search
main
0

Формирование эффективных экономических отношений в образовании

Важным элементом формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающим фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должно стать введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса, однако активной разработке этой проблемы препятствует затягивание принятия федерального закона «О государственном стандарте общего образования».

Ведется разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе – среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ.

Разработан проект методики расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах. Предложены модели расчета потребности более чем по 20 видам расходов. Принципы, заложенные в методику расчета, позволяют приступить к их поэтапному апробированию. В настоящее время ведется отработка и уточнение моделей расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах по отдельным видам расходов на практическом материале.

Убедительным подтверждением приоритетности образования в социально-экономической политике государства является растущее год от года выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей.

Одной из приоритетных задач модернизации является расширение и повышение эффективности мер, направленных на информатизацию системы образования, в первую очередь, в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)».

С момента начала реализации Программы в 2001 году осуществлялась поставка современных компьютеров и компьютерных классов в учреждения среднего общего образования. Проведена подготовка 46 тыс. учителей в области информатики (при потребности в переподготовке – 58,5 тыс. учителей), 32 тыс. учителей-предметников (при потребности 1782,7 тыс.), начато создание образовательных порталов, электронных библиотек, ресурсных центров, широкомасштабное подключение образовательных учреждений к сети Интернет.

В качестве приоритетов реализации Программы на 2002 год решением коллегии Минобразования России от 28.02.2002 № 4 были определены:

-компьютеризация городских и поселковых школ;

-создание электронных учебников по всем дисциплинам базового учебного плана;

-организация и создание доступа сельских, городских и поселковых школ к образовательным ресурсам;

-создание системы общеобразовательных и специализированных порталов.

Решением коллегии Минобразования России от 04.04.2002 № 7 о реализации основных направлений информатизации образования в рамках Программы был одобрен ряд концепций приоритетных работ (создание телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам, создание системы интернет-порталов сферы образования, создание и развитие Центральной библиотеки образовательных ресурсов).

В соответствии с утвержденным планом распределения средств Программы, выделенных по статье «прочие нужды» по основным направлениям информатизации образования, были разработаны базовые организационные и технические документы по реализации основных направлений информатизации образования (паспорта основных направлений информатизации образования на 2002 год, карты требований на проекты, выполняемые в 2002 году).

Паспорта основных направлений информатизации образования в рамках Программы на 2002 год с указанием целей и задач направления, перечнем проектов, объемами финансирования и ожидаемыми результатами были подготовлены рабочими комиссиями совместно со структурными подразделениями Минобразования России, рассмотрены и одобрены на Дирекции Программы и утверждены министром образования Российской Федерации. Карты требований на проекты, выполняемые в рамках Программы в 2002 году с указанием актуальности конкретного проекта, объемов его финансирования, ожидаемых результатов и техническими требованиями были подготовлены рабочими комиссиями совместно со структурными подразделениями Минобразования России, рассмотрены и утверждены на Дирекции Программы.

В рамках одиннадцати основных направлений информатизации образования было сформировано около 50 проектов. Наиболее крупными из них являются:

-компьютеризация городских и поселковых школ (общий объем финансирования проекта в 2002 году – 1003,5 млн. рублей);

-создание телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам (общий объем финансирования в 2002 году – 340,0 млн. рублей);

-создание системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, создание федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий (общий объем финансирования в 2002 году – 100,0 млн. рублей).

Организатором конкурсов по реализации мероприятий программы был определен МЭИ (ТУ), имеющий в своем составе специализированный центр «Конкурсные торги (тендеры)». На организатора конкурсов были возложены функции по подготовке и представлению участникам конкурса конкурсной документации (КД), прием и регистрация поступивших на конкурс заявок, разъяснение участникам конкурса положений конкурсной документации, проведение экспертизы заявок участников конкурса.

Для обсуждения концептуальных положений ряда основных направлений работ, требований к технически сложным проектам, реализуемым в рамках Программы, были организованы и проведены рабочие совещания с привлечением специалистов в соответствующих областях деятельности (разработчиков и эксплуатационщиков). Также обсуждению вопросов по реализации ряда мероприятий Программы было посвящено Межрегиональное совещание по проблемам организации развития единой образовательной информационной среды «Инфосреда-2002» (9-10 июля 2002 года, г. Тамбов).

