search
main
0

Фликер, или Засветись на дороге!. Из опыта работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

В данной методической разработке представлен опыт популяризации использования световозвращающих элементов фликеров на детской одежде как одной из форм защиты от дорожно-транспортных аварий и обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие  с родителями и детьми по закреплению норм безопасного поведения на дорогах; познакомить с фликером (светоотражающим элементом); сформировать у детей культуру поведения на дороге, воспитать наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе.

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу здоровьесбережения и безопасности дошкольников на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме обеспечения безопасности в осенне-зимний  период, темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Стремясь избежать наезда, водитель не только должен увидеть пешехода, но и предпринять все меры, чтобы избежать трагедии.

Все уже успели привыкнуть к световозвращающим полоскам на форме полиции,  ремонтных служб. А вот о фликерах, которые должны носить пешеходы, знают далеко не все. Принцип действия их основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка.

Когда фары автомобиля \”выхватывают\” пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку, поэтому шансы, что пешеход  будет замечен, увеличиваются во много раз.

Для детей фликеры выпускаются в виде зайчиков, светящихся разноцветных полосок, смеющихся колобков, самолетиков. Их можно носить на веревочке, привязать к сумке, рюкзаку, приколоть как значок на одежду, закрепить как браслет на руке, приклеить как наклейку на велосипед, игрушку.

Чем больше световозвращателей на одежде и вещах будет у вас и ваших детей, тем заметнее вы для водителей, и тем меньше вероятность несчастного случая.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Педагоги нашего детского сада немало потрудились, чтобы использовать творчески разные виды детской деятельности. Причём большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. С каждого игрового занятия дети обязательно вынесли определенный урок, который им запомнился и очень надеемся, что он будет применен в конкретной ситуации, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Необходимым условием  успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД ОВД города Галича. Встречи с инспектором, капитаном полиции Анастасией Валентиновной Соколовой стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общались и обсуждали проблемы дорожного движения, играли в дидактические игры, участвовали в практических мероприятиях. В  нашем учреждении она частый гость и помощник.

Нам ничего не сделать в одиночку без привлечения к этой проблеме родителей наших воспитанников. Мы проработали эту тему на групповых родительских собраниях, дали  разъяснительную информацию в виде  памяток, консультаций, папок – раскладушек, и т.д.

Организовали и провели с активным участием родителей смотр-конкурс «Стань заметней в темноте!».

Только общими усилиями мы добьемся положительных результатов и обезопасим жизни наших детей.

Дидактическая игра «Стоп машина, тише ход, на дороге пешеход»

Воспитатель: Ирина Васильевна Симонова

Цель: формирование знаний о дороге, правилах движения в темное время суток.

Программные задачи:

– формировать элементарные знания о правилах дорожного движения;

– объяснить предназначение световозвращающих элементов;

– обогащать знания детей о видах фликеров и светоотражающих элементах;

– активизировать знания детей, речь, память, мышление.

Правила игры

Многофункциональный коврик со съёмными элементами используется для работы, как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель может использовать в работе смоделированные, привлекая к участию в беседе, обсуждении детей, рассказывать детям различные истории, происходящие с персонажами  на улице, дороге, в транспорте.

Описание дидактического пособия к дидактической игре «Стоп машина, тише ход, на дороге пешеход»

Предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Стоп машина, тише ход, на дороге пешеход» оформлена в виде многофункционального коврика со съёмными элементами.

На пособии отражены элементы улицы, дороги. Съемные элементы (дома, грузовые, легковые автомобили, пешеходы из числа героев мультфильмов) помогают создать разнообразные сюжеты, ситуации, которые могут возникнуть с пешеходами, пассажирами на улице.

Съёмные элементы крепятся к пособию с помощью липучек, кнопок, замком – молнией. Это позволяет в ходе работы детей с многофункциональным ковриком  развивать у них мелкую моторику рук.

Используя это пособие, воспитатель получает возможность разнообразить формы работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Воспитатель знакомит детей с ситуациями, созданными самим взрослым:

– Привлекает детей к придумыванию и обыгрыванию ситуаций, которые могу возникнуть с детьми на улице, дороге, в транспорте.

– Придумывает мини-рассказы, сказки и использует пособие, как атрибут для театрализованного показа детям.

– В  игровой форме рассказывает ребятишкам о соблюдении мер безопасности при переходе проезжей части и вблизи нее, а также о необходимости использовать световозвращающие элементы на одежде в темное время суток.

Фантазия воспитателя позволяет расширить количество съёмных элементов, а это в свою очередь расширит возможность использования многофункционального коврика (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей) по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Интегрированная деятельность  по аппликации

«Светоотражающий  значок – фликер» с воспитанниками средней группы.

Воспитатель: Елена Владимировна Климова

Цель: формирование  у детей навыков безопасного  поведения на улицах города

Программное содержание:

– продолжать уточнять знания детей о видах фликеров и светоотражающих элементах;

– закреплять  правила дорожного движения, знания детей о светофоре, о его сигналах;

– продолжать знакомить детей с дорожными знаками;

– воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.

Предварительная работа:

– обучение детей правилам дорожного движения на НОД;

– беседы о ПДД, о значении светоотражающих элементах в жизни каждого человека, об их видах;

– чтение художественной литературы, загадок о транспорте, дорожных знаках, дидактические игры.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, объяснение, показ.

Оборудование: раздаточный материал для аппликации; образец готового «человечка» – фигурки на каждого ребёнка, флик

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети стоят по кругу.

На колёсах я качу (идут по кругу друг за другом)

Двумя педалями верчу (идут, высоко поднимая колени)

За руль держусь, гляжу вперёд (держат руками воображаемый руль)

Я знаю: скоро поворот (поворачиваются и идут в другую сторону)

Воспитатель: В гости к нам пришли ребята – Ваня и Маша. Они уже большие, и чётко  соблюдают правила дорожного движения. По дороге к нам в детский сад им встретились  следующие дорожные знаки. Давайте их вспомним и  назовём.

Воспитатель показывает  картинки с дорожными знаками. Дети называют их.

Дети: Пешеходный переход, подземный переход, осторожно, дети, стоп, автобусная остановка, ремонтные работы, движение запрещено.

Загадка:

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом

Светятся, моргают –

Людям помогают.

Дети: Светофор.

Воспитатель: Для чего необходим светофор на улице?

Дети: Он управляет движением пешеходов и транспорта, чтобы не было аварий на улице и все двигались по правилам.

Воспитатель: А что означают  три цвета светофора?

Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно.

Жёлтый свет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья.

Свет зелёный говорит: « Проходите – путь открыт!»

Как называется дорога для пешеходов?

Дети: Тротуар.

Воспитатель: Как называется дорога для автомобилей?

Дети: Проезжая часть.

Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно сказали. А сейчас мы  немного поиграем.

Подвижная игра «Машины»

На улице нашей (дети двигаются из одного конца группы в другой)

Машины. Машины.

Машины малютки (держа в руках воображаемый  руль (игрушечный).

Машины большие.

Спешат грузовые (сделав разворот, двигаются в другую сторону).

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся.

Как будто живые.

Когда все «машины» проехали, один из детей-пешеход, «переходя улицу», произносит  эти слова:

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а какой очень важный  светоотражающий предмет  поможет более безопасно перейти дорогу в тёмное время суток?

Дети: Фликер.

Молодцы, правильно.

Есть у нас значок такой,

Фликер называется,

Но значок он не простой,

Светоотражающий.

Яркий свет далёких фар

Отразит он в тот же час

И тем самым на дороге

Сделает заметней нас.

Прикрепить его к одежде

Быстро каждый сможет,

Ты его не забывай

Он в пути поможет.

Дети, а зачем мы надеваем фликер или светоотражающую повязку?

Дети: Чтобы не сбила машина.  Ведь если будет темно, водитель машины может нас не заметить.

Воспитатель: Фликеры нужны абсолютно всем – и взрослым, и детям. Маша и Ваня ходят в школу очень рано, когда ещё на улице совсем темно и пешеходов почти не видно на дороге. Поэтому им необходимо сделать светоотражающие значки и повязки.

Сегодня мы будем наклеивать интересные светоотражающие значки – фликеры.

Посмотрите, какие они могут быть.

Воспитатель показывает разные виды фликеров.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?

Дети: Квадрат, круг, прямоугольник, овал.

Воспитатель: Правильно, А какого они цвета?

Дети: Жёлтого и оранжевого цветов.

Воспитатель: Посчитайте, сколько квадратов?

Дети: Три

Воспитатель: Правильно, а сколько прямоугольников?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на магнитную доску. Какие по форме бывают светоотражающие значки?

Дети: Круглой, квадратной, овальной, прямоугольной формы.

Воспитатель: А как нам сделать круг из квадрата?

Дети: Срезать  у квадрата углы, плавно закругляя их.

Пальчиковая гимнастика «Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд,  вертолёт.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на фигурки человечков.

Воспитатель показывает образцы. На них приклеены фликеры в разной последовательности: на груди,  на руках, на ногах. Дети вспоминают правила работы с ножницами, клеем.

Практическая часть.

Дети выполняют работу под музыку.

Итог НОД: Дети встают полукругом и показывают готовые работы, которые возьмут домой. Они непременно попросят своих родителей украсить одежду такими же светоотражающими значками, чтобы в вечернее осеннее время чувствовать себя на дорогах нашего города в безопасности.

Воспитатель: Маша и Ваня  говорят вам большое спасибо,  ведь теперь они могут спокойно переходить дорогу, соблюдая правила дорожного движения.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию «Стань заметней в темноте»

с воспитанниками старшей группы

Воспитатель: Ангелина Федоровна Коровкина

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять требования Правил дорожного движения; популяризация использования световозвращающих элементов.

Задачи Образовательные: – обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах;

– познакомить с фликером (светоотражающим элементом).

Развивающие: – способствовать формированию основ безопасного поведения на улице и дороге; – формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге; – продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы.

Воспитательные: – формировать у детей культуру поведения на дороге; – воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе. Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети встают в круг.

Вставайте поудобнее, места занимайте скорей,

Город дорожной грамоты сегодня встречает гостей.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбука улиц, проспектов, дорог,

Город дает нам все время урок.

О чем я прочитала стихотворение?

Чтобы никогда не попадать в сложные положения,

Надо знать и выполнять правила дорожного движения.

Давайте вспомним некоторые из них.

Кто такой пешеход?

По какой части улицы должны ходить пешеходы?

Где и как надо переходить улицу?

Что обозначают цвета светофора?

Где ездят автомобили?

Какие машины могут ехать на красный свет светофора?

Дорожная азбука над головой,

Знаки развешены вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Игра «Найди дорожный знак»

Всем знакомые дорожки знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведет… (пешеходный переход)

Этот знак заметишь сразу три цветных огромных глаза

Цвет у глаз определенный – красный, желтый и зеленый.

Что за знак дорожный – красный крест на белом?

Днем и ночью можно обращаться смело.

Эй, водитель, осторожно, ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете – это знак, конечно… (дети)

Знак, запрещающий езду на велосипеде.

К какому виду транспорта относится велосипед?

Какие еще виды транспорта вы знаете?

Игра «Едем, летим, плывем»

Воспитатель: Я называю транспорт, а вы изображаете его.

Входит Незнайка.

Незнайка: Ребята, представляете, я вчера ехал со своим другом Шпунтиком на машине. Вдруг вижу, впереди скачут какие-то светляки. А когда мы подъехали ближе, то увидели, что это дети и на них светятся какие-то огоньки. Чтобы это могло быть?

Воспитатель: Незнайка, очень плохо этого не знать. Дети, а вы знаете, что это за огоньки?

