Данная методическая разработка составлена в результате инновационной работы при переходе на ФГОС ООО. Приведенные упражнения позволят развить у учащихся 5-х классов метапредметные универсальные учебные действия не только на уроках географии, но и на других предметах гуманитарного цикла.
В основе методики – интерактивные методы обучения и современные педагогические технологии. При разработке методики было мало практической информации об уровне формирования УУД у пятиклассников, поэтому на основе педагогических и психологических рекомендаций предложена разработанная самостоятельно шкала «Уровни овладения коммуникативными универсальными учебными действиями пятиклассниками» Эффективность упражнений можно диагностировать с помощью приведенных в разработке методик. Введение Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему вы. Конфуций Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010). Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Если о предметных учебных действиях каждый учитель имеет четкое представление, то о личностных и метапредметных довольно смутное. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Определяя актуальность обозначенной темы, приведу мнение кандидата филологических наук О. Егорова: «В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (образовательную), воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная функция, имеющая важное значение. Хотя от культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса». Таким образом, возникшее противоречие определяет проблему изучения: каковы концептуальные основы формирования коммуникативных УУД? В качестве объекта изучения выступает преподавание географии при переходе на обучение по новым ФГОС. Предмет изучения – формирование коммуникативных УУД у учащихся 5 класса на уроках географии. Цель работы – разработать методики формировании коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе на основе теоретико–методологических положений, лежащих в основе образовательной практики школы. Гипотеза изучения основана на том, что формирование коммуникативных УУД пятиклассников будет осуществляться эффективно в условиях обучения в основной школе, если: – механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности; – выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу ребёнка с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности; – определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования. Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников. 2. Разработать методику формирования активного слушания на уроках географии в 5 классе. 3. Разработать методику формирования речевых умений на уроках географии в 5 классе. 4. Разработать методику проведения групповых форм работы на уроках географии в 5 классе. 5. Разработать и провести диагностику сформированности коммуникативных учебных действий на уроках географии в пятом классе. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие – Минск: ТетраСистемо, 2011). В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности обучающегося. Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата” (Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986). В контексте концепции универсальных учебных действий «Словарь – справочник современного российского профессионального образования» определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера (Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1.- М.: ФИРО, 2010 г.). В словаре отмечается, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: – социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; – умение слушать и вступать в диалог; – участвовать в коллективном обсуждении проблем; – интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; – управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др. В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж.Пиаже, А.Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. В итоге формируются коммуникативные умения: – слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; – самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием); – выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения; – выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения. – работать в сотрудничестве Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: – коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); – коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели); – коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии). (См. вложенный файл). 1.1 Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий 1.1.1. Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации): – Понимание возможности различных позиций и точек зрения. – Уважение к иной точке зрения. – Понимание относительности оценок. – Обмен информацией, установление взаимопонимания. – Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной (Пиаже, 1997). При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. В подростковом возрасте, который приходится на среднюю ступень школьного образования, процесс преодоления эгоцентризма продолжается, распространяясь главным образом на его личностно-аффективные аспекты. Как показывают исследования (Рябова, 2002, Цукерман, 1998 и др.), в этом возрасте имеет место своеобразный «новый виток эгоцентризма», когда подростки, уже способные видеть себя глазами других, но еще не способные к подлинной обратимости отношений, как бы впадают в другую крайность – начинают чувствовать себя объектами постоянного пристального внимания и оценивания со стороны других, жить как бы на сцене, действуя перед воображаемой аудиторией и постоянно пытаясь предугадать ее возможные реакции (Цукерман, 1998). Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на: – умение слушать и слышать друг друга; – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; – готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, – умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Стандарты второго поколения определяют среди коммуникативных учебных действий «….адекватное понимание информации» (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2010). Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего. Т.е. «активно слушать собеседника» означает – дать понять собеседнику о том, что вы услышали то, что он вам рассказал и готовы к взаимодействию. Почему люди не слушают? – Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат. – Не находят в информации подтверждения своим мыслям. – Поглощены собственными переживаниями. – Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять содержание (что сказано). – То, что говорится, противоречит тому, что должно быть сказано. – Не умеют слушать (Беркси-Ален М. Забытое искусство слышать. СПб, 1997 г.). В основе навыка активного слушания лежат психологические предпосылки или составляющие: Слуховое восприятие Произвольное внимание Память Логическое мышление Мотивация Конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик». При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные составляющие. Взаимосвязь компонентов по формированию активного слушания может быть представлена в виде схемы (см. прикрепленный файл). 1.1.2. Коммуникация как условие интериоризации Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания Л.С. Выготский Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям: – Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания. – Способность строить понятные для партнера высказывания. – Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. – Речевое планирование и регулирование своих действий. – Рефлексия своих действий. В основной школе дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. В 10-11 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у ребенка в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутреннее личностное понимание. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения). Для развития регулирующей речи должны быть: – организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной); – в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи; – речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся); – речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета: – различать особенности диалогической и монологической речи; – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; – характеризовать качества, признаки объекта;
– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; – писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
1.1.3. Коммуникация как кооперация
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:
– Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.
