В этом году зимняя школа «Учитель года» прошла уже в седьмой раз. Причем четыре раза учителей года и их учеников гостеприимно принимал Центральный округ Москвы. Мы не забудем, что пилотная межрегиональная зимняя школа состоялась в 2006 году благодаря поддержке начальника Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы Веры Ивановны Лопатиной. Очень приятно, что сегодня мы можем выразить признательность Вере Ивановне не только за 2006 год, но и за 2008-й, и за 2010-й, а теперь еще и за 2012 год. В ходе работы школы было проведено более 80 мероприятий, которые посетили около 140 учителей Москвы и регионов России. Впервые на уроках и мастер-классах присутствовали школьники, студенты, аспиранты различных образовательных учреждений Москвы.Огромные слова благодарности вдохновителю, организатору, лидеру зимней школы «Учитель года», лауреату конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимиру Нодаровичу Головнеру!
Очередная традиционная межрегиональная зимняя школа «Учитель года» состоялась в дни школьных каникул в Москве. Это проект, разработанный «Учительской газетой» и межрегиональным клубом «Учитель года». Проект реализуется при поддержке Центра педагогического мастерства, некоммерческого партнерства «Столичный учитель», он же Клуб учителей года Москвы, а в этом году еще и благодаря инициативе Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы.В основу проекта положена идея: создать школу, в которой будут преподавать участники Всероссийского конкурса «Учитель года России». Но поскольку они работают в разных регионах России, то такая школа возможна только как временный учебный коллектив. Каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из учителя года или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 7-11-х классов. Каждый педагог привозит с собой урок, творческую мастерскую или мастер-класс. Этот урок может быть внепрограммным, основная задача учителя – сделать свой предмет максимально интересным для ученика.У зимней школы две основные задачи. Во-первых, по-новому показать ученикам хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, зимняя школа – это площадка для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы открыты для учителей того региона, в котором проходит школа. Так, в этом году москвичи увидели уроки творчески работающих учителей из 18 регионов России и своих коллег – столичных педагогов.Первый день. Приехали После семнадцатичасового путешествия на поезде мы наконец-то прибыли в Москву. Город встретил нас снегом, чему была рада вся наша делегация. Конечно, поначалу нас немного пугало такое огромное количество людей и машин на улицах города, которое мы наблюдали. Запомнился и первый Макдоналдс. Естественно, порции доесть так никто и не смог. После ужина нас ждала долгая прогулка до школы-интерната №45, в котором мы и расположились. Спасибо за гостеприимство коллективу интерната и его руководителю – Татьяне Викторовне Королевой.Второй день. Открытие зимней школыУтро началось с постепенного прибытия делегаций. Одними из первых прибыли ребята из Великого Новгорода, они же нас и разбудили. В середине дня все делегации направились в гимназию №1518, где произошло открытие зимней школы. На встрече с учителями зимней школы министр образования Москвы Исаак Иосифович Калина рассказал об инновациях, которые происходят в регионе. Вопросы и пожелания учителей были самыми разнообразными – от создания дистанционного ресурсного центра до проведения педагогических фестивалей и акций с участием лучших учителей России и Москвы. На открытии прозвучали добрые пожелания высоких гостей и представителей наших любимых педагогических изданий – «Учительской газеты» и журнала «Химия в школе». Затем друг друга представили делегации. Да-да, каждая команда говорила не о своем регионе, а о том, который достался по жребию. Огромное спасибо ребятам из Череповца за интересный рассказ о нашем Ейске. Мы же представляли Великий Новгород – озвучили интересные факты об этом городе, а также читали рэп. Оказывается, это достаточно трудное дело!После открытия все делегации приняли участие в игре-экскурсии по центру образования №1518, которым руководит Марина Михайловна Фирсова, получившая в 2011 году звание «Народный учитель России» (с чем мы ее и поздравляем!). Мы успели посетить музей, посвященный работе Московской объединенной школы Военно-морского флота. Особый интерес к нему проявили мальчики, так как в музее были представлены интересные экспонаты (макеты кораблей, самолетов, флаги и т. д.). Наше увлекательное путешествие закончилось фотографированием на лестнице, которую в кинофильме «Офицеры» мыл Ванечка.Третий день. Уроки. Уроки? Уроки!!!Утренняя программа школы началась с уроков. Но перед этим всех учеников разделили на классы. В первый класс (для учеников 10-11-х) вошли ребята, побывавшие в экспедиции множество раз. Московский учитель Павел Вячеславович Васильев умудрился представить сложные тепловые процессы простыми иллюстративными способами. Физика с приставкой «изо» ребятам понравилась.А на уроке учителя года Новосибирской области Александра Буханистова мы говорили о жизни, о молодости, о теориях и факторах старения. Мы вывели формулу молодости: хорошее питание + здоровый образ жизни + душевное равновесие. Жизнь коротка – нужно спешить жить!В царстве необычных свойств магнита мы побывали вместе с учителем года Краснодарского края Андреем Ивановичем Семке. Пробовали изобретать различные технические устройства, в которых использовались токи Фуко, то есть вихревые токи, которые возникают при изменении магнитного поля магнита, решали необычные задачи и изучали миграцию магнитных полюсов Земли (которые, как выяснилось, смещаются на 70-80 км/год). В качестве иллюстраций использовались факты из истории, географии, биологии, химии, технологии.На уроке учителя года ХМАО Светланы Владимировны Кобляковой «Человек с Луны» мы узнали о Н.Н.Миклухо-Маклае. Удивительная судьба истинного гражданина великой страны, патриота и защитника мира не оставила никого равнодушным. Изучив обычаи и повадки жителей ряда племен, Миклухо-Маклай доказал, что все люди на земле одинаковые, нет высших и низших рас.Кроме того, в рамках зимней школы мастер-классы провели лучшие учителя России – абсолютные победители всероссийских конкурсов «Учитель года».На метапредметном мастер-классе абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-1997» Александра Евгеньевича Глозмана школьники смогли взглянуть на предмет «Технология» с другой, неизведанной стороны. Мы говорили о дамасской стали, симметричных и неповторимых рисунках, простых и очень необычных подходах к решению сложных технологических задач. В этот же день мы посетили мемориальный музей космонавтики, увидели макеты космических кораблей и спутников. Ознакомились с космическими программами, которые реализовывались в Советском Союзе и воплощаются в современной России. Наряду с традиционными экспонатами в музее представлена большая группа интерактивных игр, в одну из которых мы сразились. А в конце увлекательной экскурсии фотографировались с фигурами Белки и Стрелки на память.Затем мы отправились на роллердром. Без падений, конечно же, не обошлось. Всех затянула интересная игра на контакт и взаимодействие. Мы искали цветные салфетки, обменивались ими, общались. Мы здорово провели время!В вечерние часы взрослые участники программы, как обычно, собирались вместе для обсуждения новых образовательных проектов, презентации своих педагогических идей. Но для нас, детей, эти мероприятия оставались секретом.Четвертый день. Театр занимательной наукиОчень интересными нам показались уроки учителя из Нижегородской области Оксаны Владимировны Маляевой «Большая территория России: благо или зло?», учителя русского языка и литературы из Краснодарского края, учителя года Дона Галины Васильевны Семке «От точки до смайлика», учителя географии из Ростовской области Натальи Михайловны Денисенко «Проблемы с населением». На занятиях мы создавали проекты, учились критически мыслить и решали глобальные проблемы нашей Родины.Третий класс, в состав которого вошли и два человека из нашей делегации, посетил урок Павла Вячеславовича Васильева «Физика на латыни или латынь на физике», где мы переводили три закона Ньютона с латыни на русский язык. Удивительный музыкальный мир континентов открыла нам учитель года Пермского края Юлия Максумовна Неволина. Аргентинское танго, величественная музыка киначо, рычание пумы, падающие камни – эти звуки сразу «выдают» Южную Америку. А какими звуками можно представить Африку, Австралию, Северную Америку, Антарктиду? Правда, интересно? В середине дня Театр занимательной науки дал общее аудиторное занятие «Низкотемпературные чудеса». Мы ближе познакомились с жидким азотом, узнали о его свойствах, окунулись в экстремальную физику, которую продемонстрировал маг и волшебник – учитель года Москвы-1998 Сергей Николаевич Кириллов.Вечером наша делегация в составе команды КраСвер (Краснодарский край и Свердловская область) приняла участие в игре «Московские штучки». Мы покатались на колесе обозрения, продегустировали продукты на рынке, «подвесили кофе». А еще научились танцевать танго, посмотрели кино в 5D-кинотеатре, поужинали в кафе «Му-Му», узнали, что такое сноутюбинг, и научились рисовать комиксы в Российской молодежной библиотеке. А победителями в этой увлекательной игре стали сразу две сборные команды: Ростовской и Нижегородской областей, город Саров (СаРос) и наша! Мастер-класс абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006» Андрея Геннадьевича Успенского вызвал море оваций и восторга. Как объединить цвет, звук, слово? Оказывается, очень просто – нужно любить литературу, музыку и физику! Сложные, порой непонятные стихотворения футуристов оказались простыми и забавными. После этого великолепного занятия захотелось прочесть стихи великих поэтов начала прошлого века.Пятый день. Норвежский сыр и движение плоскостиНа занятии учителя МХК лауреата конкурса «Учитель года Москвы» Полины Леонидовны Смородиновой мы попробовали себя в роли статуи, ознакомились с замечательными творениями Андрея Рублева. Под руководством Геннадия Савватьевича Петрова, учителя физики из Удмуртии, вывели закон сохранения Добра. А на уроке преподавателя географии учителя года Белгородской области Галины Геннадьевны Монаковой узнали много нового о скандинавских странах, попробовали норвежский сыр, выяснили характер и нравы жителей северных государств. Учитель года Новгородской области Наталья Станиславовна Банникова на уроке-открытии «Тайны географии» рассказала нам много интересного о географической карте. Мы решали географические задачи – находили названия географических объектов по различным признакам. Законами симметрии и прекрасной живописью Эшера мы занимались на уроке учителя года Дона Надежды Михайловны Растрепиной «Физики и лирики». Великолепный интегрированный урок «Alma mater русских гениев» показали нам Людмила Николаевна Соколова и Дмитрий Сергеевич Горшенев, учителя из Калининградской области.Мастер-класс абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» учителя из Москвы Михаила Ильича Случа «Движение плоскости» вызвал много вопросов. Как объединить математику и живопись, сложные законы геометрии и красоту окружающего мира? Вопросы для многих ребят так и остались неразрешимыми. Во второй половине дня прошла обзорная экскурсия по столице. Огромное спасибо Владимиру Нодаровичу Головнеру, лауреату конкурса «Учитель года Москвы-1997», за увлекательный рассказ и игру, которую он провел на знание истории Златоглавой. Кстати, победителем этого состязания стал Григорий Бессонов, ученик 7-го класса средней школы №11 города Ейска. Также мы побывали на шоу братьев Запашных на Малой спортивной арене «Лужники». Великолепное представление: интересный сюжет, красивое музыкальное сопровождение, сложные цирковые трюки, яркие костюмы – все это нас увлекло.Шестой день. Прощание – и песни, и слезыУтро этого дня началось с позитивного гороскопа, всем обещали хороший день. После завтрака мы поспешили на уроки.На уроке учителя биологии из Челябинской области Ларисы Борисовны Хуснутдиновой ребята решали генетические задачки. А на занятии Андрея Геннадьевича Успенского «Литература или геометрия» мы рассмотрели соотношение формы и содержания. Стихотворение Александра Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» открылось с неожиданной стороны! На уроке «Да здравствует мыло душистое…» Людмилы Владимировны Буханистовой, учителя химии из Новосибирской области, мы экспериментировали – получали из мыльной основы ароматическое мыло. Химические головоломки разгадывали на уроке учителя года Новгородской области Веры Федоровны Малеевой. Такую, например: «При смешивании каких двух газов образуется мокрое место?» Вечером был проведен брейн-ринг. Первое место заняли 1-й и 5-й классы, с чем мы их и поздравляем. Чуть позже прошло закрытие зимней школы. Вручены грамоты ученикам, благодарственные письма учителям. Сказаны последние слова. Осталось только спеть. Пели, понимая, что уже очень скоро все разъедутся по домам. Многие плакали. Через 10 минут после закрытия мы должны были уезжать. Прощание на крыльце, объятия, слезы… И вот мы уже на вокзале. Долго еще не могли осознать, что все уже закончилось. Время пролетело очень быстро. Но в душе всегда будет теплиться надежда, что мы встретимся в летней экспедиции или в зимней школе, а может, на конкурсах или олимпиадах. За 5 дней очень сложно сдружиться, но, я думаю, у нас получилось. Дорогие друзья изАдыгеи,Вологодской и Белгородской областей,Калининграда и Коми,Ростова и Сарова,Великого Новгорода и Новосибирска,Перми и Ростова,Свердловской области и ХМАО,Ставропольской и Челябинской областей,Москвы,всех любим, помним, ждем с вами встречи!Василиса СИЗОВА, ученица гимназии №14, Григорий БЕССОНОВ, Анна МИТИНА и Феликс СУЗДОРФ, ученики средней школы №11, Андрей СЕМКЕ, учитель физики средней школы №11, Ейск, Краснодарский край
Комментарии