Как говорил Михаил Ломоносов, «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Очевидно, чем лучше ученики знают этот предмет, тем в большем порядке их умы. Но если судить по общему состоянию дел в образовании, промышленности, экономике и т. п., как раз с этим серьезная проблема. Впрочем, не только у нас. Еще в 2010 году президент США Барак Обама выразил серьезную обеспокоенность состоянием математического образования, которое, по его словам, падает с катастрофической скоростью. В этой сфере Америка явно уступает Китаю, Индии и даже Южной Корее, где, наоборот, математиков растят весьма успешно. Чтобы исправить ситуацию, Обама решил принять серьезные меры – нанять дополнительно 10 тысяч высококлассных преподавателей, изменить сроки обучения в школах, пересмотреть содержание образования и многое другое.
Вскоре после этого и у нас вспомнили о ведущей роли царицы наук, точнее, о ее плачевном положении. В результате чего в декабре 2013 года была принята Концепция развития математического образования в РФ, призванная самым серьезным образом изменить состояние дел и вернуть нашей стране статус математической державы. (Об этом документе мы писали неоднократно, причем еще на стадии его подготовки – см. http://www.ug.ru/archive/58404, http://ug.ru/archive/ug/2014/43 и т. д.)Что же изменилось с той поры, как концепция «пошла в массы», начала работать? Именно этому был посвящен круглый стол на тему «Развитие математического образования в России: нововведения, опыт, перспективы», прошедший в МИА «Россия сегодня». По мнению заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексея Благинина, очень важным элементом концепции является то, что она делает ставку на практико-ориентированные задачи, на развитие логики и нестандартного мышления. Кроме того, предмет теперь преподается детям исходя из трех направлений – «математика для жизни», «математика для прикладного использования в профессии» и «творческая математика». – Большим достижением, я считаю, стало то, что этот документ был принят после всенародного обсуждения на сайте «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования» (http://edu.crowdexpert.ru/), – сказал Алексей Благинин. – Критические замечания и предложения высказали не только ученые, но и педагоги-практики. – Все, что сделано в рамках концепции, направлено на конечный результат, – заявил исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – То есть документ призван реально, на деле, а не на словах, помочь педагогам и не требует от них никакой ненужной писанины. «Нельзя имитировать преподавательскую деятельность», – говорил Президент РФ Путин. Точно так же нельзя одинаково успешно учить всех всему. И концепция как раз предусматривает этот момент, поскольку помогает реализовать индивидуальный подход, удовлетворить индивидуальные потребности разных категорий детей. По словам Ивана Ященко, в стране еще немало регионов, из которых за все время их существования не вышло ни победителя, ни лауреата Всероссийской олимпиады по математике. Это значит, что в данных субъектах Федерации следует серьезно пересмотреть подходы к математическому образованию, используя опыт более успешных соседей. – Лично я не разделяю мнения тех, кто утверждает, что «ЕГЭ – это всего лишь инструмент оценки качества образования», – высказал свое мнение ректор МПГУ академик РАН, академик РАО Алексей Семенов. – На самом деле госэкзамен не просто проверяет знания учеников «на выходе», но и оказывает мощное влияние на весь образовательный процесс. Это необходимо учитывать, расширяя границы ЕГЭ, чтобы исключить ситуации, когда ученик и учитель попросту игнорируют какой-либо материал на том лишь основании, что его нет в билетах.Алексей Семенов отметил, что совершенствовать математическое образование как в школе, так и в вузе следует с учетом современных реалий. А значит, необходимо активнее использовать ИКТ, чтобы сделать процесс обучения более интересным, наглядным, интенсивным и эффективным. И, безусловно, нужно всячески формировать у детей навыки математической коммуникации, уходя от банального запоминания формул и теорем к умению применять их в самых разных ситуациях, к развитию способности объяснить их смысл другим людям. Директор Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич рассказал о подготовке примерной программы по математике, разработанной в соответствии с требованиями концепции и ФГОС. По его словам, она в достаточной степени инновационна, но разработчики постарались обойтись «без революций», поскольку радикально менять что-либо – значит вводить учителей в очередной ступор. А стрессов, вызванных многочисленными реформами, у них и без того хватает. – Нам предстоит решить очень серьезную проблему – построить новую дидактику, предусматривающую использование и этой концепции, и компьютерных технологий, и электронных учебников, – сказал Максим Пратусевич. – Пока ее, увы, нет, а старая дидактика не подходит для решения новых задач. Кстати, содержание образования также необходимо менять, но поскольку это неминуемо повлечет за собой изменения в программах, учебниках, системе подготовки учителей и т. д., к этому процессу нужно подходить очень осмотрительно, тщательно продумывая каждый шаг и его последствия.Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Салихов призвал активнее использовать потенциал отечественной математической школы, привлекать к разработке программ и преподаванию лучших математиков страны. А их, по мнению Салихова, немало, тем более что российская математическая школа известна во всем мире. – Нам нужно создать среду, которая помогла бы полностью раскрыть таланты одаренных школьников и студентов, среду, где опытные ученые могли бы эффективно передавать свои знания и умения молодому поколению, – отметил он. – Напомню, что на днях министр Дмитрий Ливанов подписал приказ о формировании координационного совета по созданию международных математических центров для одаренных детей. В состав этого совета вошли не только выдающиеся математики России, но и крупные иностранные ученые. Кроме того, в ближайшее время будет объявлен конкурс на должности федеральных профессоров в области математики. Победители смогут сами выбрать себе место работы по контракту на пять лет. Минимальный оклад составит четыре средние зарплаты по региону.Любая концепция жизнеспособна лишь в том случае, если она предусматривает развитие мотивации, уверен директор Федерального института развития образования, академик РАО Алексей Асмолов. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, почему именно ему нужны те или иные знания, и стремился самостоятельно овладеть ими. – Однако хочу заметить, что нуждаются в пересмотре сами подходы к обучению, – добавил академик. – К примеру, если ребенок привык решать задания одного типа, пусть даже и очень сложные, он может совершенно растеряться, если ему предложат простую задачу с избыточными или недостаточными данными. Хотя реальная жизнь представляет собой цепь именно таких задач. Поэтому нужно учить его поведению в нестандартных ситуациях, умению моделировать, применить книжные знания в бытовых условиях, смелости просто заявить о том, что для успешного выполнения задания ему не хватает тех или иных данных. Алексей Асмолов напомнил, что мечта человечества найти или создать единый язык, который объединил бы все сущее, на самом деле уже давно реализована: именно математика является универсальным средством для этого. Слова Пифагора «Все есть число» приобретают особый смысл сегодня, когда люди говорят о «цифровом поколении», веке информационных технологий, кибернетике, кодировке и т. д. Это ли не мотивация для изучения предмета в школе и вузе?Еще раз подтвердив тезис о том, что любые реформы в образовании необходимо проводить при их всестороннем и максимально открытом обсуждении, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк пригласил всех присутствующих принять участие в III Всероссийском съезде школьных математиков, который пройдет 17-18 ноября в Новосибирске. – Уже тот факт, что оргкомитет съезда возглавит зам. Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, свидетельствует о главном: проблемы математического образования держат под контролем на самом высоком уровне, – сказал Виктор Басюк. – Мы надеемся, что в Новосибирске будут озвучены региональные достижения и трудности в реализации концепции развития математического образования, анализ и обсуждение действующих инструментов оценки качества математического образования с учетом тех нововведений, которые последние годы внедряют очень активно.Кстати, совсем скоро, 8-10 октября, в Майкопе, в Адыгейском государственном пединституте, пройдет не менее интересное мероприятие – Всероссийская научно-практическая конференция «Университеты в системе поиска и поддержки математически одаренных детей и молодежи». Об этом рассказал директор Республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий.Как заявил заместитель министра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметшин, на сегодняшний день в республике подводят итоги реализации Стратегии развития образования РТ на 2010-2015 годы, а также идет работа по подготовке новой стратегии на очередной период. – Мы тщательно анализируем все этапы реализации этого документа и пришли к следующим выводам, – отметил Ильдар Мухаметшин. – Во-первых, математическое образование должно быть высоким везде – и в городе, и на селе. Это обязательное условие, без которого концепция не сможет достичь обозначенных целей. Во-вторых, очень важен уровень профессионализма учителей, который необходимо повышать постоянно. В частности, мы считаем, что нужно подходить к преподаванию математики максимально рационально, ведь высококвалифицированный педагог может научить за три урока в неделю больше, чем безграмотный за шесть. Поэтому дело не в том, что не хватает часов, а в том, как человек использует эти часы. В-третьих, мы активно внедряем механизмы оценки качества образования на всех уровнях – от школьного до регионального, ведь это тот самый инструмент, который позволяет четко понять, где у нас слабое звено и на чем следует сосредоточить внимание. Наконец, в-четвертых, мы ведем большую работу по выявлению юных талантов начиная уже с начальной школы, сопровождая их вплоть до вуза и дальше. И это сказывается на результатах – количество победителей и лауреатов всероссийских олимпиад среди школьников Республики Татарстан постоянно растет. – Все мы знаем о так называемом японском чуде, – подтвердил слова Мухаметшина академик Асмолов. – А ведь мало кто знает, что суть его заключается не столько в иностранных инвестициях, сколько в реализации программы «Одаренные дети», принятой еще в 1947 году. Японцы сделали ставку на развитие интеллектуальной элиты нации и не прогадали. Но мне кажется, что сейчас вполне уместно говорить о «казанском чуде», поскольку мы можем наблюдать прекрасный пример того, насколько умело и грамотно республика наращивает кадровый потенциал.
Комментарии