Учитель: «Человек создан для счастья, как птица для полета», – писал в свое время Владимир Короленко. Федор Михайлович Достоевский высказался так: «Счастье всего мира не стоит ни одной слезы на щеке невинного ребенка». Конечно, может быть, писатель преувеличивал важность, недопустимость этой «слезы». Но если собрать все детские слезы, то может получиться целый океан слез.
Мир переполнен детской болью, детскими лишениями. Вот несколько фактов из брошюры ООН «Права человека».
Покинутые своими семьями около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции и нищенства.
Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях.
120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.
Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению.
Страшные цифры… Они – повод для нашего разговора. Что же творится рядом с нами?
Сегодня мы попробуем поднять со дна того самого океана причины, вызывающие слезы и боль детей нашей страны, и вывести формулу счастливого детства. Место исследования – Россия.
Разрешите представить три экспертные группы –
9 «Е» – исследует область правовых проблем в семье,
9 «Д» – в школе,
9 «А» – проблемы в обществе.
В каждой группе выберите:
секретаря, он делает записи за всю группу;
оратора, он выступает от имени группы;
«хранителя времени», он следит, чтобы группа заканчивала работу вовремя;
«генератора идей» (капитана), который следит, чтобы другие члены группы исполняли свои обязанности, руководит группой;
оформителя, который оформляет результаты на листах.
А судьи кто?
Судей в нашей игре нет, а есть наблюдатели – те, кому мы доверяем. Их задача следить за соблюдением ваших прав на этой игре.
Разминка
Прежде чем приступить к игре, давайте договоримся о понятиях.
Задание №1
Дайте определение следующим словам:
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Право – система общеобязательных норм поведения, деятельности, установленных государством.
I группе – Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
II группе – Школа – это учебное заведение, учреждение для образования и воспитания подрастающего поколения.
III группе – Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Задание №2
«Визитка»
Пришло время познакомиться поближе. Будьте добры, представьтесь (группы представляют свою визитку).
Права ребенка
Задание №3
Детство – особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит детство и в зависимости от своих возможностей старается его защитить. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных отечественных правовых актах.
Перед вами Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
Идея Конвенции: как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему.
Выпишите пять основных прав ребенка, на ваш взгляд, самых главных (группы определяют основные права ребенка)
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает эту защиту и помощь.
Дети имеют право свободно выражать свое мнение.
Государства уважают права ребенка на свободу совести, мысли и религии.
Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, сексуальных злоупотреблений или эксплуатации и отсутствия заботы.
Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.
Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения, государства при этом уделяют первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
Дети должны иметь право на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.
Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях, в период вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита.
Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком.
Выявление проблем
Задание IV
Принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живется в нем детям и старикам – самым слабым и незащищенным поколениям.
А как же живется нашим детям?
Существуют ли проблемы, нарушаются ли права детей в нашей стране?
Группы высказываются по проблемам.
Ваша точка зрения.
Задание: назовите проблемы, возникающие в вашей области исследования (группы выступают).
Спасибо! Картина достаточно печальная. Мы не будем сегодня искать, кто виноват, не будем оглядываться назад и выяснять причины жестокости, беззакония, бездушия. Это тема разговора следующей нашей встречи.
Задание V
Разрешение проблем
Конечно, многие проблемы мы не сможем решить сейчас. Многие вопросы не в нашей компетенции и требуют разрешения на уровне государства. Поэтому мы разделим проблемы на те, которые отнесем к грецким орешкам (они нам «не по зубам»), и на те, которые оказались на ладошке, и мы могли бы дать некоторые пути их решения.
Задание: найти решение некоторых проблем, пути выхода из сложившейся ситуации.
Что мы можем изменить?
Ваши советы (выступление групп).
Задание VI
Формула счастья
Мы подошли к самому важному, ответственному этапу. Используя ваши исследования, попробуйте вывести формулу детского счастья – счастья каждого ребенка (Группа представляет свою формулу.)
Задание VII
Обращение к… а напоследок я скажу…
Составьте текст обращения к взрослым, сверстникам, учителям, родителям, друзьям.
К кому бы вы обратились и с какими словами?
Наша игра подходит к концу, и пришло время обратиться к самому себе, к игре, определить свою позицию. Прошу помнить: у каждого есть право на свою точку зрения.
Будьте добры! Те, кто считает, что обращение к сегодняшним проблемам, их обсуждение, ваша собственная позиция, ваше мнение очень важны и в будущем это может что-то изменить, возьмите красный прямоугольник.
Те, кто считает, что все, что здесь было, это только слова, это только игра, от вашего мнения ничего не зависит, ничего не изменится и лучшая позиция – это молчание (целее будешь), возьмите синий прямоугольник. (Учащиеся определяют свое отношение к игре.)
Светлана ЧИРКОВА, учитель истории, Абакан
III
Комментарии