Игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития и представлена в разных формах. По-разному играет человек от рождения до старости, но основа игровых форм в нашем восприятии приходится на детство.
С малых лет ребенок живет в мире игры. Игра стала ведущей формой деятельности ребенка, характеризующей мир детства. Само понятие игры многопланово. Она включает в себя все области народного творчества. Это и песня, которая «играется», и свадьба, и другие обряды из жизненного цикла. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, которые устраиваются на Святки, Масленицу, Семик-Троицу.Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Их нельзя заменить ни телевидением, ни радио, ни, конечно же, компьютером, который находится на вершине развития современного оборудования.Традиционные игры типа «У медведя на бору», «Зайка», «У дяди Трифона» и другие не содержат особых трудностей для восприятия и усвоения, они толчок для постижения более сложного материала песенно-танцевальной культуры. Сама игровая форма, как никакая другая, способствует успешному усвоению фольклора. Поэтому традиционные народные игры можно сравнить с начальной азбукой, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной художественно-образной системой. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. В игровом процессе дети раскрепощаются, их цель – выполнить правила игры, они не думают о том, как именно надо петь, благодаря чему голосовой аппарат расслабляется, голос становится полетным, естественным. Игры влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют его физическое здоровье.По отношению к новорожденному ребенку игры обращены только к нему. Но как только дитя начинает ходить, бегать, оно увлекается коллективными играми, которые отличают образность, событийность, сюжетность, действие. Особую радость детям доставляют ролевые игры, где происходит перевоплощение в персонажей. Дети передают тем самым свое отношение к персонажу, свои мысли, представления и чувства. Таким образом, игру можно назвать искусством, театральной постановкой. Но ребенок не актер: он играет для себя, а не для зрителя. Он не заучивает свою роль, а создает образ по ходу игры, у него живо работает мысль, он искренне переживает события, верит в их правду.В игре развивается творческое воображение. Оно не появляется само собой, а воспитывается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется прежде всего в постепенном обогащении содержания игр. От богатства содержания игры, ее характера зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует свой круг эмоций, образов, привычек. Уклад жизни ребенка и окружающая его среда, несомненно, влияют на формирование творческой личности.В детском быту, впрочем, как и в целом в народном творчестве, есть свои традиции. Наиболее распространенная – заимствование игр друг от друга, или, как это называется в фольклоре, из уст в уста.Игра – это творчество, рассматривать ее нужно творчески, а не воспринимать как физическую нагрузку. К сожалению, сейчас, в наше время, многие педагоги совершают ошибку, убирая или упрощая некоторые элементы игры (движения, выкрики, изменение мелодии), которые делают игру богаче, красочнее, к тому же интереснее для самих исполнителей. Игра – это создание образов, ролевое общение посредством и с помощью кукол, сделанных своими руками. Процесс изготовления собственной куклы помогает ребенку познать и раскрыть себя через куклу. Все существующие традиционные обряды можно изучать с детьми с помощью кукол, тем самым хорошо развивается творческое воображение детей.Оживляя куклу, ребенок жалеет ее, поскольку он сам, своими руками создает ей образ, вкладывает в нее свою душу, дает ей жизнь. Именно здесь проявляется инициатива ребенка. Дети начинают сами фантазировать, вживаться в роль, следить за точным выполнением ролей. Активно развиваются их наблюдательность и внимание. Дети становятся настолько интуитивными и чуткими, что в их руках куклы всегда «звучат» правдиво.В куклах народ отражал глубокую философию жизни, свои представления и миропонимание. Например, кукла в люльке новорожденной девочки играла роль оберега:Сонница-бессонница, играй моей куколкой,И не играй моим дитятком…Каждая игра имеет свое настроение, педагогу необходимо уметь улавливать его, создавать и развивать в детях. Помочь этому может сказка. Погружение в сказку создает необходимую атмосферу, единое настроение, благодаря чему дети лучше чувствуют и понимают друг друга.Песенной традиции свойственна конкретность. Музыкальный фольклор предпочтительнее изучать, опираясь на местную традицию, стиль исполнения и диалект. Дети быстро схватывают народную характерность сначала путем подражания, а затем включают сознание, доводя технику диалектной речи до автоматизма, который позволяет певцу во время исполнения «мыслить в стиле».Сказку легко перевести в игру, игру – в песню. Например, всем известный сказочный персонаж Коза, который зачастую воспевается в народных сказках, легко может перейти в игру «И шла коза по лесу», сопровождаемую в свое время песней, музыкальными инструментами, причем варианты исполнения могут быть различными.Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, плясками, народная песня воспринимается как синтез искусств. В наибольшей степени этот синтез проявляется во взаимодействии слова и напева. Как говорил основатель кафедры народного пения и фольклора в Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова Л.Христиансен, «петь нужно естественно – как говорю, так и пою». Следовательно, и начинать работу целесообразно с воспитания чуткого, бережного отношения к слову, с навыков выразительного чтения, декламации. Сказка может служить материалом для этого, так как ее напевное чтение, размеренный ритм, мелодичность стиха легко усваивают дети.Для достижения выразительности и правдивости того или иного образа необходима индивидуальная работа с детьми над каждым игровым персонажем. Прежде всего надо найти точные исходные речевые интонации, раскрывающие характер каждого героя, и вложить их в народные попевки.Чтобы никому не было обидно, ролевые игры начинать нужно со считалки, которая помогает выбрать ребят на главные роли. Потом исполнителей обязательно нужно менять, тогда разыгрываемые события запоминают все без исключения. В процессе работы дети сами определяют лучших исполнителей, наиболее точно передающих характеры героев. С каждым разом сказка играется энергичнее, оттачивается мастерство, ярче прослеживается линия поведения каждого персонажа. После игры коллективно обсуждают ее результаты, отмечают положительные стороны и неудавшиеся моменты. Дети учатся друг у друга. Маскировка помогает быстрее войти в роль и настроение сказки.Для создания образа достаточно иметь характерные элементы костюма. Важно обратить внимание детей на особые повадки героев, на их походку, мимику, жесты, интонации, тембр голоса, например, Лиса ходит мягко, крадучись, помахивая хвостом, хитро улыбаясь; Петушок – горделиво выпячивая вперед грудь и степенно переставляя ноги, вытягивая носки.Элементы костюма, атрибуты домашнего очага, фрагменты декорации – все это помогает достичь эффекта достоверности, театральности. Все это можно сделать своими руками, с помощью родителей.Существует множество музыкальных фольклорных игр. Играя, дети раскрывают тайники своих душ, способности к творчеству. Здесь решающую роль играет руководитель. Он должен уметь заразительно, образно передать сюжет игры-сказки, правильно и точно определить актерские задачи, выбрать нужную линию поведения.Музыкальные игры организуют на занятиях фольклора, это не только вариант для отдыха и развлечения, их разыгрывают на сцене. Это один из выигрышных вариантов. Во-первых, это нравится самим исполнителям, они с удовольствием поют и играют, а во-вторых, это нравится зрителям, они получают удовольствие от естественного, живого исполнения детей. Примером может быть песня-игра «Махоня» (записана в Брянской области).Для исполнения «сооружается» русская печь или ставится лавка, на которую ложится Махоня (обычно это мальчик, на которого повязывают платок). В кругу у печи хлопочет по хозяйству мать Махони (Кума). Вокруг печи (лавки) водят хоровод участники. В целом игра строится как диалог одной из участниц хоровода (Кума) и матери Махони (Кума):Хоровод:Ой, Махоня, Махоня моя,Дорогая, приветливая,А в Махонюшке брюшко болит,А в Татьянушке сердце горит,Живот, сердце на месте не стоит.Диалог первой и второй кумы:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- Учится считать. Умной хочет стать.ХороводДиалог:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- На речку пошла мозги постудить.ХороводДиалог:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- Пришла с речки, полезла на печку.ХороводДиалог:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- Заболела моя Махонюшка, на речке простудилась.ХороводДиалог:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- Мою Махоню в баню повезли, от всех болезней попарить.ХороводДиалог:- Здорово, кума!- Здоровехонько!- Что твоя Махоня делает?- А умерла моя Махоня. За попом посылать надо.ХороводПоп:- Что с твоей Махоней?Участница хоровода:- А Махоня не то ведьма была,Не то просто ожила!Поп еще не ушел, а Махоня:- Ах ты, черт, кудлатый!Ты меня схоронил, в яму закопал, я тебе сейчас дам!Участница хоровода:- А поп-то крутился, крутился,Да и засел под стол,схоронился!Махоня целыми днями нежится на печи, ничего не делая. Мать, без ума обожающая свою Махонюшку, рассказывает участницам хоровода о тех полезных делах, которыми якобы занимается Махоня. А та в свою очередь так долго спала на печи, что все подумали, что Махоня умерла. Только появление попа, который приходит причастить «умершего», заставляет подняться Махоню. С метлой в руках она бегает за попом, все смеются и хлопают в ладоши.В народе живое, жизненное начало олицетворялось с движением, с деятельностью. Неподвижная поза, сон, наоборот, символизировали умирание. Поэтому оживание героев народных песен не просто игровые забавы. Пробудившаяся ото сна Махоня демонстрирует торжество жизни над смертью, обеспечивает пробуждение Земли, Солнца, всей природы. Такие игровые песни, уходящие своими корнями в язычество, связаны с магией плодородия.Сценический вариант песни-игры должен предварительно режиссироваться. Импровизация возможна, но обязательно по закрепленному сценарию, с соблюдением всех традиционных моментов.Светлана НИКОЛАЕВА, руководитель фольклорного ансамбля «Тимоня», педагог высшей квалификационной категории Центра дополнительного образования детей СВАО
Комментарии