История школьной формы в России начинается еще с 1834 года, когда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. Для девочек положение о гимназической форме утвердилось к 1896 году. Много лет минуло с тех пор. С течением времени школьную форму модернизировали, отменяли и вводили заново, а потом постепенно от нее отказались.
Сегодня вновь появился спрос на школьную форму. Директора общеобразовательных учреждений ищут выгодных контрактов с фабриками-производителями, учителя рассчитывают на сказочные метаморфозы своих учеников.
Поэтому не случайно, что накануне первого сентября в издательском доме «Комсомольская правда» прошел «круглый стол» «Школьная форма: какой она должна быть». В его работе приняли участие представители Федерального агентства по образованию, Научного центра здоровья детей РАМН, Центра детской нейропсихологии, а также прозводители школьной формы, дизайнеры детской одежды, директора и ученики школ.
Вот что говорит о школьной форме директор НИИ детской нейропсихологии Александра Соболева: «С психологической точки зрения форма необходима. Для малышей это возможность повышения по службе, они переходят из одной категории своей игровой деятельности в учебную. Для средних классов форма – дополнительный рычаг к их дисциплинированию. Но нужно учесть, что нельзя обязывать девочек средних классов к коротким юбкам, а ребятам из старшей школы желательно позволить в форме некоторые вольности, ведь это вопрос их престижа. Они уже будущие студенты и должны как-то выделяться среди остальных. Я бы оставила для них джинсы и пиджак».
О том, какой должна быть школьная форма, ходит много разговоров, единого мнения нет. Вот раньше носили все девочки платья с фартуками, а мальчики костюмы, и не было ни спора, ни ссоры… А потом все это отменили. Хотя Федеральное агентство по образованию считает, что форму никто не отменял. «Если возвратиться в историю, то можно вспомнить коричневую школьную форму, белые фартучки и воротнички. Потом на смену этой форме приходит форма грязно-синего цвета, которая после 4-5 часов учебы превращалась в какую-то ветошь. Форма ушла в небытие по вине производителей», – такова позиция Федерального агентства по образованию.
Сами производители, а иначе говоря – конкурирующие фирмы, явление школьной формы рассматривают по-разному.
Представитель фирмы «Глория Джинс» Ольга Михайлова, убеждена, что сегодня школьная форма – это нередко договор между директором школы и определенной фабрикой.
– Форма невозможна без содержания, – говорит Ольга Михайловна. – Джинсы – это реальность. Мы не готовим специальных школьных коллекций, мы отвечаем на потребность времени.
Примерно 20 миллионов детей в этом году наденут джинсы, потому мы создаем джинсовую одежду, удобную для школы. Она отвечает всем требованиям школьной формы – модная, комфортная, вырабатывает корпоративный стиль.
Коммерческий директор ЗАО ПТК «Перемена» Ольга Мышкина считает, что школьная форма должна быть разнообразной, чтобы ее могли носить ученики всех возрастов.
– Наш основной ассортимент – детский трикотаж, жилеты, жакеты из полушерстяной пряжи, – говорит Ольга Мышкина. – Есть швейный низ – брючки, юбочки, сарафаны, а также сорочки, блузки, трикотажные, хлопковые изделия – водолазки, батники, рубашки. Старшеклассники выбирают однотонную школьную форму – синюю, бордовую, зеленую. Для них есть достаточно элегантная, стильная, строгая коллекция. Для младших классов одежда более разнообразная, популярны изделия в клеточку – юбочки, сарафаны, галстуки. Форма более праздничная, более нарядная, более яркая.
Производитель школьной формы «Студия Т» считает, что школьная форма – это явление культуры, деловая одежда. Но форму нельзя навязывать. Ребята должны сами для себя решать. Ребенок в начальной школе с удовольствием наденет форму, а потом привыкнет к такому стилю и будет с радостью надевать форму в средней и старшей школе.
Что правда, то правда. Если приучать ребенка к форме, то только с начальных классов, с самого раннего школьного возраста. А пытаться наспех переодеть старшеклассника – сизифов труд. Конечно, переход на форму должен быть тщательно обдуман. А так как министерство образования не планирует вводить школьную форму в общероссийском масштабе, то решение о переходе на форму может быть принято только на общих родительских, ученических и преподавательских собраниях.
Комментарии