– Умение договариваться, находить общее решение.
– Умение аргументировать, убеждать и уступать.
– Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
– Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач. География – предмет, на котором можно успешно организовывать групповое сотрудничество учащихся. От навыков конструктивного общения, приобретенных в школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:
– умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
– способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
– умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
– способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
Глава «Методика развития активного слушания пятиклассников на уроках географии» опубликована в №22 «Учительской газеты» от 3 июня 2014 года.
Методика развития речевых умений пятиклассников на уроках географии Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм» Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба». Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб… Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки… Эффект от выполнения упражнения: 1) концентрация внимания детей на работу; 2) закрепление знаний; 3) формирование умение слушать; 4) установление причинно-следственных знаний; 5) развитие речи. Упражнение 2. «Составь задание партнеру» Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах. Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые». Эффект от выполнения упражнения: 1) закрепление знаний; 2) формирование умения слушать; 3) развитие речи; 4) формирование умения вести диалог. Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища». Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и письменной форме. В первом случае это может быть оценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации. Например: – оцените, насколько полным был ответ на вопрос? – какую оценку поставите за ответ и почему? Во втором случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить. 22 Например, «Урок обобщения по теме «Горные породы и минералы». – Что это за горная порода? (гранит) – Из каких минералов состоит гранит? – Что происходит с гранитом под воздействием внешних сил? (Он разрушается на составные части: кварц на песчинки, полевой шпат и слюда образуют глину). – Какого происхождения гранит? – Какие горные породы называются магматическими? Задание: написать рассказ «История происхождения песчинки». Сильные учащиеся проверяют соблюдение критериев к работе, отсутствие грубых ошибок. Эффект от проведения упражнения: 1. Построение речевого высказывания в устной письменной форме; 2. Умение слушать и слышать 3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия Упражнение 4. «Диалог» Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся. Эффективность от проведения упражнения: 1. Умение слушать и слышать. 2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия. 3. Развитие речи, взаимопроверка. Упражнение 5. Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему. Например: – Напиши историю происхождения песчинки. – Напиши письмо в газету о своем поселке (городе). – Объясни, с чем связана смена времен года? – Объясни причины отличия людей по цвету кожи. Эффект от выполнения упражнения: 1. Перевод устной речи в письменную и наоборот. 2. Развитие речи 3. Закрепление знаний по теме Методика развития групповой работы пятиклассников на уроках географии Упражнение 1. «Групповая работа» Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4-6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока. Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые» Работают три группы. Этап проверки знаний. Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание: 1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. 2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. 3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. Пример: практическая работа по теме: «Составление комплексной характеристики своей местности». Работа в группах. Сообща по плану составить рассказ о Калужском крае. 1 группа. Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона, климатический пояс). 2 группа. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство). 3 группа. Природа родного края (растения, животные). Экспертная группа. Знакомство с дополнительным материалом. И в конце урока: – Напишите, что вы называете родным краем. – В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится? Эффект от выполнения упражнения: 1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе 2. Развитие умения работать с различными источниками географических знаний 3. Обмен результатами мыследеятельности Упражнение 2. «Интервью» (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие – Минск: ТетраСистемо, 2011). Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает вопросы для интервью: 2-3 вопроса по изученной теме (не более 5 минут). Например: – Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего проживания? – Какие движения земной коры характерны для вашей местности? – Какую характеристику вы дадите полезным ископаемым вашей местности? Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия. Эффект от выполнения упражнения: 1. Обмен информацией между собеседниками. 2. Проявление умения слушать и слышать. 3. Закрепление знаний по теме. Упражнение 3. «Круглый стол» Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового, урок обобщения знаний. Например, тема: «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города» Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения: – Какими причинами вызваны внешние различия людей различных рас? – Приведите как можно больше доказательств, что человечество – единый биологический вид. – Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами. – Что вы знаете о различии государств по площади? Подтвердите примерами. Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение. Эффект от проведения упражнения: 1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии. 2. Развитие речи. 3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности. Упражнение 4. «Пресс-конференция» Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы. Эффект от проведения упражнения: 1. Развитие умений формулировать вопрос. 2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества. 3. Развитие мышления, речи. Глава 3. Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в пятом классе. Мониторинг уровня формирования коммуникативных умений осуществляется на основе диагностики с целью: – выяснения состояния развитости соответствующих умений и навыков; – определения динамики развития и преобразования умений в течение определенного периода времени; – установления реальных изменений в уровне развития коммуникативной компетентности, которые произошли под влиянием применения предложенных упражнений. (Немов Р.С. Психология. Книга 2 «Психология образования» – М. «Владос», 2007 г.) Диагностировать уровень развития УУД учащегося можно по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность. В психологической и педагогической литературе мною не найдено тестов, опросников или методик, позволяющих определить уровень формирования коммуникативных УУД у пятиклассников. Поэтому на основе рекомендаций заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А.Иванова я разработала шкалу «Уровни овладения коммуникативными универсальными учебными действиями пятиклассниками»: Учащийся должен: – на первом уровне: – воспринимать монологическую речь; – больше слушать и отвечать, чем проявлять инициативу; – делать необходимые записи; – на втором уровне: – воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы; – уметь собирать материал по проблеме, извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков, карт; – высказывать свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации); – умение выходить из конфликта; – участвовать в принятии групповых решений; – на третьем уровне: – составлять монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, вести диалог; – анализировать источники географических знаний, уточнять детали; – уметь обобщать и делать выводы; – уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов; – уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве; – на четвертом уровне: – ученик должен уметь занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность; – уметь определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы; – уметь руководить, например, распределять обязанности между членами группы; – уметь подводить итоги; – уметь различать мнения и факты в высказывании человека; – уметь объективно проводить самооценку; – уметь правильно расставлять эмоциональные акценты. Используя данную шкалу, я фиксирую в специальном журнале уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года). Фиксируется не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: владеет речью, но слишком категоричен, с трудом принимает чужое мнение. В зависимости от результатов организую индивидуальную работу с учащимися. Помимо приведенной шкалы, я разработала опросник «Каким(ой) я себя вижу», с помощью которого (плюс индивидуальная беседа после опроса) можно также определить «слабые» и «сильные» места учащихся и спланировать индивидуальную и групповую работу. (Опросник см. в прикрепленном файле).Так как результаты наблюдения и опроса всегда субъективны, с целью определения уровня формирования коммуникативных универсальных учебных действий считаю целесообразным использовать тесты и беседы, разработанные специалистами-психологами, например, исследование «Оценка отношений подростка с классом» (Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник психолога средней школы» – Ростов-н-Дону, «Феникс», 2008 г.).Елена Ефанова, учитель географии Шайковской средней школы №2 Кировского района Калужской области, победители XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии