search
main
0

Формирование читательского пространства

В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы курса «Литературное чтение» ставится задача формировать понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Это одна из задач программы литературного чтения в комплекте «Начальная школа XXI века». Начиная с первого класса в процессе обучения чтению младшие школьники знакомятся с произведениями фольклора, детских писателей и писателей-классиков. На уроках литературного слушания формируются такие понятия, как Родина, семья, человек, правда, достоинство, любовь к природе и бережное отношение ко всему живому на Земле. В каждом классе отдельным блоком представлены произведения о Родине (стихотворения, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о Родине и родной природе). От класса к классу материал усложняется в соответствии с возрастом и уровнем обученности детей – вводятся новые жанры, сведения об изученных произведениях обобщаются и систематизируются. Например, в 1-м классе на уроке литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями (хороводными и песенками-закличками), сказками, загадками. Во 2-м классе читают народные песни (хороводные, календарные, колыбельные). В 3-м классе повторяют малые жанры фольклора, волшебные сказки, изучают былины, раскрывающие смысл пословицы «Жить – Родине служить». В 4-м классе выпускник начальной школы знакомится с героическими песнями и легендами. Этот материал представлен в разделах «Устное народное творчество», «О нашей Родине», «Произведения о родной природе».

Одной из задач, поставленных в ФГОС НОО, является:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В нашей программе нравственно-этическое воспитание выделяется содержательной линией, которая реализуется на каждом уроке литературного чтения в процессе работы с произведением.

Мы отобрали такие произведения для изучения в начальной школе, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, зло, любовь, ненависть, честь, дружба. Разделы «Учимся уму-разуму», «О наших друзьях – животных», «Читаем о родной природе» в 1-м классе; «О детях и для детей», «Произведения о животных», «Зарубежные сказки», «Рассказы, стихи и сказки о семье» во 2-м классе, а в 3-м и 4-м классах морально-этические проблемы так или иначе обсуждаются в рамках всех изучаемых разделов. Такой подход к отбору содержания позволяет решать задачу эмоционального развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления, толерантного отношения к окружающему миру.

В стандарте второго поколения поставлены задачи:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Задача формирования национального и гражданского самосознания, чувства гордости за свою страну решается на протяжении всего курса: в 1-м классе – в ходе изучения произведений (стихотворений) о Родине и родной природе. Со 2-го по 4-й класс – в ходе работы с фольклорными, летописными литературными произведениями разных жанров о героических подвигах и выдающихся личностях в истории нашей страны, о защитниках Отечества, русском народе и языке. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций происходит постепенно от класса к классу. Изучая произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Куприна, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Дж.Лондона и других писателей, младшие школьники познают нравственно-этические нормы общения между людьми, уважительного отношения к мнению другого, впитывают культурные ценности своего народа и других народов.

Большое значение в этом процессе имеет понимание фольклорных традиций. Знание и понимание детьми фольклорных корней своей литературы помогает им понять и принять литературу и культуру других народов. Отбор произведений и система их изучения в нашем курсе позволяют младшим школьникам воспринимать литературу как источник познания родной и мировой культуры, духовных и нравственных ценностей. Так, во 2-м классе учащиеся, изучая народные сказки, знакомятся со сказками не только народов России, но и народов мира: на примере русской сказки «У страха глаза велики» дети определяют признаки и особенности народной сказки. Дополнительно они знакомятся со сказками народов мира (японской «Журавлиные перья», индийской «Золотая рыба», немецкой «Бабушка Метелица»). По страничке «Книжная полка» в учебнике ребята выбирают народную сказку для самостоятельного чтения. Сопоставляя сюжетные и жанровые особенности, дети учатся находить общее в, казалось бы, далеких друг от друга фольклорных традициях.

Большое внимание в курсе уделено формированию компонентов учебной и читательской деятельности. На примере изучения пословиц покажем, как это реализуется на практике. В 1-м классе в разделе «Учимся уму-разуму» сразу после рассказов К.Ушинского «Играющие собаки» и В.Осеевой «Кто наказал его?» дается пословица «Жизнь дана на добрые дела». Ребята работают с пословицей: объясняют ее смысл, определяют тему и соотносят ее с главной мыслью прочитанных рассказов. Таким образом дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Во 2-м классе школьники знакомятся с пословицами о Родине, труде, дружбе, человеке. Они оперируют понятиями («пословица о дружбе», «пословица о подвиге», «пословица о труде»), составляют схемы или таблицы, классифицируя пословицы по темам или подбирая пословицы на заданную тему. В 4-м классе учащиеся используют пословицы для формулировки главной мысли того или иного произведения. Таким образом, отбор произведений для изучения, система заданий в учебнике и рабочих тетрадях формируют компоненты учебной и читательской деятельности.

Рассмотрим еще одну важнейшую задачу, поставленную в стандарте:

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Чтение в нашем курсе литературного чтения рассматривается с трех позиций: как предмет обучения, как средство развития и получения информации из текста, как речевая деятельность. Каждая из этих позиций отражает развивающую функцию обучения. В нашем курсе решается задача формирования читательских умений: овладение способами и видами чтения, работа с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой (учебной, художественной, научно-познавательной, справочной и т. д.). Можно сказать, что чтение как вид речевой деятельности является важнейшим умением в изучении не только литературного чтения, но и других предметов в школе, выступая в роли важнейшего общеучебного умения, жизненно необходимого для освоения основ изучаемых в школе предметов.

Умение читать вслух (умение читать для других) формируется в течение всего периода обучения в начальной школе. В 1-2-х классах оно служит для развития артикуляции, фонематического слуха и выразительности речи. Со способами чтения дети знакомятся в букварный период, а на уроках литературного чтения овладевают рациональными способами чтения. Для отработки чтения вслух в учебниках 1-го и 2-го классов под рубрикой «Учимся читать» даны сложные по составу слова, словосочетания и предложения из изучаемого произведения. Например, в 1-м классе, при чтении рассказа И.С.Соколова-Микитова «Русский лес», для упражнения в правильном чтении даны слова из рассказа: в пробуждaющемся весеннем лесу, гугyкают совы, на непроходимом болoте, золотистые пуховики ивы.

Такие упражнения позволяют отрабатывать умение читать правильно и осознанно, понимать прочитанное, иными словами, способствуют выполнению требований стандарта:

осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Для развития устной речи в нашем курсе используются такие формы обучения, как пересказ, рассказывание, выразительное чтение, устное изложение небольшого произведения или эпизода по плану, выражение своей точки зрения о произведении, герое и его поступке с элементами рассуждения и описания. Работа с произведением строится на наблюдении, сравнении, обобщении, классификации и построении логического ряда, а использование схем, моделей, таблиц служит развитию мышления, внимания, формированию читательской зоркости и уровня начитанности младших школьников. Например, для обобщения знаний о писателях в нашем курсе используются схемы, которые дети должны дополнить, заполнить или составить самостоятельно. Составление таких схем служит развитию универсальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать.

С этой же целью детям предлагается работа с таблицами. Например, сравнивая русскую народную сказку «Снегурочка» и сказку В.И.Даля «Девочка Снегурочка», ученики 2-го класса выявляют особенности каждой сказки (художественные, композиционные, функциональные), сравнивают героев. Для самопроверки детям предлагаются готовые схемы или таблицы. Учащиеся сопоставляют свои ответы с предложенными, исправляют ошибки и оценивают свою работу. Так формируется один из важнейших компонентов учебной деятельности – самооценка.

Попытаемся ответить на важнейшие вопросы, стоящие перед каждым учителем в начальной школе. Как добиться того, чтобы младший школьник «осознал значимость чтения для личного развития»? Как сформировать у него потребность читать, находить ответы на свои вопросы в книге (учебной, художественной, справочной)?

Развитие читателя согласно ФГОС НОО предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, то есть уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески». Из этих компонентов состоит правильно организованная читательская деятельность. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для этого, а это значит так организовать его читательское пространство (материал для обязательного, а также для дополнительного и самостоятельного чтения), чтобы у ребенка всегда были побудительные мотивы для чтения.

В нашем курсе все пособия ориентированы на ученика и развитие его интереса к активной читательской деятельности: учебники с хорошо продуманным, рассчитанным на восприятие младших школьников методическим аппаратом, учебная хрестоматия, в которой даются актуальные для детей произведения для дополнительного чтения, тетради, организующие работу с произведениями, рубрика «Книжная полка» (в учебнике), в которой даются рекомендации по выбору книг для самостоятельного чтения.

Изучение каждого произведения строится на формировании целостного восприятия произведений, на понимании точки зрения автора. Использование жанрового и авторского принципов построения наших учебников позволяет одновременно рассматривать несколько произведений разных жанров одного и того же автора. Например, начиная с 1-го класса изучаются разножанровые произведения Л.Н.Толстого: художественные сюжетные рассказы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-познавательные рассказы. Сравнение текстов произведений позволяет младшим школьникам увидеть особенности каждого жанра, понять специфику работы с каждым из них. Важным условием успешного обучения литературному чтению является методическая помощь учителю. Для учителей, работающих по нашей авторской программе, разработаны методические пособия.

И, наконец, отметим еще одну важную задачу, названную в стандарте, – умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Работа со справочной литературой должна вводиться постепенно, в соответствии с возрастными особенностями детей. В наших учебниках и учебных пособиях есть рубрика «Книжная полка», в рабочих тетрадях даются задания для поиска значения слов или литературоведческих понятий, справки об авторах. От класса к классу растет читательский опыт ученика, уровень сформированности читательских умений и овладения алгоритмом действий. У детей в процессе обучения появляется потребность в обращении к справочным материалам, и навигатором в мире справочной книги является учебник.

Задачи, поставленные в ФГОС НОО, требуют и от учителя, и от учебной книги нового подхода к организации учебного процесса. На наш взгляд, нам удалось создать такой учебно-методический комплект, который действительно поможет учителю в решении этих задач.

Л.А. ЕФРОСИНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте