На очередном заседании семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», который проводит Институт развития образования Госуниверситета – Высшей школы экономики, его участники обсудили чрезвычайно актуальную тему «Развитие государственно-общественного управления в образовании: от прецедентов к институту». В той или иной форме управляющие советы появились в российских школах еще до революции. Контроль за работой школ осуществляли попечительские советы, получившие весьма широкие полномочия. Попечители имели право назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В наши дни произошло некоторое возвращение к советам: в 1998 году Президент РФ Борис Ельцин издал указ, утвердив примерное положение о попечительских советах. Это положение никого ни к чему не обязывало, поэтому советов в стране существенным образом не прибавилось. В 2000-е годы большое внимание советам уделял директор московской школы №1060, а затем и директор Центра социально-экономического развития школы ГУ – ВШЭ Анатолий Пинский, под научным руководством которого экспериментально была отработана модель управляющих советов в восьми регионах России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» этот эксперимент был проведен в 31 регионе. Сегодня количество управляющих советов значительно выросло, но массового движения все еще не получается. Тормозит развитие государственно-общественного управления образованием отсутствие правовой базы, федеральных законов об управляющих советах. Нынче в большинстве регионов их деятельность регулируется различными распоряжениями местных органов управления образованием, но лишь в некоторых субъектах Федерации (Пензенская и Астраханская области, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ) приняты соответствующие законы. Из-за правовой неопределенности органам государственно-общественного управления образованием трудно стать полноценным социальным институтом.
Елена ШИМУТИНА, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, заместитель директора Центра образования №548 «Царицыно»:
Не для галочки
Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления:
Всё только начинается
Информация к сведению
Комментарии