За последнее десятилетие облик российских образовательных организаций заметно улучшился. Новые школы – чистые, современные и красивые. Забыты как страшный сон ржавые перила, дыры в заборах и заброшенные спортплощадки. Руководителям есть чему порадоваться, но есть и чем озаботиться. Разберемся почему.
На модернизацию региональных систем общего образования выделяются большие объемы средств. Благодаря этому создаются условия не только для внедрения новых образовательных стандартов, современных средств, методов, технологий обучения, но и для воспитательной работы: формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, социализации детей. Одним из ключевых направлений государственной политики в социальной сфере является развитие физической культуры и спорта, а также дополнительного образования детей. В рамках реализации соответствующей федеральной целевой программы модернизируется спортивная база образовательных организаций, проводится реконструкция и строительство спортивных залов, школьных стадионов и спортплощадок. Большое внимание уделяется развитию двигательной активности детей с раннего возраста – и на территории детских садов появилось красивое и функциональное игровое оборудование. Такие изменения, конечно же, радуют педагогов, детей и родителей. Но при этом на администрацию школ и детских садов ложится повышенная ответственность за безопасную эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря, за жизнь и здоровье воспитанников и учащихся. Спортивное, игровое оборудование и инвентарь – это средства обучения с рисками травматизма при эксплуатации. Оборудование, имеющее дефекты производства, сборки и установки, а также используемое с нарушением техники безопасности, представляет смертельную опасность для ребенка. Печальная статистика, увы, это подтверждает (вспомним хотя бы недавние случаи с падением футбольных ворот). Перед заведующими и директорами в условиях многообразия коммерческих предложений от производителей стоит непростая задача: заказать и получить качественное современное оборудование, обеспечить его безопасную эксплуатацию, в том числе с обучением кадрового состава работе с ним. Решить эти вопросы возможно только с опорой на нормативные правовые акты, которые устанавливают соответствующие стандарты безопасности. Надо признать, что нормативное правовое регулирование, направленное на обеспечение охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях, за последние годы существенно отстало не только от технологий производства оборудования и инвентаря, но и от современных образовательных стандартов, от методических подходов к занятиям физической культурой и спортом. Поэтому в рамках мероприятий государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295), направленных на развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования, запланирована актуализация требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций, с учетом современных условий технологической среды образования, образовательного процесса. Такая актуализация последовательно осуществляется с 2010 г., но процесс осложняется тем, что правовое регулирование обеспечения безопасной эксплуатации сооружений, оборудования и инвентаря – вопрос комплексный и находится на стыке интересов различных ведомств. В общей и весьма значительной массе документов, устанавливающих требования безопасности при эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря образовательных организаций, можно выделить группы федеральных законов, приказов и постановлений министерств и ведомств, сводов правил, ГОСТов и методических рекомендаций. Самостоятельно разобраться в этом многообразии – дело сложное.Эксперты электронной системы «Образование» систематизировали указанные документы применительно к использованию в общеобразовательных организациях и подготовили комплекс экспертных материалов. В них разъясняется порядок действий административного персонала школ и детских садов при закупке, монтаже и эксплуатации спортивного и игрового оборудования, а также имеются ответы на основные вопросы содержания физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря. Материалы опираются на действующие нормативные акты и рекомендации и в случае их изменения или отмены своевременно обновляются. Экспертные материалы сопровождаются формами необходимых документов (приказов, актов, таблиц, журналов), которыми оформляются результаты контрольных мероприятий администрации по проверке соблюдения правил безопасности и требований охраны труда при эксплуатации сооружений, оборудования и инвентаря. Также приводятся примеры по заполнению документов, памятки и инструкции для работы с детьми. Все это поможет своевременно выявить угрозы жизни и здоровью обучающихся и работников и предотвратить несчастные случаи. Пусть занятия физкультурой и спортом приносят только радость и здоровье!См. более подробную информацию в электронной системе «Образование» www.rf-edu.mcfr.ruТатьяна БОДЯКИНА, к. и. н., юрист-эксперт в области образовательного права, главный редактор «МЦФЭР Образование»
Комментарии