Программа спецкурса “Химия вокруг нас” разработана для учеников 7-х классов, не изучающих систематический курс химии.
Главная идея спецкурса – создание базового комплекта опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учеников. Поэтому подобранный материал адекватен возрасту детей и способствует развитию их интереса к химии. Важно не только добиться усвоения школьниками этих понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, демонстрационный эксперимент и обязательное практическое занятие. О значении экспериментальной (практической) части курса хотелось бы сказать особо.
Настоящий, глубокий интерес к предмету начинается с воспитания у учеников привычки и стремления к серьезному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность в творческой самостоятельности. Самостоятельная работа школьников, способствующая активизации их мыслительной деятельности, связана во многом с выполнением химического эксперимента.
Поэтому в программе спецкурса “Химия вокруг нас” большое значение уделяется формированию экспериментальных умений и навыков. Подбор опытов имеет следующие критерии:
– прикладная направленность (связь с повседневной деятельностью человека);
– техническая простота (использование реактивов и оборудования из домашних средств и посуды, возможность повторения данного опыта в домашних условиях);
– наглядность;
– экологическая безопасность.
Программа спецкурса “Химия вокруг нас” рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В ходе реализации программы проводится 30 практических занятий продолжительностью 15-20 минут каждое. Общее время экспериментальных работ около 10 часов. Кроме этого, ученики выполняют домашние практические задания. Программой предусмотрено проведение трех экскурсий, связанных с темами спецкурса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА “ХИМИЯ ВОКРУГ НАС”
Тема 1: Правила техники безопасности.
Урок N1. Предмет химии. Правила ТБ при работе в химической лаборатории.
Тема 2: Техника лабораторных работ.
Урок N1(2). Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами. Практическая работа “Химические вещества вокруг нас”.
Урок N2(3). Операции химического эксперимента. Практическая работа “Растирание, насыпание, растворение, фильтрование, выпаривание.
Урок N3(4). Работа со стеклом. Сборка простейших приборов. Практическая работа “Сгибание, резка стеклянных трубок, изготовление капилляров. Сборка простейших приборов”.
Тема 3: Химия в природе.
Урок N1(5). Воздух – смесь газов. Практическая работа “Качественные реакции на кислород и углекислый газ”.
Урок N2(6). Состав воды. Физические свойства. Практическая работа “Кипячение воды в бумажном стакане”.
Урок N3(7). Вода как растворитель. Растворы. Практическая работа “Изучение растворимости различных веществ в воде, спирте, бензине, масле”.
Урок N4(8). Индикаторы. Практическая работа “Определение реакции среды яблочного сока, раствора соды, мыла, уксуса, воды и другое”.
Урок N5(9). Индикаторы в природе. Практическая работа “Соки растений как индикаторы”.
Урок N6 (10). Почва и ее состав. Практическая работа “Разделение почвы на составляющие части”.
Тема 4: Химия в промышленности.
Урок N(11). Экскурсия на очистные сооружения, в лабораторию химводоочистки.
Урок N2(12). Экскурсия в аптеку.
Урок N3(13). Экскурсия на химическое предприятие.
Тема 5: Химия в быту.
Урок N1(14). Химические вещества в быту. Практическая работа “Знакомые незнакомцы”.
Урок N2(15). Соли. Практическая работа “Распознавание солей по окрашиванию пламени”.
Урок N3(16). Сахар. Практическая работа “Получаем карамель”.
Урок N4(17). Мед и варенье. Практическая работа “Получение искусственного меда”.
Урок N5(18). Глюкоза. Практическая работа “Зеркало из глюкозы”.
Урок N6(19). Крахмал и целлюлоза. Практическая работа “Превращение крахмала в организме человека”.
Урок N7(20). Мел, мрамор, яичная скорлупа. Практическая работа “Как очистить яйцо, не разбив скорлупы”.
Урок N8(21). Белок. Практическая работа “Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)”.
Урок N9(22). Шерсть, хлопок, искусственные волокна. Практическая работа “Распознавание волокон”.
Урок N10(23). Пластмассы. Практическая работа “Распознавание пластмасс”.
Урок N11(24). Клеи. Практическая работа “Приготовление крахмального и желатинового клея”.
Урок N12(25). Силикатный клей. Практическая работа “Выращивание химических водорослей”.
Урок N13(26). Краски. Практическая работа “Получение акварельных красок”.
Урок N14(27). Чернила. Практическая работа “Секретные чернила”.
Урок N15(28). Мыло. Практическая работа “Получение мыла из жиров”.
Урок N16(29). Синтетические моющие средства и шампуни. Практическая работа “Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости”.
Урок N17(30). Химия запахов. Практическая работа “Получение сложных эфиро-ароматизаторов”.
Урок N18(31). Заглянем в мамину косметику. Практическая работа “Состав пудры, теней”.
Урок N19(32). Практическое занятие.
Урок N20(33). “Домашняя химчистка”.
Тема 6: Роль химии в жизни человека
Урок N 1(34). “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”.
Итого: 34 часа.
Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии
средней школы N 1
Мантуров,
Костромская область
Комментарии