Когда в первой десятке инициированного Министерством образования и науки РФ рейтинга «Лучшие школы России» заняли прочные позиции СУНЦы, стало очевидно: данная форма организации учебного заведения максимально эффективна для «взращивания» талантливых детей. Дмитрий Ливанов лично посетил все четыре российских СУНЦа: московский, санкт-петербургский, новосибирский и уральский. Итогом этих визитов стало решение о целевом финансировании специализированных учебно-научных центров, которые становятся ресурсными центрами по работе с одаренными детьми в своих регионах. В октябре состоялась коллегия министерства, на которой университетские лицеи, такое название исторически закрепилось за ними, представили собственные программы развития.
Уральский СУНЦ имеет ряд особенностей в сравнении с другими. О том, что позволит превратить лицей в реальный центр поиска и продвижения инновационных технологий по работе с одаренными детьми, рассказывает его директор Андрей Александрович МАРТЬЯНОВ.- Уральский СУНЦ самый молодой из российских, будущей весной ему исполнится лишь 25 лет. В то время как остальные лицеи создавались в начале 60-х, после полета человека в космос, на волне повышенного интереса к науке и выросли из физико-математических школ, сохранив их профиль, уральский СУНЦ (кстати, последний, рожденный в СССР) возник на иной платформе как школа при Уральском государственном университете. Своеобразный предвуз по всем университетским профилям. Так что в нашем лицее всегда учились не только физики, но и лирики – филологи, историки, биологи, и была представлена широкая линейка образовательных программ.За годы жизни такие лицеи накопили немалый опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего это система олимпиад и турниров. Методика универсальная, а набор конкретных инструментов у каждого свой. У нас, например, эксклюзивными являются Уральский физический турнир, открытый математический турнир СУНЦ УрФУ, конкурс исследовательских работ памяти ученых Кикоиных. И конечно, наша летняя школа «МИФ – Математика. Информатика. Физика», которая в этом году проводилась в третий раз и собрала ребят из 80 населенных пунктов 16 регионов России и ближнего зарубежья. – Андрей Александрович, цель мероприятий – поиск наиболее одаренных детей для дальнейшего их обучения в лицее, или не только?- В уральском СУНЦе учатся 500 человек: госзадание жестко ограничивает количество бюджетных мест. Лишь 200 человек мы можем принять иногородних – сдерживает размер общежития. Турниры, олимпиады, школы служат популяризации науки в целом. Их участники становятся очагами «возмущения интереса» к физике, математике, информатике у себя дома. Формат ресурсного центра мы планируем реализовать через два крупных проекта. Один касается взаимодействия с муниципалитетами, второй – с предприятиями. Первый проект предполагает создание специализированных классов под патронатом лицея. В ноябре определяем перечень территорий Свердловской области для такого формата сотрудничества, начинаем переговоры с муниципалитетами. Совместно с руководителями муниципальных управлений образования будем определять базовые школы, которым будет дано право комплектовать физико-математические классы общегородским набором. Ситуация однозначно выигрышная для территорий, ведь одаренные дети, которые принесут в перспективе и высокие показатели ЕГЭ, и хорошие результаты поступления в вузы, остаются на месте, не уезжают. Школьные учителя получат беспрецедентную поддержу со стороны университета, возможность повышать квалификацию на базе СУНЦа. Старшеклассники смогут на дополнительных бесплатных занятиях общаться с преподавателями университетского лицея через дистант-систему, решать задачи повышенной сложности. В перспективе готовы выйти с проектом «Специализированные классы» за пределы Свердловской области: в Поволжье и Северный Казахстан. – По сути, СУНЦ здесь собственного интереса не имеет?- Не совсем так. Мы являемся структурным подразделением Уральского федерального университета и содействуем реализации его образовательной политики, в частности, повышения качества подготовки абитуриентов, привлечения талантливой молодежи для обучения в УрФУ. Для нас же подобная деятельность – хороший импульс для собственного развития. Второй проект – это система частного и государственного партнерства в рамках модели «лицей – вуз – предприятие». СУНЦ на уровне 10-11-х классов планирует выстраивать партнерские отношения не только с вузом, но и с предприятием, будущим работодателем. Речь идет прежде всего об инженерных специальностях и сфере IT-технологий.- То есть предприятия начинают выращивать себе сотрудников даже не с университетской, а со школьной скамьи? – Региональный проект «Уральская инженерная школа» получил одобрение со стороны Президента России, так что мы действуем в тренде. Наша философия такова: выстроить равноправные партнерские отношения как с институтами УрФУ, так и с предприятиями региона. Не секрет, что у предприятий присутствует потребительский подход к вузам, а у вузов – к школам: «Дайте нам хороших абитуриентов!» Здесь же мы будем работать вместе и на одну цель, помогая друг другу. Раз в неделю для учащихся СУНЦа во внеурочное время (которого немного, но для столь благого дела придется найти) осуществляется набор предпрофессиональных мероприятий по группам интересов. Самое простое – экскурсии на кафедры институтов и на заводы, в компании. Следующий этап – курс «Введение в специальность» на базе тех же институтов либо предприятий. И наконец, наиболее активная форма – конкурс инженерных проектов, при подготовке которых лицеисты будут общаться с университетскими преподавателями. – Для превращения СУНЦа в региональный ресурсный центр потребуются не только дополнительные энергетические вложения, но и финансовые… – Из федерального бюджета специализированным учебно-научным центрам выделяются целевые средства, нам на 3 года – 90 миллионов рублей. Одним из основных условий развития наших лицеев является участие в их жизни и деятельности университетов. УрФУ продлевает гарантии по софинансированию СУНЦа вплоть до 2020 года. Расходы по проведению турниров, олимпиад, летних школ Уральский федеральный университет берет на себя. Ректор УрФУ Виктор Анатольевич Кокшаров заверил, что в будущем университетском технопарке запроектировано место и для университетского лицея. – Подведем итоги: работа с одаренными детьми по-уральски – это…- Она не заключается в одномоментном отборе лучших. В программу развития лицея мы закладываем философию психолого-педагогического сопровождения ребенка и развития его способностей. Существует замечательная формула, которая характеризует одаренность: интеллект плюс мотивация плюс творчество. Интеллект – это то, что дано. Мотивацию во многом создает школа (и семья, конечно). Творчество же – совместный «продукт» школы и самого ребенка. Есть яркие личности, которые к нам приходят уже звездами. Как, например, выпускник СУНЦа 2014 года Алексей Данилюк, победитель международных олимпиад, сумевший сдать три предмета ЕГЭ на 100 баллов! А есть такие, что раскрываются в процессе обучения. Сила образовательной системы в умении работать не только с готовыми талантами, но и выращивать их. Идеология программы развития уральского СУНЦа – открытость. Сделать лицей более открытым: собственному университету – творческое взаимодействие с нашим главным уральским вузом все более многообразно; всей России – в части проведения открытых предметных олимпиад, а также совместных образовательных проектов с другими СУНЦами; мировому сообществу – в части установления контактов с подобными учреждениями за рубежом.В апреле 2015 года, отмечая четвертьвековой юбилей лицея, мы не будем ограничиваться традиционными торжественными заседаниями. Хочется устроить настоящее интеллектуальное пиршество, проведя всероссийскую, а возможно, и международную научно-практическую конференцию, посвященную проблеме работы с одаренными детьми. Нам есть чем поделиться. Екатеринбург
Комментарии