search
main
0

Форма без содержания

Какие изменения ждут российскую школу?

Весна и начало лета ознаменовались громкими заявлениями. Так, образовательное сообщество узнало об инициативах Минпросвещения России. Теперь в каждой образовательной организации страны появятся собственные театры и спортивные клубы, неделю школьники будут начинать с церемонии поднятия флага, а в 45 пилотных регионах появятся советники директоров по воспитанию.

 

Флаги на школах

В российских образовательных организациях церемония поднятия государственного флага под государственный гимн будет проводиться по единому стандарту, сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Такой документ он подписал 9 июня 2022 года. «Этот стандарт согласован с председателем Педагогического совета при президенте, в нем описан порядок проведения церемонии поднятия и установления флага, герба нашей страны, этот стандарт ждут школы», – пояснил министр. По его словам, ввести стандарт ведомство попросили учителя.

Правительство России в свою очередь направило более 970 млн рублей на покупку государственной символики для 11 тысяч школ в 31 регионе России. Документ о выделении средств подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, указано на сайте Кабмина. К 2024 году комплекты государственной символики будут во всех школах страны. Решение о закупке флагов и флагштоков в школы было принято в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан России». С такой идеей ранее выступил Президент России Владимир Путин. По его словам, поднятие флага и исполнение гимна – это правильно и востребовано. Нужно, чтобы это делалось достойно.

Посыл власти ясен: уважение к государству решили прививать детям в школе. Правда, реалии отдельно взятых школ в разных регионах страны снова не учтены. Огромное количество школ продолжают учиться в две смены, а в некоторых регионах страны и в три. Каким образом технически организовать подъем флага для всех учеников? Где проводить церемонию? В одних регионах теплая осень и ранняя весна позволят делать это на спортивных площадках. Ни один спортзал или актовый зал не вместят всех школьников образовательной организации для участия в подъеме флага и исполнении гимна. Сделать так, чтобы это происходило достойно, и того труднее. Не все школы страны охватила реконструкция, не все спортзалы и актовые залы отремонтированы, не везде есть спортивные площадки и стадионы… Реалии школ иные – нередко грязные туалеты, старая архитектура, которая не позволяет соблюдать все предписанные нормы, переполненные классы и нехватка учителей.

 

Спорт в массы

Спортивные секции действуют в доброй половине школ страны, до 2024 года необходимо открыть такие секции во всех образовательных учреждениях. Об этом сообщил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в онлайн-выступлении на заседании комиссий Госсовета по культуре и молодежной политике, уточнив, что в школах работают 27 тысяч спортивных клубов.

После введения третьего урока физкультуры в 2011 году интерес школьников к этому предмету значительно уменьшился. И проблема как раз не в том, что физкультура не нужна, нужна очень. Проблема в педагогах, скучных уроках, неотремонтированных школьных стадионах и спортзалах. Каждый год появляются новые программы, позволяющие ремонтировать спортзалы в городских, а ранее негородских образовательных организациях. Но нередко школы сталкиваются с недостатком элементарного инвентаря, текущими потолками, некачественным покрытием и другими проблемами, связанными с тотальным недофинансированием школьного спорта. Про душные и плохо освещенные раздевалки, отсутствие душа и безопасно закрепленных ворот на школьных стадионах говорить даже стыдно.

Значит ли это, что спортивные секции и клубы при школах не нужны? Нет. Это значит лишь, что для организации спортклубов важно обеспечить финансовые вложения в спорт. Иначе это опять станет обязанностью измученных директоров: поиск средств на мячи, форму и иной инвентарь. Родителям, будьте уверены, тоже придется вложиться. Почти 11 лет назад качественно изменить подход к преподаванию физкультуры не удалось. Инициатива с созданием секций – это требование времени или очередной проект, обреченный на провал? А давайте вспомним про негородские школы, в которых не хватает учителей, условий и возможностей. Какие секции появятся там и как об этом отчитаются образовательные организации? Не исключено, что образовательное сообщества снова захлестнет шахматно-шашечный переполох – самый экономичный и доступный вид спортивного досуга…

 

Весь мир – театр

Собственный театр появится в каждой школе страны к 2024 году, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. На данный момент в России созданы и работают 12 тысяч таких театров в 100 тысячах школ.

Глава ведомства также отметил, что с каждым годом все больше школьников хотят создавать школьные театры. «Я сам, когда учился в школе, играл в школьном театре, и это помогает в жизни, какой бы профессией вы ни занимались», – пояснил министр просвещения.

Наверное, создание школьной театральной студии – самая реалистичная инициатива из предложенных. Читать стихи, делать театрализованные постановки, сценки и создавать костюмы вполне по силам и в начальной школе, и с ребятами постарше. Смущает только, что опять речь не идет о дополнительном финансировании и доплате учителям за ведение подобных проектов. На одном энтузиазме ни одна из предложенных инициатив не будет работать так, как задумывают в министерствах и ведомствах…

Советник по воспитанию

К уже перечисленным инициативам Президент РФ поручил ввести должность советников директоров школ по воспитанию в 45 регионах страны. Советники должны появиться в следующем учебном году в школах в 45 регионах, а в 2023-2024 учебном году – в остальных, следует из поручения Владимира Путина. В связи с этим Кабмину следует обеспечить выделение бюджетных средств на софинансирование расходов регионов, связанных с введением должности, в этом году и предусмотреть средства при формировании федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Получается, новшество будет финансово обеспечено на ближайшие три года, а что дальше? По сути, опять дублируется советская система, когда в каждой школе был старший пионервожатый, который за подобную работу и отвечал. Куда делись завучи по учебно-воспитательной работе? Для каких целей нужен отдельный советник по воспитанию? Он будет выстраивать жизнь школы, учитывая все заявленные инициативы, или же работать с инакомыслящими, которые не знают слова гимна и отказываются участвовать в театральных постановках и спортивных соревнованиях?

Пока функционал советника не определен, как и сам объем воспитательных мер, новая должность будет ассоциироваться с надсмотрщиком над детьми и взрослыми… Собственно, и появление нового движения «Большая перемена», в котором по задумке каждый школьник сможет реализоваться, тоже напоминает пионерскую организацию. Конечно, с самых высоких трибун уже заявили, что никого принуждать к участию в новом проекте не станут, но лучший опыт пионерской организации обещают учесть. Цель поставлена амбициозная – объединить 18 миллионов российских школьников, оторвать их от гаджетов и настроить на конструктивный лад творцов, созидателей и активных граждан. Получится ли?

Новый старый трюк

Вопрос остается открытым, потому как создавать новых людей планируют старыми и проверенными формами работы с детьми, которые, как казалось, исчерпали себя еще в советское время. Не станет ли новый стандарт, по сути, старой недофинансированной школы с избыточной отчетностью и работающими на две ставки учителями очередной нежизнеспособной инициативой? Отчего-то думается именно так, потому что, кроме громких заявлений и инициатив, речи не идет ни об особом финансировании образования, ни о решении вопроса с учительскими зарплатами в сторону увеличения, ни о поддержке педагогов, которые в новую идею поверят. Кажется, что, решив два самых нерешаемых вопроса последнего десятилетия в образовании – зарплат и избыточной отчетности, можно было бы обойтись без разного рода громких заявлений. Школа бы создала собственный бульон, в котором школьники и учителя развивались бы без указаний сверху.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте