
То ли выгонят досрочно.
Как будто о себе Олег написал, о себе в прошедшем времени. Наверное, действительно прошло то время, когда могли таких, как он, взять и запросто выгнать – откуда угодно… Наверное, прошло… О себе сегодняшнем он пишет и скоро выпустит новую книгу стихотворений. Правда, уже в Германии. А здесь, в России, неизвестно кем и как опубликованы разработки его уроков. Ходят по рукам и вызывают искреннее удивление их автора. Что ж, слава пришла…
Валерий ЕРМОЛОВ
Смех или катарсис, но не внушение
Михаил Александрович нянковский, победитель конкурса “Учитель года России-94”, заслуженный учитель школы России, по сей день преподающий литературу в Ярославском Провинциальном колледже, стал уже такой же неотьемлемой частью конкурса, как “Хрустальный пеликан”. Юмор, доходящий порой до сарказма, острота ума, бескомпромисcность, превосходное знание литературы – все это Михаил Нянковский. Его уважают коллеги, в него влюблены ученицы, им восхищаются ученики. К его мнению прислушиваются, его опыт перенимают. И все это, несмотря на то, что ему нет и 35 лет. Михаил второй год подряд является членом и предметного, и большого жюри. Так что попав в ареал “Хрустальных пеликанов” по воле судьбы и собственного директора М.В.Груздева, заставившего когда-то своего коллегу, ничего еще не ведавшего об этом состязании лучших учителей России, участвовать в конкурсе. А ведь тогда – 2 года назад – он очень боялся оказаться не на уровне.
За прошедшее после конкурса время он провел авторские семинары для учителей города, выпустил книгу “Из истории русской литературы XX века”, написал главу для учебника литературы 11-го класса издательства “Дрофа”. В издательстве “Открытый мир” скоро выйдет рабочая тетрадь “Евгений Замятин. Проза 20-х годов”. В настоящее время готовятся к печати материалы по изучению “Тихого Дона”. На телевидении он ведет интеллектуальную игру для старшеклассников “Эрудицион”. У Михаила Александровича свой взгляд на то, как и чему надо учить. Он считает, что дело вовсе не в том, кто, к примеру, прав в изображении коллективизации: Шолохов или Платонов. Дело в том, какова их художественная концепция, чем они отличаются как художники. Важно не “о чем”, а “как”, потому что без “как” не поймешь “о чем”.
На сакраментальный вопрос, заставляющий учащенно биться многие методические сердца, должна ли литература воспитывать, “Учитель года-94” уверенно отвечает: “Да. Но проблема в том, что чаще всего воспитание литературой сводится к попытке научить ребенка быть добрым и честным. Но воспитывать можно через смех или катарсис, а не через внушение. Я делаю акцент на литературоведении, потому что умение проникать в гармонию текста позволяет пробудить гармонию в самом ученике”.
Вот такой он, Михаил Нянковский, мечтавший когда-то о журналистике и режиссуре, а поступивший на историко-филологический факультет педагогического института, потому что решил, что в школе он нужнее.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Комментарии