search
main
0

Формирование элементарных навыков звукового анализа в коррекционной школе VIII вида на начальных этапах обучения (1-4 классы).

В структуре дефекта интеллектуальной недостаточности один из ведущих симптомов – нарушение речевого развития. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетическая сторона, фонематические процессы, лексические средства, грамматический строй. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, работа ведется последовательно и поэтапно.

Текст разработки будет опубликован в №23 “Учительской газеты” от 5 июня 2012 года. Приложения

Приложение 1

Логопедические сказки

(примерные тексты и упражнения)

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ

В одной далекой стране жила прекрасная добрая фея. Она была очень красивая, прозрачная и легкая, настолько, что увидеть глазами ее было невозможно. Звали ее Воздушная Струя.

Больше всего на свете Воздушная Струя любила детей. Она помогала им учиться говорить. Как только на свет появлялись мальчик или девочка, Воздушная Струя тут же прилетала к ним и учила разговаривать.

Но злой колдунье, которая жила на самой окраине далекой страны, это очень не нравилось, она очень не любила и завидовала Воздушной струе за ее доброту и красоту. И стала она мешать Воздушной Струе.

Как только соберется Воздушная Струя по своим добрым делам, так колдунья что-нибудь да придумает, никак не подпускает Воздушную Струю к детям, что бы та ни делала…

С этих пор настали в далекой стране недобрые времена…  Все мальчики и девочки разучились говорить.

Воздушная Струя плакала и страдала от этого, очень жаль ей  было бедных ребятишек. Но ничего не могла она поделать, слишком уж сильной и злой была колдунья.

Тогда на помощь Воздушной Струе пришла добрая волшебница, и решили они перехитрить злую колдунью. Добрая волшебница сделала так, что теперь Воздушная Струя стала жить прямо в ротиках у ребят.

С тех пор, у каждого мальчика и у каждой девочки во рту живет своя воздушная струя и помогает им правильно говорить.

Давайте проверим это (выполнение упражнений):

– вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот;

– сильно подуть на ладошку и так далее…

Воздушная Струя не просто живет у вас, она еще и помогает вам разговаривать, готова слушаться вас и выполнять все ваши пожелания.

Вы  можете управлять ею: делать ее сильнее или слабее; пропускать через нос или через рот; поднимать вверх или опускать вниз; сделать ее холодной, теплой или горячей.

– пустить сильную воздушную струю;

– пустить слабую воздушную струю;

– пропустить воздушную струю через рот;

– пропустить воздушную струю через нос;

– направить воздушную струю вверх;

– направить воздушную струю вниз;

– сделать воздушную струю холодной, теплой, горячей;

– проанализировать (с помощью логопеда), от чего зависит ее сила и температура.

А еще, вы можете по-разному направлять Воздушную Струю: между губами, между зубами, на спинку или на кончик языка и т. д.

Давайте проверим это (выполнение упражнений, демонстрирующих возможности управления воздушной струей).

Хорошо живется Воздушной Струе в ваших ротиках. А самое замечательное то, что она встретила хорошего друга, и другом этим оказался Голос.

Про него мы узнаем в следующей сказке.

ГОЛОС

Голос живет у вас в горлышке. Он похож на колокольчик и тоже помогает детям говорить.

Для того, чтобы Голос хорошо работал, ему нужно уметь двигаться быстро-быстро, как моторчик, поэтому, когда голос работает, то горлышко дрожит.

Давайте попробуем?

Выполнение упражнений, демонстрирующих работу голоса.

Иногда, когда Голосу становится скучно, он придумывает разные игры: вытягивается как струна и становится тонким-тонким и высоким, или, наоборот, садится низко-низко и становится низким и звучным.

Давайте поиграем с вашими голосами (выполнение упражнений на изменение высоты голоса).

А еще, Голос любит играть в прятки. Спрячется от всех и сидит тихо-тихо так, что его почти не слышно. Или, наоборот, так раскричится, разбалуется, что слышно его на всю округу.

Давайте поиграем с Голосом (выполнение упражнений, демонстрирующих изменение силы и громкости голоса).

Голосом, как и Воздушной Струей, вы тоже можете управлять сами: делать его сильнее или слабее, громче или тише, выше или ниже.

Давайте проверим это (выполнение упражнений, демонстрирующих возможности управления голосом).

ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

А сейчас нам с вами предстоит познакомиться с еще одним большим другом Воздушной струи – Веселым Язычком.

Он тоже живет во рту у каждого из вас, и тоже помогает учиться правильно и красиво говорить.

Давайте с ним познакомимся, рассмотрим его. У Язычка есть кончик, спинка и корень. Корень находится глубоко, почти в горлышке, поэтому нам его не видно. Спинка у Язычка широкая, а кончик – самый подвижный, он может быть и широким, и узким.

Выполнение упражнений на изменение формы языка.

Больше всего на свете Веселый Язычок любит делать зарядку. Зарядка Язычка называется – артикуляционная. Он знает много разных упражнений, которым может научить и вас.

Выполнение базовых упражнений для языка.

А еще Веселый Язычок очень любит свой дом, держит его в чистоте, заботится о нем и часто в нем прибирается.

Давайте познакомимся с домиком Веселого язычка.

– знакомство с артикуляционным аппаратом;

– выполнение различных артикуляционных упражнений;

– выполнение упражнений на воздушную струю и голос.

Приложение 2

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Воздушная Струя и Голос очень любят гулять. Когда они собираются на прогулку, рот открывается, и Воздушная Струя с Голосом выходят наружу.

Чаще всего Воздушная Струя выходит свободно, ничего ей не препятствует. А Голос в это время просто поет от радости.

Давайте выпустим наружу Воздушную струю и Голос (произнесение гласных звуков).

Так получаются гласные звуки.

Давайте попробуем: широко откройте рот и произнесите звук так, чтобы воздушная струя не встретила преграду – А, О, У, Ы, Э, И ( произнести несколько раз ).

Выполняются упражнения и проводится анализ.

–          Воздушная Струя встречает преграду?

–          Какие звуки у нас получились?

А, О, У, Ы, Э, И – это гласные звуки. Когда мы их произносим, Воздушная Струя не встречает преграду.

Только губы меняют свою форму:

–          А – рот широко открыт, губы не принимают участия;

–          О – губы колечком;

–          У – губы трубочкой;

–          Ы – губы овальные, уголки опущены вниз;

–          Э – губы овальные;

–          И – губы улыбкой.

Выполняются упражнения:

–          попробуйте угадать по форме губ, какой звук я хочу произнести;

–          покажите мне одними губами звуки: А, О, У, Ы, Э, И;

–          …

Закрепление:

–          как называются звуки, при которых Воздушная Струя не встречает преграду?

–          как называются звуки А-О-У-Ы-Э-И?

–          почему звуки А, О, У, Ы, Э, И  гласные?

–          как получаются гласные звуки? Назовите гласные звуки.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Как мы уже знаем, Воздушная Струя и Голос очень любят гулять и, когда они выходят наружу свободно, получаются гласные звуки.

Давайте их назовем.

Назвать гласные звуки.

Но бывает так, что Язычок начинает скучать. Ведь он не может так надолго и так далеко выходить на прогулку, не может покинуть свой любимый домик. И тогда он начинает удерживать Воздушную струю, ставит ей на пути препятствия – то зубы сомкнет, то губы, то к верхним зубам поднимется и спрячется там, то к нижним опустится и там сидит. И тогда, выходя наружу, Воздушная Струя встречает преграду.

Преградой могут быть губы, зубы или язык. Воздушной Струе трудно пробираться через эти препятствия, но она все же преодолевает эти преграды и вырывается наружу, при этом получается звук.

Давайте попробуем поставить Воздушной струе преграду, что у нас получится?

Создать преграду и произнести звук.

Звуки, которые получаются, когда Воздушная Струя встречает на пути преграду, называются – согласные.

Давайте попробуем: произнесите звук [Б]. Воздушная Струя встречает преграду? Какая преграда встречается? Значит это согласный звук.

Проанализировать несколько согласных звуков.

–          как называются звуки, при которых Воздушная Струя встречает преграду?

–          как называются звуки Б, В, Т, П, М, Л… ?

–          почему звуки Б, В, Т, П, М, Л… – согласные?

–          как получаются согласные звуки?

–          приведите пример согласных звуков;

Выводы, к которым подводятся учащиеся:

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Когда воздушная струя проходит свободно, не встречает преграду, получаются ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (голос может петь песенки).

Когда воздушная струя встречает преграду на своем пути, получаются СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (голос длинную песенку пропеть не может).

Упражнения:

–          определить гласный звук или согласный, объяснить, почему;

–          на какие две группы делятся звуки речи?

–          как получаются гласные звуки? Назовите их;

–          как получаются согласные звуки? Приведите примеры;

–          что может служить преградой для воздушной струи?

БУКВЫ

Мы с вами уже знаем, что звуки у нас бывают гласные и согласные. Дружно они живут, никогда не ссорятся.

Сидели как-то раз звуки, думали и решили, что пора бы им уже своими домиками обзавестись. И придумали звуки себе домики, и назвали их – БУКВАМИ. Каждый звук придумал себе свой, не такой, как у всех других домик-букву. Красивые получились домики-буквы.

Всем понравилась такая выдумка звуков, и много пользы принесла. Ведь, если мы раньше могли только слышать и говорить, то теперь можем еще и читать, и писать!

Слышим и произносим мы ЗВУКИ, а видим и читаем – БУКВЫ.

Приложение 3 будет опубликовано в №23 “Учительской газеты” от 5 июня 2012 года.

Приложение 4 – презентация – во вложенном файле.

Ирина Красильникова, учитель-логопед Новоуральской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №50 Свердловской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте