«Машук» – один из трех крупных круглогодичных центров федерального значения, расположившийся в Пятигорске, наряду с «Сенежем» в Подмосковье и «Тавридой» в Крыму. Вдохновляясь слоганом «Учим тех, кто учит», эксперты Центра уже третий год готовят кадры в сфере образования, молодежной политики и воспитательной работы. Центр предлагает более 130 образовательных программ, которые уже изменили жизни свыше 35 000 участников. В этом году «Машук» стал еще и федеральным Центром по развитию наставничества в России.
Педагоги занимают особое место в Центре знаний, так как огромное количество программ разработано именно для них. Они — основная целевая аудитория Центра. Программы регулярно обновляются и с каждым годом их становится все больше. Есть отдельные для учителей, классных руководителей, советников по воспитанию, руководителей образовательных учреждений, педагогов, работающих с детьми, у которых есть особенности развития.
Центр Знаний «Машук» ориентирован на подготовку педагогов, обладающих современными знаниями и навыками, способных эффективно работать в условиях быстрого развития технологий, обладающих цифровой грамотностью, способностью интегрировать инновационные инструменты в процесс обучения, включая создание цифровых продуктов для учеников.
«Педагогам в современных реалиях нужно будет овладеть навыками работы с данными, анализировать прогресс учеников и оперативно адаптировать подходы в обучении. Важно развивать у учащихся Центра гибкие навыки, такие как критическое мышление, креативность и способность работать в команде. Эмоциональный интеллект и умение работать с разнообразием учеников и их потребностями также станут важными качествами для педагога.
Центр знаний “Машук” ориентирован на подготовку педагогов, которые будут не только обладать современными знаниями и навыками, но и способны вдохновлять учеников, помогать им раскрывать свой потенциал и готовить их к глобальным вызовам будущего, формируя у них способность к постоянному обучению, саморазвитию и осознанному покорению новых высот», – рассказывает советник генерального директора Центра знаний «Машук» Петр Зуев.
На базе Центра знаний «Машук» уже более двух лет проходят авторские семинары-практикумы «ПедСовет» — это программы открытого набора для учителей, воспитателей, преподавателей университетов, студентов педагогических специальностей. Они дают возможность всем, кто проявляет интерес к развитию в сфере педагогики и воспитания, побывать в Пятигорске и стать частью образовательного сообщества, прокачать педагогические навыки и рассказать о своих идеях. Программа проходит в «Машуке» каждый сезон, четыре раза в год.
«В этом году зимний “ПедСовет” мы посвятили теме развития когнитивных способностей детей, изучали работу мозга и телесные практики, связанные с мыслительными процессами. На весеннем “ПедСовете” фокус внимания направили на IT-технологии, образ будущего. Летом главной темой стало творчество. А вот в ноябре – развитие сообщества, вовлечение обучающихся и педагогов в клубную деятельность», – рассказывает программный директор Центра знаний «Машук» Олег Ляшко.
Осенний семинар-практикум стал рекордным по количеству заявок среди всех авторских программ открытого набора Центра – 2 350 регистраций из 85 субъектов РФ, а это практически 16 человек на одно место. Важно, что участники возвращаются домой, заряженные энергией, вдохновленные знакомствами и идеями коллег. Многие успешно реализовывают проекты, придуманные в Центре знаний.
«В рамках ПедСовета нашей командой под руководством Вадима Дмитриева и Алексея Ильина была разработана идея игры “Битва галеристов”. Спустя год вышел в свет первый прототип новой фиджитал игры по профориентации и обучению цифровой грамотности и кибербезопасности. В игру уже сыграли более 250 школьников и студентов. Проект был представлен на выставке “Россия” на ВДНХ, презентован главам регионов и экспертному сообществу», – делится итогами семинар-практикума участница Мария Лапина (Ставропольский край).
Еще одна ключевая программа для педагогов – «Педагогический марафон». Образовательный курс для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей колледжей и вузов. Программа помогает молодым специалистам с легкостью войти в профессию и принести максимальную пользу. В 2024 году акцент сделан на новых технологиях в воспитании, адаптации молодых специалистов и инновационных подходах к методологии.
«Если мы делаем авторские программы для педагогов, мы смотрим на их запрос, анализируем, что будет полезно по итогам этих программ, что можно использовать на практике. Многие инструменты забираем от проекта к проекту, делаем свои разработки, методички. На одной из наших программ мы придумали настольную игру и далее ее издали. Настольная игра посвящена художественному творчеству, чтобы учитель проводил классные часы в интересном ребятам формате», – рассказывает программный директор Центра знаний «Машук» Олег Ляшко.
Также у «Машука» существует обширная линейка партнерских программ для советников директоров школ по воспитанию, участников сообщества «Флагманы образования», сотрудников и актива «Движения Первых».
«Говоря о партнерских программах для педагогов, я бы отметил Молодежный педагогический форум “Старт в наставничестве” для учителей, преподавателей и педагогов-наставников Всероссийского конкурса “Большая перемена”. Программа создала атмосферу вдохновения, взаимного уважения и сотрудничества, мы смогли дать возможность участникам не только изучить новые методики, но и непосредственно применить их на практике и что не менее важно – выстроить партнерские связи с другими педагогами и наставниками», – рассказывает Евгений Мазяков, руководитель направления специальных проектов.
Есть в Центре знаний и проекты, которые сотрудники считают особенно важными для общества. Например, программа, реализуемая совместно с Институтом коррекционной педагогики – для учителей, которые работают с особенными детьми. Проект помогает педагогам освоить современные методики образования и психологически настроиться на работу в инклюзивных классах.
Огромное внимание уделяется программам для педагогов из новых территорий, одна из них – «Учителя будущего».
«Учителя новых регионов – это наша целевая аудитория. Они приезжают несколько раз в год. Мы разрабатывали стратегии образовательной деятельности для министерства образования Луганской Народной Республики, обучали сотрудников министерства спорта, туризма и молодежной политики Донецкой Народной Республики. В этом году прошли обучение 500 директоров школ новых регионов. Даже самой первой программой нашего Центра была программа для учителей, которые должны были с 1 сентября читать новый для себя курс – “История России”. Каждый из них – герой своего региона, который не побоялся и выбрал для себя путь развития в России, который открыто заявляет это и является проводником российской государственности. Еще два года назад дети там учились по одним учебникам, слышали одни призывы. А сегодня им нужно объяснять, где на самом деле правда, а где домыслы, открытая ложь и игра фактами», – рассказывает генеральный директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков.
«После посещения Зимнего ПедСовета я приняла участие в профессиональном конкурсе “Флагманы образования”, прошла в полуфинал. После отбора попала на образовательное мероприятие “Женщина-лидер”. Сейчас у нас команда, мы готовим социальный проект. Обучение продолжается», – делится своей историей успеха Светлана Адерихина (Донецкая Народная Республика).
Отдельное направление – подготовка педагогов, которые работают с детьми участников СВО. Важно уделить им особое внимание и найти подход к каждому ребенку в любом регионе страны.
«Патриотизму мы, конечно, не учим. Но создаем образовательную среду, в которой человек задумывается о Родине, о том, что он может сделать и делает для страны. Рассказываем о людях, о героях, об истории страны. Это занятия в форме бесед с известными историками, участниками исторических событий. Это известные военные, дипломаты, деятели культуры, спортсмены. Мы учим, как формировать такие занятия для школьников, как сделать, чтобы дети заинтересовались – кто-то туризмом, кто-то экологией или поисковым движением. Государство дает сегодня огромные возможности, и учитель не должен быть просто человеком, который передает знания, он должен быть проводником в мир возможностей», – рассказывает генеральный директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков.
Практически каждая программа «Машука» подразумевает дальнейшую реализацию участников. Самые активные приезжали в Центр знаний не раз.
«Под каждую программу “Машука” подбираются определенные спикеры. Например, в ноябре на “ПедСовет” по теме сообществ пригласили исполнительного директора Форума классных руководителей (ФКР) Александру Побленкову, Дмитрия Забирова из Сколково, филолога и бизнес-тренера Леонида Клейн и других. К нам приезжают учителя практики, педагоги, отмеченные наградами различных уровней, министры, спортсмены. Бывает и сами участники в дальнейшем становятся лекторами и авторами мастер-классов», – рассказывает программный директор Центра знаний «Машук» Олег Ляшко.
Центр знаний «Машук» активно взаимодействует с педагогами и образовательными организациями города Пятигорска, реализуя инициативы, направленные на развитие профессионального сообщества. В рамках программы «Технологии учителя» педагоги начали создавать сообщество единомышленников для обмена опытом и внедрения эффективных практик воспитания и наставничества. Одним из ключевых направлений работы Центра стали выездные мероприятия на базе школ города, где участники делятся своими наработками, развивают направления волонтерства и создают атмосферу поддержки и новых возможностей. Такой формат укрепляет профессиональные связи, способствует запуску совместных проектов и развитию образовательной среды.
«Для Центра знаний “Машук” выстраивание взаимодействия с педагогами города Пятигорска — это не просто стратегическое направление, но и новый вектор развития. Возможности, которые открываются перед учителями через участие в наших программах, становятся отправной точкой для укрепления профессионального сообщества и создания новых образовательных форматов» – объясняет советник генерального директора Центра знаний «Машук» Петр Зуев.
Что же объединяет все проекты «Машука»? У учебного центра есть традиционные элементы программы. Мастер-классы, лекции, разработка проектов – основные составляющие, включенные в образовательную часть. Интеллектуальные игры, живая музыка, концерты, вечера у костра, экскурсии и квизы, походы в горы, пешие перипатетические прогулки – это уже неотъемлемые элементы познавательно-развлекательной части программы.
Так, вдохновившись путешествиями и туризмом, участница одной из программ «Машука» Наталья Свинарева совместно с ученицей реализовали свой уникальный проект в Саратовской области: разработали авторский экскурсионный маршрут «Саратов театральный», создали сайт, который помогает горожанам и туристам совершать те самые перипатетические прогулки. И подобных примеров с момента открытия Центров уже великое множество.
Центр знаний стремительно развивается. Каждый год появляются новые проекты, активности, десятки идей воплощаются в жизнь. В следующем году планируется создание ИТ-платформы, расширение линейки флагманских программ, запуск международных образовательных проектов и тиражирование лучших форматов в регионы.
Комментарии