Дидактика задает современному учителю вопросы: как учить и чему учить? Проект был запущен в рамках Всероссийского движения «Учитель года». Его назвали «Школа в фокусе. Фокусы для школы». Он стал площадкой, где объединяются педагоги разных школьных дисциплин. Каждый учитель, готовый транслировать свой опыт, может рассказать аудитории, как он решает эти сложные задачи. В конце августа 2021 года, накануне нового учебного года, проект объединил педагогов из 27 стран, 189 городов. Впервые за сутки материалы на YouTube посмотрели 6346 человек.
«Конкурс «Учитель года» стал для многих рубежным в профессиональной деятельности, он помогает учителю совершать прорывы в своем творчестве. Мы очень надеемся, что новое поколение участников конкурса этого года вольется в нашу общую работу, в онлайн-конференцию «Школа в фокусе. Фокусы для школы» и, возможно, это поможет им лучше подготовиться к конкурсу» – с такими словами к участникам конференции обратилась Ирина Георгиевна Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», учредитель Общероссийской общественной организации «Учитель года», член оргкомитета и Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», организатор конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы».
Мне повезло, я участвовал в секции, которая объединила три школьные дисциплины: математику – царицу всех наук, физику – науку о природе, химию – область чудес.
Как отметила в своем вступительном слове председатель МО (методического объединения) учителей математики Рима Равильевна Ронжина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №58» городского округа город Уфа Республики Башкортостан: «Математика сближает все предметы!»
С нее и начнем обзор выступлений.
Заира Магомедсаидовна Аскадинова, учитель математики МКОУ СОШ №8 г. Избербаш, поделилась, как можно на уроках математики научить школьников финансовой грамотности. В ее выступлении главной мыслью была связь математики с другими предметами, она показывала важность включения в образовательную деятельность основ метапредметности и межпредметности. Главный тезис педагога: математика – межпредметность!
«Чтобы поглощать знания, надо поглощать их с аппетитом» – с такого эпиграфа начала свой рассказ Алина Николаевна Осипова, победитель конкурса «Учительские весны»-2013, учитель математики гимназии «Лидер» города Краснодара. Как сделать уроки математики интерактивнее и интереснее, а домашнее задание продуктивным? Отвечая на поставленные ей же вопросы, она показала, как на своих уроках применяет метод кейсов, исследовательские работы, прием «разбор завалов», а также как использует электронные ресурсы, не забывая системно-деятельностный подход и практико-ориентированное получение знаний.
Сегодня много вопросов ставят перед нами и внешние оценивающие процедуры. Как, в частности, развивать читательскую грамотность на уроках математики? Оттолкнувшись от результатов PISA, учитель математики средней общеобразовательной школы №1 имени В.П.Леонова станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики, лауреат конкурса «Учитель года»-2018 Юлия Александровна Капалкина привела ряд нехитрых и довольно успешных приемов, которые помогают справиться с проблемой. Прежде всего это большой арсенал ситуативных, практических заданий, которые позволяют погрузить ребенка в вопрос. Практическая отработка умений грамотно пересказывать, составление словариков и глоссариев, толстые и тонкие вопросы, ромашка и кубик Блума – важный арсенал в копилке не только учителя математики.
Подводя итоги работы секции математиков, хочется отметить, что все выступающие так или иначе говорили об изменении содержательной части задач, примеров, приближении их к жизни!
Председатель МО учителей физики Алла Александровна Волкова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, свое выступление начала со знаменитой цитаты Сенеки: «Не для школы, а для жизни учимся». Как построить школьный урок, чтобы сформировались доверительные отношения, позитивное восприятие информации, общепринятые формы поведения, ценностный аспект изучаемых явлений? Алла Александровна так сказала о доступных методах и приемах, о так называемой парковке идей: нашел интересную информацию – поделись с другими, например расскажи об инвентаризации техники, об умных переменах, о профессиональном навигаторе, о квизах.
Мне удалось на примере конкретных интересных задач рассказать о конвергентном подходе в преподавании физики. На уроках по теме «Электростатика» таких задач достаточно много: применение электростатической покраски, работа электрических медицинских приборов, огни святого Эльма, даже сбор нектара и пыльцы пчелами и шмелями.
Екатерина Николаевна Чужданова, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона»-2013, показала, как на уроках физики использовать шестиугольные карточки (гексы). Вызвали интерес, судя по высказываниям в чате, интерактивные приложения и интеллект-карты.
Здорово, когда у учителей из разных регионов есть возможность обменяться опытом!
Завершали большую естественно-научную площадку преподаватели химии. Приветствовал коллег председатель методического объединения учителей химии и биологии Евгений Геннадиевич Ковалев, учитель химии высшей квалификационной категории, заместитель директора лицея №5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016.
Ирина Анатольевна Фоменко, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009, председатель Ассоциации учителей химии и биологии Ставропольского края, директор школы №12 Новоалександровского района, тонко, изящно и фундаментально показала, как различные явления, архитектура и даже еда могут быть объединены одним химическим веществом. Название метапредметного занятия на сто процентов отвечает тому материалу, который продемонстрировала Ирина Анатольевна: «Познание начинается с удивления».
Удивительно, что учителя, представлявшие свой материал в секциях, работают в разных школах, в разных городах, но всех объединяет одно: наука, которую мы преподаем на своих уроках, раскрывает единство и многогранность мира. Она о Вселенной, о нашей с вами жизни в ней!
Один из отзывов красноречиво отразил общую работу секции. Педагог-слушатель из другой предметной области написал: «Случайно попал в вашу секцию, но после выступлений математиков, физиков и химиков так захотелось снова перелистать учебники и все вспомнить! Было очень интересно, познавательно и все понятно, даже гуманитарию!»
Андрей СЕМКЕ, доцент кафедры управления образовательными системами и кадрового резерва Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»
Комментарии