search
main
0

Форматированная душа Сто лет одиночества в мировой Сети

В семье медицинской сестры детской больницы Нины Ильиничны Гуляевой поселилась беда: любимый семнадцатилетний внук сначала бросил школу, затем ушел из дома. Впрочем, он не бесследно исчез: обедает-ужинает дома, а после 10 вечера лихорадочно собирается в пиццерию, где открылся компьютерный центр с круглосуточными играми. Говорит, ночью, да еще в компании, цены дешевле. Можно погнать какого-нибудь мальца от машины, можно и потрясти при случае. Ни на собственный компьютер, ни на индивидуальные игры денег в семье нет: отец – инженер на затухающем авиазаводе, мать – секретарь в институте, сестра – студентка. Стипендию не платят, зарплату не видят по 2-3 месяца. На что же мальчишка играет? Бабушке Нине Ильиничне внук объясняет, что выигрывает в виртуальном казино, где “есть все, что хочешь”.

В школе, где Слава учился, информатику начинают преподавать лишь с 10-го класса.
Из учителей-предметников никто с компьютером не работает. Когда Слава в шестом классе набрал свое сочинение на домашнем компьютере одноклассника, учительница русского языка его не приняла и поставила в журнал двойку: может, это и не ты писал, а просто скачал из интернета. “Вы что, совсем? – в первый раз басом закричал Славик, – а если б я его от руки переписал из сборника лучших сочинений, вы бы поверили, что это моя собственная работа?”. Из класса его тут же выгнали за хамство, и он отправился в компьютерный центр: просто посмотреть, как другие играют.
Раньше Слава страстно любил столярничать вместе с дедом. На лоджии, где они оборудовали мастерскую и выпиливали деревянные кружева для дачи, празднично и весело пахло стружкой, бабушка здесь же поила их чаем с домашним вишневым вареньем, с яблочным бисквитным пирогом. Мир был распахнут добру и чист, как утренняя звезда. А потом дед умер. Родители стали пропадать где-то на подработках. Ушел из жизни мальчишки интерес: в школе на трудах только уборкой занимаются или мебель для кабинетов собирают. Скучно было до слез. И вдруг открылся частный компьютерный центр: десяток современных машин, объединенных в Сеть. Все перевернулось в жизни Славы. Он больше не испытывал дискомфорта и тоски, страданий, чувства вины или ущербности. Открылся волшебный мир радости, успеха, побед. Здесь никто его не пилил, как старшая сестрица дома, не унижал, как учительница литературы, не понимающая, как это можно жить без книг. Здесь были свобода, праздник и приключения – все, чего не было дома и в школе и без чего нет счастья для мальчишки.
Слава ушел целиком в виртуальный мир. Уже два года он нигде не учится, не работает: нет специальности. Мечтал стать контрактником, насмотревшись наркотически привлекательных компьютерных “стрелялок и гонялок”, где он всегда побеждает, где никому не больно, никого не жаль. Слава уже не помнит, как он плакал над гробом деда: горы трупов на мониторе развили в нем математический подход к количеству жизней и смертей. Не более. Армия представляется ему роскошным приключением. Но в армию его не берут: близорукость высокой степени, сколиоз, расшатанная бессонными ночами нервная система. Надо серьезно лечиться. Но как заставить почти двухметрового парня лечь в больницу? Он не хочет! А чего хочет? Играть, играть и играть ночи напролет в компьютерном центре.
Не менее трагичную историю рассказал мне и психолог Александр Владимирович Серых, главный методист областного центра информационных технологий, разработчик образовательных и развивающих игр. К нему за помощью обратилась семья, в которой старшая дочь так увлеклась виртуальными сексуальными приключениями, что реальные, прежде интересные ей люди утратили в ее глазах всякую ценность, а реальная жизнь стала бледной и скучной, не вызывающей не только глубоких чувств, но и простых эмоций. Отношения с одноклассниками и родственниками стали чисто функциональными. Знаковые системы вытеснили чувственное восприятие мира.
– Живых людей объединяют сильные или слабые экологические связи, каждый из нас как биологический объект включен в мировой энергетический обмен, мы считываем реальную небесную и земную информации, на нас влияют свет луны и шум дождя. И улыбка младенца, и запах сирени приводят нас в волнение. Мы связаны с жизнью Вселенной и реагируем на ее пульс, как младенец в утробе матери реагирует на ее сердцебиение, – объясняет трагедию “тотальной виртуализации” Александр Владимирович. – А в компьютере весь мир сужается до радиочастот. И ничего другого человек уже не улавливает. Информационная Сеть – всего лишь знаковая система. Компьютер работает только со знаковыми моделями, без интерпретации. Человек разучается понимать живое – то есть непредсказуемое, уникальное, особенное. Исчезает необходимость в эмпатии, интуиции, предчувствии, сужается сфера воображения. Эвристические способности при этом просто не востребованы. Общение с внешним миром, с людьми, не погруженными в виртуальный мир, становится затруднительным: ведь они не так предсказуемы, как операции компьютера. Человек превращается в кусок технической культуры. Придаток компьютера.
Немало трагических историй рассказали мне другие преподаватели, психологи, родители. В знакомой семье я наблюдала, как агрессивно ведут себя подростки, участвуя в виртуальных выборах президента: одни избирали вариант подкупа избирателей, другие – подкупа прессы, кто-то распространял клевету, кто-то нанимал киллера.
– А есть ли какой-либо честный способ выиграть? – спрашиваю озверевших от азарта мальчишек.
– Что вы, – отвечают, – это же такая игра, тут все просчитано, надо только правильный вариант выбрать.
Вариантов было немного: подкуп, клевета, физическое устранение. Игру эту они “скачали из интернета”.
– И это еще не самое страшное, – горько говорит доцент кафедры информатики Новосибирского педагогического университета Алевтина Петровна Гришаева. – В конце концов и в вопросах секса, и в вопросах правовых и политических свое возьмет природа человека и жизнь реальная, а вот вред религиозных сект интернет многократно усиливает, и эта опасность безмерна: тут реальная жизнь и практика не могут выступать критерием и как-то корректировать чувства, мотивы, поведение. Тут идет полное растворение в мистике и объединение технических средств с духовным воздействием на психику. Религиозные секты обзавелись своими сайтами и действуют весьма эффективно. Сначала секта через интернет сделала человека чужим и одиноким в собственной семье, а затем он решил порвать и с миром. Беда в том, что “продвинутые” в техническом плане дети уходят так далеко от своих технически неграмотных родителей и учителей, что обрывают все связи с живым чувственным миром. Учителя-предметники не спешат использовать информационные технологии и виртуальное пространство в образовательных целях. Где тот сайт психолога или великого педагога, тот “Форум” и те “Дебаты”, через которые подросток мог бы задать ему свой сокровенный вопрос и не остаться одиноким в виртуальном мире? Мы бросили детей на произвол судьбы в этом неуправляемом пространстве безграничной свободы, где невозможно отличить добро и зло, норму и патологию. Учитель должен бы первым обжить это пространство и сделать его безопасным для ученика. Увы, учитель сегодня, как и сорок лет назад, не поспевает за учеником, а чаще всего выглядит, как курица, высидевшая утенка и в панике мечущаяся по берегу пруда с кудахтаньем: “Не лезь туда, плавать нельзя, утонешь!”.
К этому остается добавить, что многие программы, игры, учебные комплекты ОТРАЖАЮТ ТОЛЬКО КОРЫСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ФИРМ- СОЗДАТЕЛЕЙ, заинтересованных, чтобы их продукт покупали.
Словом, беспокоиться надо сегодня не только о количестве компьютеров в школе, но и о количестве педагогической поддержки в интернете, оставлять ребенка там одного куда опаснее, чем бросить его посреди ревущей моторами скоростной автомагистрали.

Галина ФРОЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте