В школах страны 28 ноября пройдет занятие из цикла «Разговоры о важном». Ребятам расскажут о госсимволах России.
С начала учебного года в российских школах ввели цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Ближайшее занятие пройдет 28 ноября, его посвятят государственным символам России. На сайте проекта представлена вся информация о содержании урока: презентационные материалы, видеоролики, постеры, сценарии. Тема адаптирована под возрастные особенности учащихся.
1–2 классы
Эвристическая беседа на тему «Какие в нашей стране есть символы?» рассчитана на 30 минут. Дети посмотрят видеоролик и обсудят его с учителем. Они получат представление о понятии «герб», расскажут о его роли для государства, правилах создания герба. Ребята выполнят интерактивные задания. С детьми также побеседуют об уважении к государственным символам.
Учитель обратит внимание ребят на то, что на гербе России изображен золотой двуглавый орел, который в представлении древних славян был связан с солнцем. У орла на гербе две головы, увенчанные золотыми коронами. Этот орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы – древние славяне полагали, что солнце выезжает из-за горизонта именно на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Оно встает на востоке, а заходит на западе, поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая, соответственно, на запад. Кроме того, дети узнают, что такое скипетр и держава, а также, что означают цвета российского флага. В интерактивном задании школьникам предстоит «собрать» элементы герба РФ.
3–4 классы
С учащимися 3–4 классов побеседуют на тему «Что может герб нам рассказать?». Учитель обратит их внимание на то, что у каждой страны есть свои государственные символы. Это герб, гимн, флаг. О каждом из них дети узнают подробно. В частности – о цветовых значениях герба. Так, красный – цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой крови защитниками Родины; золотой – богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий – небо, свобода, верность, честь; белый – чистота, благородство; черный – символ зла. В творческом задании ребятам предложат нарисовать российский флаг и рассказать об очередности цветовых полос.
5–7 классы
Ученики средней школы узнают о том, как менялся герб нашей страны, они просмотрят специальный видеоролик по этой теме. Ребятам также предстоит узнать исторические факты, касающиеся государственного флага, выявить особенности его использования в качестве государственного геральдического символа, а также выполнить интерактивные или групповые задания.
Ученикам предложат поразмышлять над вопросами: почему так важно для государства иметь свои символы, учреждать в их честь праздники, почему так важно каждому гражданину уважать любой государственный символ, в чем проявляется уважение?
Учитель расскажет о том, что ежегодно 30 ноября празднуется День герба России. Дети знают, что история российского герба охватывает несколько веков. Первый раз двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана III в XV веке. До этого изображение орла использовали в Византии, но Иван Великий решил сделать его гербом в России. В его эпоху государство стало называться Россией и в этот же время стало применяться изображение двуглавого орла в качестве герба. Позднее внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змея. Цвет орла был черным, серебряным, а потом золотым.
Интерактивное задание будет групповым, его посвятят геральдике, роли цвета, смысловому значению флага РФ. В частности, детям предложат коллективно составить смысловую характеристику флага России.
8–9 классы
На уроке ребята узнают об истории Дня герба Российской Федерации, который отмечают 30 ноября. В этот день в 1993 году утвердили современное изображение этого государственного символа. Герб объединяет народ страны и символически выражает историческую и культурную преемственность поколений. В Конституции Российской Федерации, установлено, что государственный герб помещается на флагах, знаменах, денежных знаках, государственных наградах и документах к ним, в государственных учреждениях.
С ребятами обсудят, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина, исходя из представленного в сценарии стихотворения, сложившихся представлений и жизненных наблюдений. Главный вопрос, на который предложат ответить детям: что заставляет нас им гордиться.
Школьникам также расскажут о гимне и флаге. В ходе групповой работы ребятам предложат принять участие в дискуссии. В интерактивном задании им предстоит расположить в соответствующей колонке государственные символы РФ. Учитель также расскажет ребятам о геральдике и роли цвета в геральдике.
10–11 классы
Старшеклассникам покажут видеоролик о Дне герба Российской Федерации. Напомнят, что государственные символы – это официальные знаки, которые рождают ассоциации с конкретным государством. К государственным символам относят герб, флаг и гимн страны. Герб имеет богатую историю. С давних времен люди использовали символические изображения сначала на камне и дереве, потом на металле. Специальные знаки наносили на подвесные печати и деньги, чтобы избежать подделок. В настоящее время государственный герб – главный символ России, который объединяет ее народ и выражает историческую преемственность поколений. Еще один символ страны, Государственный гимн – торжественное музыкальное произведение с текстом, выражающее связь народа с государством.
В рамках групповой работы ребятам предложат определить, какие гербы соответствуют требованиям закона, а какие – нет. Команды будут обсуждать, а затем вывесят на доске правильные и неправильные варианты изображения герба. Они объяснят, какие элементы герба не соответствуют закону. Ребятам также предстоит ответить на вопрос, в каких случаях обязательно используются символы страны. Одна группа готовит примеры с гербом, вторая – с гимном, третья – с флагом.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о проведении занятий из цикла «Разговоры о важном», посвященных Дню музыки, российской атомной отрасли и другим темам.
Комментарии