К сожалению, нередко, под колесами машин оказываются пешеходы. Большинство  аварий происходит в темное время суток. Главная причина – нарушение правил дорожного движения как пешеходами, так и водителями. Некоторые пешеходы считают, что водитель их увидит в любой ситуации и объедет. Однако в темное время суток водители с трудом замечают пешехода или замечают слишком поздно. Уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах – использовать светлячки, световозвращающие элементы или фликеры. Это нужный и полезный для пешехода элемент. Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде со значительно большего расстояния, чем без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.

Фликер изготавливают из сверхъяркого материала. В темноте фликер отражает свет фар и ярко-ярко светится. Такой огонек делает пешехода заметнее. Фликер снижает риск наезда автомобиля на пешехода в 10 раз. Сейчас выпускают самые разные световозвращающие или светоотражающие элементы: значки, браслеты, подвески, наклейки (показывает).

Куда их можно прикреплять? На коляски, санки, велосипеды, на одежду. Они должны быть видны со всех сторон. Кроме того, фликеры светятся, и вы будете модными и красивыми.

Предлагаю мальчикам  украсить фликерами детский велосипед, а девочкам кукольную коляску.

Фликер – светоотражающий или световозвращающий. Даже производители выпускают одежду с вшивкой из специальных светоотражающих тканей.

(Показ некоторых видов одежды с фликерами).

Ваши родители  позаботились о вашей безопасности и украсили одежду светоотражающими элементами.

(Показ одежды, украшенной родителями)

Ну что, Незнайка, ты понял, что это за светляки?

Незнайка: Да, теперь я буду знать, что это фликеры и как они важны для безопасности пешеходов в темное время суток.

Воспитатель: Послушай, Незнайка, наши дети расскажут  стихотворения о фликере.

Ребенок:

Пешеходы на дороге были бы в опасности,

Но у них есть на одежде фликер безопасности.

Ярко в темноте горит, всем машинам говорит:

«Ты, шофер, не торопись, видишь знак – остановись.

Прежде, чем продолжить путь, про пешехода не забудь!»

Помнить все должны вокруг,

Кто в дороге добрый друг.

С собою фликер ты возьми

И в беду не попади!

Воспитатель: Фликер, без сомнения, – знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения.

Эти правила самые важные. Путь домой будет не страшен вам, если точно и без сомнения, соблюдать вы будете правила движения.

Кто знает правила движения, тому почет и уважение!

Исполняется песня о ПДД.

Примечание

После проведения коллективного просмотра образовательной деятельности состоялась встреча педагогов детского сада с инспектором ГИБДД ОВД города Галича, капитаном полиции А.В. Соколовой Она обратила внимание на активное взаимодействие с родителями по вопросам безопасности детей на дорогах. Ведь жизнь ребенка-дошкольника полностью зависит от взрослого за рулем машины и того, кто держит его за руку на перекрестке и показывает образец соблюдения правил дорожного движения. Фликер – это один из способов сохранения жизни и здоровья наших детей. Приобретая ребенку фликер, мы заботимся о его безопасности на дороге в темное время суток. Поблагодарила педагогов за очень актуальную, слаженную и творческую работу по охране жизни и здоровья дошкольников.

Встреча воспитанников старших групп детского сада

с инспектором  ГИБДД ОВД г. Галича Соколовой А.В.

Тема встречи: «Безопасное поведение на дороге»

Цель: формирование у детей-дошкольников правил дорожной грамотности.

Задачи: практическое обучение правилам безопасного поведения на улицах и дорогах; знакомство со светоотражающим  значком-фликером.

Анастасия Валентиновна рассказала детям о своей профессии, провела викторину на знания правил дорожного движения. Дети с уверенностью отвечали на вопросы инспектора. Свои знания применили на практике – в игре.

В темное время суток водители с трудом замечают пешехода или замечают слишком поздно. Уникальный способ себя обезопасить от неприятностей на темных улицах и дорогах – использовать светлячки, световозвращающие элементы или фликеры.

Дети узнали, что они бывают разной формы, цвета. Прикрепляются или нашиваются на одежду, коляски, велосипеды и даже на детские игрушки.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА

по декорированию моделей верхней одежды или аксессуаров к ней

светоотражающими материалами среди воспитанников  детского сада №10

города Галича Костромской области

1. Общие положения:

1.1.Конкурс по декорированию верхней одежды или аксессуаров к ней светоотражающими материалами проводится среди воспитателей, воспитанников и родителей МДОУ «Детский сад №10» с участием работников ГИБДД города Галича

1.2.Цели и задачи конкурса:

– акцентирование внимания педагогов и родителей  на необходимость ношения световозвращающих элементов (фликеров) на детской одежде для повышения безопасности в темноте в осенне–зимнее время;

– повышение популярности ношения этих элементов;

– воспитание законопослушных участников дорожного движения;

– повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

1.3. Конкурс проводится с 9 сентября по 16 октября 2013 года. Дефиле одежды 17 октября 2013 года.

2. Участники конкурса.

Участниками конкурса являются воспитатели, воспитанники младшей, средней и старших групп и их родители.

3. Условия конкурса.

Родители должны принять участие в декорировании моделей верхней детской одежды или аксессуаров к ней (перчатки, шарф, шапка, рюкзак, сумка и т.д.) светоотражающими материалами. При этом, могут быть использованы как готовые фликеры, так и аппликации, созданные из световозвращающей ткани, тесьмы, шнура, наклеек.

Жюри отбирает 3 лучших модели от каждой возрастной группы образовательного учреждения, которые примут участие в областном конкурсе «Безопасная дорога с детства».

Победители награждаются дипломами и памятными сувенирами.

Жюри вправе учредить поощрительные призы для участников.

4. Критерии оценки работ.

Оценка представленных работ производится жюри конкурса по 10-бальной системе, учитывая:

– эстетичность (внешнюю привлекательность):

– соответствие требованиям обеспечения максимальной безопасности на дороге: в темное время  материал нужно размещать таким образом, чтобы его было видно со всех четырех сторон одежды – спереди, по бокам и сзади для создания видимости ребенка на дороге по принципу 360 градусов.

– сложность исполнения;

– функциональность, удобство ношения и ухода.

5. Подведение итогов и награждение победителей 31 октября 2013 г.

Уважаемые  родители!

На улицах, тротуарах, пешеходных переходах здоровье и безопасность детей в руках взрослых. Осенью и зимой на улице рассветает поздно, а темнеет рано. По статистике наезд на пешехода — самый распространенный вид ДТП.

Основная доля наездов приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия — дождь, слякоть, туман, в зимнее время — гололед, и отсутствие какой-либо защиты у пешеходов в виде световозвращающих элементов на верхней одежде.

Ведь чтобы избежать наезда, водитель не только должен увидеть пешехода, но и предпринять все меры, чтобы избежать трагедии.

Здесь и придут на помощь фликеры или светоотражающие значки в форме игрушек, полосок, которые обозначают человека на дороге. Для детей фликеры делаются в виде зайчиков, смеющихся колобков, самолетиков и им подобных.

В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя  световозвращающими элементами. Самый оптимальный вариант – когда на пешеходе находится 4 фликера.

Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели присутствуют далеко не на всех изделиях.

Какие фликеры самые лучшие?

Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов.

Именно они имеет световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма – о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они могут обеспечить безопасность детей.

«Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»

РЕСУРСЫ

Информационные:

– справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения;

– материалы инспекции ОГИБДД ОВД г. Галича и района.

Интернет – ресурсы:

http://www.gibdd.ru/r/44/news/

http://www.maam.ru/

http://nsportal.ru/

http://dohcolonoc.ru/

http://planetadetstva.net/info/sajt-dlya-doshkolnikov

http://www.moi-detsad.ru/konsultac-26.html

Кадровые:

– заведующий: И.В. Шутова;

– старший воспитатель: М.В. Нефедьева;

– воспитатели: И.В. Симонова, А.Ф. Коровкина, Е.В. Климова

– инспектор ОГИБДД ОВД г. Галича А.В. Соколова;

– родители (законные представители) воспитанников.

Маргарита Нефедьева, старший воспитатель детского сада №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей города Галича Костромской области

Фото из архива детского сада

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте