search
main
0

Формальная логика может быть увлекательным, полезным и совсем не формальным делом

Анна МЕХЕД, учитель математики школы № 2030, учитель года Москвы-2007: – Когда я думала, как представить свой опыт работы, то столкнулась с огромной проблемой выбора. Выбор для меня был на конкурсе очень мучительным и невероятно сложным. Говорить о формах и методах? Да, наверное, это важно, но все учителя используют новые формы и методы работы, часто свои формы и методы. Тогда я и решила тоже представить что-то свое, что было бы любопытным для моих коллег. В результате на конкурсе я представила свою программу по логике для старших классов средней школы.

Почему я написала эту программу? Логика – важный инструмент любой науки, который регламентирует формы и методы научного познания. Мы все, особенно естественники (впрочем, и гуманитарии тоже), подчиняем все свои рассуждения законам логики: анализ данных, построение теории, явные и неявные доказательства.

Работая в школе, я часто сталкиваюсь с тем, что дети не умеют правильно рассуждать. Мало того, произнося слова, они не понимают той смысловой нагрузки, которую несет каждое слово. Часто они попадают в ситуацию, которая кажется им безвыходной только потому, что они не могут сделать верные выводы или принимают желаемое за действительное.

На зачетах по геометрии я обязательно прошу ребенка нарисовать картинку, иллюстрирующую его ответ. Особенно это связано с многогранниками и телами вращения. Я прошу ребенка использовать в рисунке те термины и слова, которые он употребил. Сразу выплывает то, что он сказал неправильно. Сказал лишнее слово, получил не ту фигуру, а не сказал – вообще не получил никакой фигуры. Именно поэтому лет семь назад (спасибо Московскому педагогическому университету, который подумал о том, что логика – необходимый предмет в школе) я разработала такую программу.

Но программа – это не самое интересное. Я столкнулась с большой проблемой, как подобрать проверочные работы к этой программе. Здесь, поскольку это старшая школа, мне пришлось уже придумывать, как заинтересовать детей, у которых интересы явно лежат вне сферы формальной логики, такими заданиями, чтобы они захотели правильно рассуждать и делать верные выводы. Я опиралась на теорию множеств, потом уже появился учебник для 9-10-х классов, в котором и комбинаторика, и теория вероятности, и элементы математической логики иллюстрируются с помощью теории множеств. Я пошла по тому же пути, может быть, чуть-чуть пораньше, и мне было приятно увидеть, что мой путь рассуждения был верен.

Теперь мы с учениками учимся красиво и правильно записывать наши мысли, следуя законам логики, начинаем выяснять отношения между понятиями, ограничивая или обобщая, и здесь мои ученики видят, что логика, как и математика, всеобъемлюща и с ее помощью можно описать абсолютно все. Мы учимся определять логические связки и записывать все в виде логических цепочек, что помогает нам систематизировать полученные знания.

На самом деле программу по логике я писала для того, чтобы собрать все те части логики, которые используются в средней школе. Мы следуем законам логики в информатике, в стереометрии и в матанализе, но вот как общую дисциплину мы логику не рассматриваем. Я вела эту программу три года в экономическом классе и получила результаты, которые меня порадовали.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте