search
main
0

Физкультура

А соскучитьсяне успели

Как сделать урок полезным и привлекательным

Физкультура для многих детей – самый любимый урок. И не потому, что на нем вроде бы не надо думать – играй себе в мяч, – а потому, что только здесь, в спортивном зале, в честном соперничестве можно победить одноклассника или, что еще почетнее, преодолеть свою физическую и моральную слабость. Такие, казалось бы, незначительные победы надолго остаются в памяти.

Урок физкультуры по своему содержанию и методике проведения – один из самых трудных. Учителю важно научить детей технике спортивных дисциплин, правильному преодолению больших физических нагрузок и главное – добиться по-человечески добрых отношений с учениками.

Хочу поделиться своими методическими приемами, которые помогают успешно соединить в одном уроке большие физические нагрузки и интерес детей, высокий эмоциональный настрой и дисциплину, работу с учителем и умение самостоятельно выполнять упражнения.

Многолетняя работа в школе убедила меня в том, что дети любят порядок и дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Стоит оставить их одних в зале, как через 10 минут большинство просит начать урок. Задача учителя состоит в том, чтобы приучить детей к определенному порядку: начало урока, основная часть и заключение. Каждый раздел урока имеет свои особенности.

Перемена. Начало занятия

Урок физкультуры начинается с перемены. Как быть: пускать детей в зал со звонком или дать им возможность на перемене поиграть, потренироваться в зале?

Многие учителя не пускают детей на перемене в спортивный зал, мотивируя это тем, что им (учителям) надо отдохнуть. Вот и бегают дети младших и средних классов в раздевалке или в коридоре. А в результате нет настроя на урок и возможны травмы. После такой перемены ребят трудно организовать, и учитель тратит много сил и энергии на то, чтобы привести ребят в чувство.

Более разумным представляется следующий подход: основной спортивный инвентарь находится в зале – мячи баскетбольные и волейбольные на стеллажах, скакалки, обручи, штанга, гири и гантели для подкачки. При правильной организации класс всю перемену занимается самостоятельно в зале: одни бросают мяч в корзину; другие качаются; кто-то готовится к зачету по физкультуре. Главное, никто не мешает друг другу. Учитель находится в зале и зрительно контролирует всех ребят. Нарушителя дисциплины (установленного порядка) можно временно посадить на скамейку, тренирующемуся самостоятельно помочь и т.д. Со звонком или по команде учителя весь инвентарь убирается на место, и класс строится перед учителем в одну шеренгу в определенном, заранее установленном месте. Учитель принимает стойку “смирно” и здоровается с классом. При виде подтянутого учителя подтягивается и весь класс (к этому надо стремиться).

После такой строгой процедуры желательно пошутить, улыбнуться, кратко обозначить задачи урока и начать разминку.

Школа – консервативное заведение, с трудом поддающееся ломке и коренным преобразованиям. В этом – сила школы, но в этом и ее слабость. Умелое сочетание постоянного, неизменного в процессе обучения с элементами новизны – в этом заключается мастерство учителя.

В начале урока класс постоянно строится на одном и том же месте в зале. Постоянно происходит один и тот же ритуал: приветствие, обьяснение задач урока, команда: “Напра-во! Бегом-марш!”.

Вдруг учитель дает команду: “Нале-во! Бегом-марш!” Ошибки, смех, а все вместе создает атмосферу непринужденности и… вообще любую работу лучше начинать с улыбки.

Или другое начало, неожиданное для класса: “Класс, прямо шагом марш!” Как правило, дети по традиции поворачиваются направо и начинают движение в колонну по одному, т.к. они привыкли к раз и навсегда заведенному порядку и не вслушиваются в слова учителя.

Хорошее начало урока – игра “Класс – смирно!” Причем чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с меньшим удовольствием проигрывают, а уж задача учителя – заставить ошибиться как можно большее количество детей. Причем в любом случае результат будет положительным. Если много проигравших – значит плохо слушают учителя и есть резерв для роста, если мало проигравших, то класс внимательно слушает учителя и можно переходить к более сложным заданиям, а детей обязательно похвалить.

На уроке нет мелочей. На качество урока влияет все: от выражения лица учителя до тембра его голоса.

Есть хорошее правило: прежде чем что-то сделать, надо четко, внятно и кратко обьяснить детям, что вы от них хотите. Если класс построен в одну шеренгу, а учитель стоит перед первыми 5-7 учениками, то крайние 5-7 учеников не слышат обьяснения, начинают разговаривать, переминаться, толкаться, начало урока под угрозой срыва… Обьяснять надо так, чтобы слышал весь класс. Например, перед бегом необходимо обговорить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять, срезать дистанцию, выбегать из строя и т.д.

Учитель во время бега располагается в том углу зала, возле которого класс строился (как правило, возле тренерской комнаты). Стоять надо таким образом, чтобы увидеть каждого ученика, пробегающего мимо, установить с каждым зрительный контакт, чтобы никто не почувствовал себя потерянным на уроке. В этот момент учитель может подсказать направляющему темп бега или изменить направление, одного похвалить, другому пальцем погрозить за нарушение, а результатом будет полная отдача детей на уроке.

Кроме того, глядя на лица учеников, пробегающих мимо, можно заметить признаки усталости, остановить ученика, попросить его перейти на ходьбу, т.е. участвовать вместе с ребятами в уроке.

Дети редко утомляются от физических нагрузок. Их утомляет монотонность, однообразие, а все вместе это называется скука. Разминка начинается с бега, а бег и есть то самое монотонное занятие, которое необходимо разнообразить. Хорошим приемом, стимулирующим учеников, является обозначение длины пробегаемой дистанции, или количество кругов по залу, или количество метров. В стандартном школьном зале 24х12 метров один круг в среднем составляет 50 м. Перед пробежкой необходимо четко обьяснить классу, как бежать (в колонну по одному, по два и т.д.), куда бежать (например, противоходом, по диагонали и т.д.) и сколько бежать (например, 10 кругов против часовой стрелки, 10 кругов по часовой – всего 1 км).

Более высокой степенью организации класса будет постановка усложненной задачи перед беговой частью урока. Например: “Сейчас, ребята, проверим вашу память: надо пройти 10 шагов, пробежать один круг против часовой стрелки (или в каком-нибудь направлении), затем от преподавателя по диагонали и направо, потом от преподавателя по диагонали и налево, один круг приставным шагом правым плечом, один круг приставным шагом левым плечом, один круг спиной, вперед и один круг пройти шагом. Если внимательно вслушаться (а именно этого и добивается учитель), то все легко запоминается. Зато во время выполнения задания основная масса детей думает о его правильном выполнении, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке, а значит, нет места скуке…

Можно начать урок и по-другому. После обьяснения задач урока класс поворачивается направо и встает парами. Так в колонну по 2 ребята бегут по залу. Можно одну колонну пустить по часовой стрелке, а другую – против, тогда дети поневоле ускоряют движение, чтобы быстрее встретиться. Еще один вариант. Класс бежит парами, одна колонна получает N 1, вторая – N 2. По первому свистку учителя команда N 1 поворачивается кругом и строго в колонну по одному бежит в противоположном направлении. Как только учащиеся колонны N 1 сравняются с учениками колонны N 2, они поворачиваются кругом и продолжают движение в 2 колонны, как вначале. По второму свистку то же самое делают учащиеся колонны N 2.

Этот вариант можно усложнить. Класс рассчитывается на первый-второй. Во время бега в колонну по одному по первому свистку (или жесту учителя – поднят один палец вверх) первые номера на ходу делают шаг влево, поворачиваются кругом и в колонну по одному продолжают движение в обратном направлении. При встрече со своими вторыми номерами все ученики колонны N 1 встают перед своими вторыми номерами и продолжают движение. По второму свистку или жесту то же самое делают вторые номера.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение.

Класс так же рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному с дистанцией друг от друга в один метр. По свистку учителя вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку (сигналу учителя) то же делают вторые номера. В младших классах даются задания игровые: бег по бревну через болото (в данном случае необходимо бежать строго по линии волейбольной разметки), бег самолетиком (руки в стороны), птицей и т.д. Любят дети и игру “Светофор”. Учитель руки опустил вниз – зеленый свет, машины едут (класс бежит в колонну по одному), руки в стороны – красный свет, проезд запрещен. Кто ошибся, т.е. столкнулся с впереди бегущим, обогнал его или не остановился, выбывает из игры.

И еще один прием, позволяющий активизировать интерес детей к бегу, – показывать на пальцах высоко поднятой руки количество кругов, которые класс пробежал, или количество оставшихся кругов. Если добавить элемент артистизма и юмора, то любая дистанция в зале не покажется детям бесконечной. Не всегда нужно вводить элемент игры. Иногда просто дается классу установка пробежать (отработать) необходимую дистанцию, но с ясно поставленной задачей: подготовка к зачету, развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы и т.д. Вариантов много, главное – поменьше муштры, побольше осмысленности в действиях.

Подготовительная часть. Разминка

Разминка на перевернутой скамейке

Стоя на скамейке, ноги вместе. Не сгибая ног в коленях, десять пружинящих наклонов.

То же. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх (потягивание)

Ноги на ширине плеч.

1 – Сед, хлопок руками над головой

2 – Исходное положение

Ноги врозь.

1 – Наклониться вперед, достать носки ног.

2 – Прогнуться назад, коснуться пяток.

Стоя перед скамейкой, руки на поясе.

1 – Зайти на скамейку.

2 – Сойти со скамейки на другую сторону.

Стоя перед скамейкой, прыжки через скамейку 8-10 раз.

Упор сзади на скамейке. Сгибание рук 8-10 раз.

Присед перед скамейкой, руки на поясе.

1 – Подняться без помощи рук на скамейку в приседе.

2 – Спуститься на другую сторону скамейки. (Упр. “ПИНГВИН”)

Лежа на полу, на спине руками держаться за скамейку.

1 – Коснуться ногами скамейки за головой.

2 – Исходное положение

Стоя одной ногой на скамейке, другая – на полу.

1 – Руки вверх, потянуться, глубокий вдох.

2 – Опустить руки, с наклоном – выдох.

Однообразно повторяющиеся из урока в урок рывки руками и приседания ребята называют зарядкой. Такая зарядка на уроке носит ритуальный, дисциплинирующий характер и не несет ни смысловой, ни физической нагрузки.

Скоротечная (5-7 минут), эмоциональная, каждый раз неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит ребят в рабочее состояние.

Чтобы исключить механическое выполнение упражнений и постоянно поддерживать их внимание, необходимо в разминку включать задания, требующие не только физического, но и умственного напряжения.

Например: “Ребята, это упражнение обьясняю один раз, без показа, кто правильно выполнит его, получит 5 баллов”. Итак: 1- упор присев, 2 – упор лежа, 3 – ноги врозь, 4 – ноги вместе, 5 – ноги врозь, 6 – ноги вместе, 7 – упор присев и 8 – встать. Всегда в классе найдется 1-2 ученика, которые правильно выполнят довольно сложное задание и получат по пятерке да еще лестную оценку учителя, но главное – весь класс попытается запомнить порядок выполнения упражнения, а значит, и в разминке не будет места скуке и однообразию. Кроме того, возрастает цена слова учителя, ученики из урока в урок все более внимательно вслушиваются в его речь, что в конце концов сказывается на эффективности урока.

Для успешного проведения общеразвивающих упражнений в организационном плане очень важен переход от беговой части непосредственно к разминке.

Рассмотрим несколько вариантов.

Разминка предстоит с предметами: скакалки, гимнастические палки, набивные мячи, гантели и т.д. После бега класс идет в колонну по одному и останавливается в том месте, где находятся перечисленные предметы. Все снаряды желательно расположить в зале: гимнастические палки в открытом вертикальном ящике, гантели – на стеллаже, мячи – на полках, скакалки разложены или висят на откидной вешалке. Проходя мимо, каждый ученик берет снаряд, и класс продолжает движение в колонну по одному. При начальном обучении учитель заранее обговаривает все возможные варианты поведения детей. Если класс плохо выполнил задание, его необходимо повторить. Обычно после двух-трех уроков ребята организованно, без толкотни и шума разбирают снаряды.

Другой вариант разминки – класс делится на две или три команды (этот вариант хорошо пробовать в начальной и средней школе). Разминка проходит в виде соревнования на слаженность выполнения упражнений всей командой. Например, команда стоит в одну шеренгу. Надо 10 раз наклониться и коснуться ладонями пола и 10 раз выпрямиться, поднимая руки вверх. Упражнения можно делать и перестроившись в колонны. Оценивается слаженность выполнения всей командой. Очень интересно проходит разминка, если в командах дети положат руки на плечи друг друга. Наклоны, приседания, упражнения для пресса на полу в этом положении дают такой заряд эмоций и веселья, что их хватает до конца урока.

Каждый ребенок хочет быть здоровым. И учитель физкультуры должен научить ребят, как сохранить здоровье на долгие годы. Давая общеразвивающие упражнения, важно напоминать: “чтобы не было радикулита, надо постоянно делать вот это упражнение (показать); чтобы не растягивать связки, надо делать упражнения на гибкость, иначе “закаменеете”; если не будете тренироваться в равномерном беге – ослабнут мышцы сердца, тренировка мышц пресса исключит появление “живота под носом”; а если не тренировать мышцы спины – можно быстро состариться, выпрямиться уже будет трудно. Так, систематически напоминая ребятам о значении упражнений, действуя по принципу – “капля камень точит”, учитель помогает им осознать значение общеразвивающих упражнений. Оживление в разминку вносят и так называемые упражнения-“ловушки”, заставляющие не только механически повторять за учителем упражнения, но и внимательно вслушиваться в его речь и быстро реагировать на ситуацию.

Пример. Исходная позиция – упор присев. Быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Дети, как правило, принимают положение упор лежа, и только один или два ученика в классе принимают правильное положение – упор стоя, согнувшись.

Или: исходная позиция – ноги врозь, руки в стороны. Быстро, сгибая левую, наклониться к правой. Вариантов тут много: и смена мест между упражнениями, ускорение счета и т.д., но главное, в разминке необходимо исключить лишние перестроения, длинные обьяснения, длительное выполнение упражнений и большие паузы между ними. После разминки необходимо уделить 5 минут на силовую подготовку, на развитие физических качеств. Здесь многое зависит от материальной базы школы и от расположения инвентаря в зале. В любом случае силовую подготовку надо проводить на каждом уроке даже без дополнительного оборудования.

Учитель называет упражнения и порядок их выполнения, а дети самостоятельно тренируются. Время от времени надо менять задания.

Пример: девочки тренируют мышцы брюшного пресса и спины в парах на скамейке, затем в колонну по одному прыжками на двух ногах перепрыгивают всю скамейку от начала и до конца 2-3 раза.

В это время мальчики на гимнастической стенке тренируют мышцы пресса, поднимая ноги до прямого угла и выше из виса. Затем тренируют мышцы спины, повиснув лицом к стенке. После подтягиваются на перекладине (минимум три подхода разным хватом).

На следующем уроке можно поменять местами группы. Мальчики выполняют все упражнения с отягощением (набивной мяч), девочки занимаются подтягиванием на низкой перекладине. Если ее нет, можно заменить ходьбой на руках (“тачка”) поперек зала, постепенно увеличивая дистанцию.

В силовую подготовку можно включить множество различных упражнений, но желательно оставить неизменным порядок проведения силовой подготовки: занятия по группам (мальчики и девочки) и в разных концах зала. В игровых видах (урок волейбола, баскетбола и т.д.) удобно проводить силовую подготовку по следующим схемам:

– мальчики играют, девочки тренируются, и наоборот;

– две команды играют, неиграющие тренируются и т.д.

Главным условием успешного проведения силовой подготовки является систематичность в занятиях. Тогда дети очень скоро почувствуют динамику роста своих результатов.

Основная часть

Каждый урок физкультуры должен обязательно нести что-то новое, и в то же время повторять и совершенствовать ранее изученное. И здесь вряд ли можно что-то добавить к словам К.Д.Ушинского: “Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут”. Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое обьяснение основ техники движения, первые пробные попытки, исправление ошибок – повторение и совершенствование. Нет необходимости изучать тонкости техники движения, да и времени на обучение явно мало. Обучать навыку желательно в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик мог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются все методы: поточный, фронтальный, групповой. Но наиболее эффективен самостоятельный. Учитель показал, и ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель время от времени поправляет, подсказывает ученикам. 2-3 урока тренировки, затем зачет по технике движения на этом этапе обучения. Так как здесь не требуется физическое напряжение, то любой ученик независимо от своих физических данных может и должен освоить технику движения. Оценивать технику движения нужно только положительной оценкой, а еще лучше отличной. Все учащиеся сдают зачеты по технике движения: ведение и бросок мяча в корзину, прыжок в высоту способами “перешагивание” и “перекидной”, стойка на голове и руках и т.д. После нагрузок ребята должны уметь самостоятельно измерить пульс и оценить показатели.

Главный принцип урока физкультуры: не у╝ел – нау╖ился – п╡и╝енил. Если добавить к этому, что за╝етили и от╝етили динамику обучения, то урок физкультуры для ученика становится постоянным источником радости. Для преподавателя очень важно заметить каждого ученика на уроке, особенно в момент самостоятельного совершенствования техники движения. Подсказать, поправить, у кого не получается, отметить малейший сдвиг в сторону улучшения. Чтобы урок (и не только физкультуры) состоялся, необходимы два условия: желание ученика и умение учителя. Дети должны почувствовать заинтересованность учителя в улучшении их результатов.

Обучая ребят, педагог учится сам, постепенно набирая опыт и оттачивая методы преподавания. Урок становится динамичным и интересным, а дети бегут на него с огромным удовольствием.

Заключение

Заканчиваться урок должен организованно. Опытные учителя говорят: “Как закончился урок, так начнется и следующий в этом же классе”. В значительной мере это действительно так. Поэтому заключительная часть урока должна быть краткой: построить детей, подвести итоги урока, похвалить класс (или отдельных учеников) и, конечно, обозначить резерв для роста.

Григорий БЕРГЕР,

учитель физкультуры московской школы-комплекса “Царицыно” N 1828

От редакции. Вопрос о том, какими будут российские стандарты по физкультуре, все еще остается открытым. Однако существует и зарубежный опыт. Учителя физкультуры могут познакомиться с американскими национальными стандартами по этому предмету. Они будут опубликованы в следующем номере приложения к “Учительской газете” – “Чужая азбука”, которое выйдет 31 октября 1996 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте