Ключевыми приоритетами государственной политики на современном этапе модернизации образования провозглашены его открытость к внешним запросам и кардинальное повышение качества и доступности образовательных услуг. Основой реализации этих принципов призван стать гибкий и эффективный механизм государственно-общественного управления образованием.
Вместе с тем, несмотря на заявленные приоритеты, сегодня система образования продолжает развиваться в большей степени независимо от окружающей её среды, недостаточно учитывая потребности общества и других социальных институтов. Во многом это становится причиной все чаще высказываемого недовольства положением дел в сфере образования со стороны родителей, представителей бизнеса, разных групп населения.
Для профсоюза механизм государственно-общественного управления образованием важен для поиска оптимальных решений социально значимых проблем в отрасли. На федеральном уровне ЦК неоднократно проводил всероссийские совещания руководителей органов управления образованием и председателей территориальных организаций профсоюза, в ходе которых партнеры пытались прийти к единому мнению по комплексной модернизации региональных систем образования, включая введение новых систем оплаты труда.
В регионах становление системы государственно-общественного управления происходит в разных организационных формах. В территориях появились советы по образованию при главах администраций субъектов РФ и муниципальных образований, общественные палаты и гражданские форумы, советы и комиссии по контролю за реализацией ПНПО, объединения работодателей в сфере образования, ассоциации школ и педагогов, клубы победителей конкурсов «Учитель года», некоммерческие партнерства, благотворительные фонды.
В Башкортостане действует Союз попечителей республики и региональная общественная организация «Родительское сообщество РБ», на Брянщине – «Социальное партнерство развития Брянской области», в Красноярском крае – Творческий союз учителей, в Хакасии – советы отцов, в Пермском крае – общественная организация «Родительский дом».
В образовательных учреждениях создаются органы государственно-общественного управления: попечительские и управляющие и советы, родительские советы и комитеты.
При этом сохраняются такие традиционные формы социального партнерства, как коллегии органов управления образования и науки, советы ректоров вузов и директоров учреждений СПО и НПО, региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, комитеты и комиссии законодательных (представительных) органов власти регионов, аттестационные комиссии, советы детских и молодежных общественных организаций.
Взаимодействие территориальных организаций профсоюза с государственными и общественными институтами в сфере образования проходит в рамках экспертизы материалов, представленных участниками национального проекта и других конкурсов, проведения совместных мероприятий, направленных на выработку предложений по улучшению социально-экономического положения работников образования.
Региональные организации профсоюза вместе с органами управления образованием принимают активное участие в проведении профессиональных педагогических конкурсов.
Комментарии