Для утверждения технических требований к поставляемой продукции и рассмотрения конкурсной документации по проекту «Компьютеризация городских и поселковых школ» сформирован научно-технический совет.

Отбор исполнителей проектов по реализации мероприятий Программы производился на конкурсной основе. Заказ на ряд проектов по реализации Программы (оказание услуг по организации конкурсов по реализации Программы и разработка программного обеспечения системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, поставка аппаратно-программных средств для нужд городских и поселковых школ в ряд регионов Российской Федерации) по согласованию с Минэкономразвития России был размещен у единственного поставщика.

Результаты реализации в 2002 году по направлению информатизации образования «Разработка и реализация стратегии оснащения учреждений общего и профессионального образования средствами компьютеризации».

Из 89 субъектов Российской Федерации в реализации проекта «Компьютеризация городских и поселковых школ» приняли участие 86. Компьютерное оборудование было поставлено в 8651 школу.

Поставлено:

– Комплект рабочего места учителя – 7062

– Комплект рабочего места ученика – 68097

– Комплект сетевого оборудования – 7221

– Принтер – 7281

– Средства доступа (модем) – 7108

– Мультимедийный проектор с экраном – 5433

– Источник бесперебойного питания – 7644

– Учебные диски CD-ROM – 8400

Затрачено:

– из федерального бюджета 1003,5 млн. руб.;

– из бюджетов субъектов РФ 1084,4 млн. руб.

Результаты реализации в 2002 году по направлению информатизации образования «Повышение квалификации, переподготовка и профессиональная адаптация специалистов в области информационных технологий».

Проведен анализ обучения специалистов в области информационных технологий; разработан реестр категорий работников учреждений среднего, дополнительного и высшего профессионального образования для обучения в области информационных технологий; разработана модель базы данных «Реестр категорий слушателей»; разработаны учебные планы и программы повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации в области информационных технологий для руководителей учреждений, бухгалтерий, планово-финансовых служб и преподавателей-тьюторов учреждений профессионального образования.

Проведена подготовка координаторов программ подготовки и переподготовки кадров по информационным технологиям. Проведено обучение в области информационных технологий административно-управленческого персонала 294 учреждений среднего и 59 учреждений высшего профессионального образования. Общая численность административно-управленческого персонала, прошедшего обучение, составила 1009 человек (488 – среднее и 521 высшее профессиональное образование). Затрачено из федерального бюджета 14,9 млн. руб.

Результаты реализации в 2002 году по направлению информатизации образования «Создание электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования».

Проведены экспертиза и сравнительный анализ зарубежных образовательных электронных изданий и ресурсов с целью выработки рекомендаций по лицензированию зарубежных образовательных продуктов и требований по соответствию отечественных разработок лучшим мировым образцам.

Выполнен этап разработки 26 электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования, предназначенных для использования в системе начального профессионального образования при подготовке учащихся по рабочим профессиям.

Организована и действует сеть площадок на базе образовательных учреждений для экспериментальной апробации электронных изданий и ресурсов, закупаемых, лицензируемых и разрабатываемых в рамках программ информатизации образования.

Реализован PR–проект «Оказание услуг по информационной поддержке внедрения проектов информатизации образования». Издательский дом «Компьютерра» выпустил новую газету «Школьная компьютерра».

Разработаны инструментальные программные средства создания школьных сайтов по case-технологиям. Создан программный комплекс «Школьный сайт».

По результатам работ вышли из печати 2 книги, проведены 2 специализированные конференции, создан сайт профессионального сообщества «Образовательные издания и ресурсы».

Разработана «Концепция электронных учебников по образовательным областям», определяющая стратегические направления создания образовательных электронных изданий и ресурсов.

В рамках проекта «Компьютеризация городских и поселковых школ» вместе с компьютерами в каждую школу направлен комплект образовательных электронных изданий (ЭИ) на CD-ROM, включающий учебные, информационно-справочные электронные издания и издания общекультурного характера (всего 28 наименований на 31 CD-ROM).

Ассигнования из федерального бюджета на реализацию этого проекта составили 62,7 млн. руб.

Минобразование России проводит активную работу по привлечению внебюджетных источников финансирования и собственных средств образовательных учреждений для их материально-технического оснащения.

Так, объем доходов от предпринимательской деятельности вузов, направленный на приобретение оборудования, составил в 2000 году 1,98 млрд. руб., в 2001 – 2,81 млрд. руб., в 2002 – около 3,0 млрд. руб., что почти в 2 раза превосходит объем бюджетных средств, выделенных Минобразованием России на эти цели.

В 2000 – 2001 годах вузы, являющиеся базовыми организациями по программе «Энергосбережение Минобразования России», подготовили и утвердили трехсторонние соглашения о совместной деятельности Минобразования России, Минтопэнерго России и администраций регионов. Это позволило в 2000 году дополнительно привлечь более 110 млн. руб., в том числе около 70 млн. руб. от администраций 27 регионов, в 2001 – 2002 году привлечь 179 и 220 млн. руб. соответственно, в том числе 111 млн. руб. и 190 млн. руб. от администраций 34 и 41 регионов. Установка и введение в эксплуатацию оборудования для целей энергосбережения позволили добиться реальной экономии коммунальных платежей на 2% ежегодно. В 2003 году планируется привлечь на эти цели около 200 млн. руб. внебюджетных средств.

За счет консолидированных средств в объеме 75 млн. руб. (50 млн. руб. – средства Минобразования России) в рамках выполнения пилотного проекта Орловским государственным техническим университетом были изготовлены, поставлены и введены в эксплуатацию приборы и оборудование учебно-научного назначения в 27 вузах, техникумах и школах областей, входящих в Ассоциацию «Черноземье».

Эффективным путем развития материально-технической базы образовательных учреждений является передача на их баланс зданий и сооружений других министерств и ведомств. Только в 2002 году было принято на баланс подведомственных Минобразованию России учебных заведений 79 объектов, в основном используемых для учебно-лабораторных целей общей площадью 387 тыс. кв.м. Так, Белгородскому государственному университету было передано здание, которое введено в эксплуатацию после капитального ремонта за счет средств Минобразования России (60 млн. руб.) и администрации Белгородской области (260 млн. руб.). Вятскому государственному техническому университету Министерством обороны Российской Федерации был передан комплекс зданий с балансовой стоимостью 150 млн. руб. и лабораторным оборудованием стоимостью 23 млн. руб.

Важным резервом ресурсного обеспечения является стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе.

Правовая основа многоучредительства позволяет субъектам Российской Федерации включаться в софинансирование образовательных учреждений начального профессионального образования как на разовой, так и на постоянной основе.

В настоящее время указанные учредительные договоры заключены более чем с 70% субъектов Российской Федерации.

Намечен процесс соучредительства в обеспечении деятельность ссузов (модели: двойного учредительства – Тюменская, Пермская, Самарская обл. – обеспечивается финансирование в колледжах программ НПО; тройного учредительства – Минобразование России – Пермская обл. – город – Пермский государственный профессионально-педагогический колледж).

Обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения организационно-правовых форм образовательных учреждений.

Минобразование России совместно с Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О специализированных государственных или муниципальных некоммерческих организациях», а также был подготовлен перечень правовых актов Правительства Российской Федерации по реализации названного законопроекта. Работу над данным законопроектом предполагается продолжить и в 2003 году.

Российское законодательство постулирует указанную самостоятельность (соответствующие права и обязанности) в ряде актов. В частности, об этом говорят: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ст. 12, п.2; ст.32; ст.43; ст.44); Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Ст.27, ст.28, ст.29); Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (Ст.2, ст.25, ст.31); Гражданский кодекс Российской Федерации (Ст.296, ст.298, ст.299); Бюджетный кодекс Российской Федерации (Ст.161, ст.162, ст.163).

Вместе с тем приказ Минфина России от 21.06.2001 № 46Н и соответствующее письмо Минобразования России от 30.08.2001 № 20-55-3491/20-07 резко ограничивают экономическую самостоятельность учреждений образования по отношению к нормам федерального законодательства.

Кроме того, положение Налогового кодекса существенно ухудшает экономическое положение образовательных учреждений по сравнению с коммерческими организациями.

Создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых.

Для решения конкретных задач модернизации и развития российского образования привлечены целевые льготные кредиты Всемирного Банка и внебюджетные средства в рамках Инновационного проекта развития образования, реализуемого через Национальный фонд подготовки кадров. Основная задача проекта – экспериментальное внедрение инноваций с целью дальнейшего воспроизведения в системе образования. В частности, в рамках проекта решаются проблемы совершенствования преподавания дисциплин экономического, социологического и политологического циклов, разрабатываются более 700 новых учебных курсов, обеспеченных учебниками и учебно-методическими пособиями, создаются 4 центра переподготовки преподавателей в ведущих вузах, ведется масштабная дополнительная подготовка ППС. Разрабатываются новые формы независимой академической оценки учебных материалов.

Значительное внимание уделяется системному решению проблем управления современным вузом. Разрабатываются вопросы: совершенствования структуры вуза, в том числе через создание университетских комплексов; внедрения современных систем управления качеством, ресурсами, персоналом; использования новых информационно-коммуникационных технологий в управлении; эффективного взаимодействия с рынком труда. Ведутся работы по созданию современных вузовских библиотек.

В рамках компонента «Учебное книгоиздание» осуществляется комплекс мероприятий по развитию устойчивой и работоспособной рыночной системы обеспечения школ учебниками и повышению качественного уровня учебной литературы. В частности, создано более 200 учебно-методических комплектов для основной школы, разрабатываются более 40 УМК для старшей профильной школы и электронные учебные материалы по 14 образовательным областям и предметам.

Начиная с июля 2002 года вступил в силу проект «Реформа системы образования». Он носит пилотный характер и направлен на отработку на федеральном и региональном уровнях основных элементов стратегии модернизации образования.

Проект состоит из 2 компонентов – Федерального (13,02 млн. долл. США) и Регионального (36,4 млн. долл. США). Региональный компонент должен реализовываться в 3 пилотных регионах – Чувашской республике (9,68 млн. долл. США), Самарской (16,8 долл. США) и Ярославской областях (9,85 млн. долл. США) на основе подписанных договоров субзайма, однако реализация регионального компонента задерживается в связи с невозможностью вступления в силу договоров субзаймов со всеми 3 пилотными регионами вследствие задолженности перед федеральным бюджетом.

В 2003 г. впервые для решения конкретных задач, поставленных в Концепции модернизации образования, реализуется механизм совместного финансирования проектов из средств кредита Всемирного Банка и Федеральной программы развития образования (выполняются 14 проектов на общую сумму более 1 млн. долларов).

4 января 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Минобразованием России и МНС России, одним из направлений которого является взаимодействие по вопросам налогообложения организаций и учреждений системы образования Российской Федерации в части совершенствования налогообложения прибыли образовательных учреждений и деятельности благотворительных организаций.

Во исполнение данного Соглашения направлены предложения в МНС России о выводе из налогооблагаемой базы средств, полученных за сдачу в аренду закрепленных за бюджетными учреждениями объектов собственности, при условии, что право сдачи в аренду установлено законодательством Российской Федерации, законодательствами субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления. Внесение данного предложения вызвано имеющимися разночтениями между отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Кроме того, Минобразование России вышло с предложением по совершенствованию определения налогооблагаемой базы по прибыли в части расходов по ремонту основных средств.

Минтруд России ведомственным планом по выполнению комплекса межведомственных мероприятий по реализации в 2002-2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрел внесение поправок в статью 217 главы 23 и статьи 255, 264 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации о включении в виды выплат, не подлежащих налогообложению, расходов юридических лиц, направляемых на создание и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение работников. Создана межведомственная рабочая группа по подготовке законопроекта.

Развитие дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов.

Минобразованием России подготовлено и Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 01.04.2003 № 181, распространившее Правила оказания платных образовательных услуг на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также научные организации.

Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводят работу по реализации программ дополнительного профессионального образования, предоставляемых юридическим и физическим лицам. За последние годы значительно расширились виды и формы предоставляемых образовательных услуг. Дополнительные профессиональные образовательные программы формируются на основе потребности заказчика. В настоящее время востребованными являются освоение информационных и телекоммуникационных технологий, инновационного менеджмента, программы, связанные с появлением новых профессий и повышением требований к квалификации различных категорий работников.

Образовательные учреждения получили возможность реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы с присвоением квалификации в связи с введением нового вида профессиональной переподготовки. Это позволило привлечь дополнительные источники финансирования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте