search
main
0

Флоренс Найтингейл – путеводная звезда Врач лечит, сестра выхаживает

Приступая к статье об Ингушском государственном медицинском колледже, я вдруг вспомнил о Флоренс Найтингейл, знаменитой англичанке, создавшей в XIX веке институт медицинских сестер. Этой удивительной женщине мир обязан тем, что больные в клиниках пользуются услугами квалифицированных медиков так называемого среднего звена. Помнится, когда-то меня поразило изречение Флоренс. Она писала: “По сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний”.
Так это или нет, я решил спросить у Любови ОЗИЕВОЙ – завуча по учебной части Ингушского государственного медицинского колледжа.

– Любовь Абдурашидовна, вам наверняка хорошо известно имя Флоренс Найтингейл, которая утверждала, что специфика работы врача и медсестры по сути своей разная.
– Вполне разделяю это мнение. Врач выявляет болезнь, устанавливает диагноз и лечит. А медсестра выхаживает больного, содействует восстановительным процессам, поддерживает пациента морально, пристально следит за проявлениями болезни, своевременно и правильно истолковывая их изменения. От действий медицинской сестры зависит очень многое в лечении больного. Недаром издавна медицинских сестер называют сестрами милосердия. Ведь именно в милосердии нуждается каждый страдающий человек. Эти качества настоящей медицинской сестры мы стараемся прививать нашим студентам, и имя Флоренс Найтингейл служит примером для каждой из них.
– Расскажите, пожалуйста, немного о колледже. Как все начиналось?
– После распада Чечено-Ингушетии и осетино-ингушского конфликта в 1992 году мы оказались в тяжелейшем положении. Все вузы и училища располагались в Грозном, и мы в одночасье очутились на пустом месте. Поэтому неудивительно, что правительство молодой Республики Ингушетия в первую очередь приняло решение создать медицинский колледж, чтобы обеспечить наше здравоохранение медработниками среднего звена. Колледж открылся в сентябре 1993 года. Сначала было очень трудно, функционировало лишь одно отделение – сестринское дело, но уже через год были образованы отделения повышения квалификации средних медработников; лечебное дело, квалификация фельдшер; акушерское дело; стоматология, квалификация зубной врач; лабораторная диагностика, квалификация лабораторный техник. Огромную роль в становлении нашего колледжа сыграл его первый директор Р.Ш.Албогачиев при помощи Всероссийского научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. И особая благодарность генеральному директору центра Душенкову и его заместителю Н.С.Мальцевой. Без них все было бы гораздо сложнее.
– Сколько студентов обучается в колледже?
– У нас 15 групп, по 30 студентов в каждой. Все студенты на бюджете. На коммерческой основе мы не обучаем. На сегодняшний день выдано 976 дипломов. По возможности стараемся прослеживать судьбу выпускников: кто поступает в вуз, кто идет на работу, сколько неработающих.
– Судя по всему, выпускники сами решают проблему трудоустройства?
– Да, к сожалению, мы ничем не можем им помочь. Кадровая система у нас еще не на должном уровне. Например, в 2000 году из 165 выпускников нашего колледжа трудоустроились всего 65 человек, а в 2001 году – 64 из 158 выпускников. Таким образом, лишь треть молодых специалистов находит работу в республике.
– В чем причина такой невостребованности? Может быть, конкуренция со стороны приезжих медиков?
– Причин несколько. Во-первых, около 10-15% выпускников колледжа поступают в вузы в различных городах России. Во-вторых (и это главная причина), многие не хотят ехать на работу в село, а стремятся непременно устроиться в центральных городских базах в Назрани, Малгобеке, Карабулаке, станице Орджоникидзевской. По этому поводу недавно выступал директор колледжа Магомед Алиевич Накастоев. Он предложил вернуться к практике распределения, чтобы каждый выпускник в обязательном порядке отработал свое бесплатное обучение. Должен осуществляться жесткий контроль Министерством здравоохранения Республики Ингушетия. А конкуренции со стороны приезжих медработников нет, потому что к нам просто никто не едет из других регионов России. Причины все те же: низкая зарплата, отсутствие жилья, близость военных действий в Чечне. В общем, 99,9% медработников, пополняющих среднее звено, – это выпускники нашего колледжа.
– Боюсь даже спрашивать: хорошо это или плохо?
– Скорее все-таки плохо, чем хорошо. Если к нам не едут специалисты, значит, в нашем Датском Королевстве не все в порядке. Согласитесь, что люди имеют обыкновение ездить туда, где хорошо, безопасно и надежно. Но мы верим, что в недалеком будущем все изменится в лучшую сторону.
– Медколледж наверняка испытывает недостаток в специалистах-преподавателях?
– Да, и весьма существенный. Мы не отказались бы от “варягов” с высокой квалификацией. Но и тот преподавательский состав, который мы имеем, я оцениваю как высокопрофессиональный, отвечающий современным требованиям работы. Хотелось бы отметить таких преподавателей, как Л.М.Сампиева (анатомия), Р.М.Кодзоева (фармакология), З.М.Хадзиева (психология), Л.М.Цороева (общественные науки). Кроме того, по каждой дисциплине ведут занятия штатные врачи-совместители. Все они высококвалифицированные специалисты, с большим опытом и стажем работы – А.С.Куштова (онкология), Ф.А.Барханова (педиатрия), Х.М.Тангиева (терапия), З.И.Шадыжева, А.М.Костоева (акушерство и гинекология), Ш.А.Чапанов (хирургия), З.М.Хайдарова, М.М. Цров (стоматологические дисциплины), З.Х.Муталиева (инфекционные заболевания), Р.Г.Батакаева, Р.В.Даурбекова, Ф.Б.Кациева (основы сестринского дела) и многие другие.
– С какими проблемами приходится сталкиваться в процессе обучения студентов?
– Проблемы начинаются еще до процесса обучения в колледже, при отборе абитуриентов на вступительных экзаменах. У абитуриентов слабые базовые знания. Нам приходится самим исправлять недоработки средней школы, повышать интеллектуальный уровень студентов. Мы работаем по Госстандарту. В “региональные часы” ввели предметы с учетом местных потребностей. Это – планирование семьи, грудное вскармливание, туберкулез и СПИД, также историю России, историю Республики Ингушетия, историю медицины, этику и эстетику. Собираемся также ввести русский язык, поскольку грамотность наших студентов оставляет желать лучшего. Нам не пришлось бы прилагать эти дополнительные усилия и отвлекаться от медицины, если бы все эти проблемы успешно решались в средней школе.
– Любовь Абдурашидовна, спасибо за откровенный разговор. Но давайте вернемся к началу беседы.
– К Флоренс Найтингейл?
– Именно к ней. Ведь только ей обязаны все мы тем, что существуют профессиональные медсестры, а учебные заведения стали готовить специалистов среднего звена, в том числе и ваш колледж.
– Да, безусловно. Дело Флоренс трудно переоценить, и просто удивительно, что имя ее не стало культовым, подобно именам Гиппократа, Авиценны и Парацельса. Ведь эта женщина сделала для медицины не меньше, нежели все перечисленные мною знаменитые мужи. А медицинские сестры, сестры милосердия, или – официально – работники среднего звена, испытывают к Флоренс Найтингейл особые чувства – как к своей прародительнице – первой в истории профессиональной медсестре. Для нас героическая жизнь Флоренс Найтингейл является примером, а имя – путеводной звездой.
…Вскоре после разговора с Любовью Озиевой из Министерства здравоохранения РИ пришла хорошая новость. В ближайшие годы в республике собираются открыть новые медицинские учреждения: детскую поликлинику, поликлиническое отделение кожвендиспансера, психоневрологический диспансер и два отделения республиканского противотуберкулезного диспансера. Кроме того, планируется расширение станции “Скорой помощи” в городах Малгобеке и Карабулаке.
Все это во многом решит проблему трудоустройства выпускников Ингушского государственного медицинского колледжа.
Тамерлан ТОЧИЕВ
Ингушетия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте