search
main
0

Физикам лирика не помеха . Поход за знаниями начинается с путешествия по родному краю

Мы говорим «лицей», и в нашем воображении сразу возникает образ того учебного заведения, который был открыт в Царском Селе. Он подарил миру целую плеяду выдающихся личностей, посвятивших себя науке, искусству, литературе, просвещению. От самого знаменитого из них, Александра Пушкина, мы узнали, что такое духовное родство увлеченных молодых людей, Отчизне посвятивших «души прекрасные порывы».

Но добрые традиции не канули в Лету. В этом я убедилась, побывав в 131-м физико-математическом лицее г.Казани. Конечно же, он имеет свое лицо, но главное – дух лицейского братства продолжает объединять воспитанников и педагогов.

Медалистов много не бывает

Это была средняя школа. Ее открыли сразу после реформы в сфере образования 1961 года и в духе времени дали название – «Школа с производственным обучением второй ступени».

– У нас так много всегда было медалистов, что до сих пор идут разговоры – откуда столько? – улыбается директор лицея отличник народного образования, заслуженный учитель Республики Татарстан Иван Савельев.

То, что здесь давали прочные знания, а ученики их великолепно осваивали, дало основания в 1963-1964 учебном году сделать это учебное заведение школой с углубленным изучением физики и математики. С тех пор и пошли традиции физико-математического лицея, хотя этот статус был ему присвоен сравнительно недавно, в 1995 году.

Как и прежде, обучение лицеистов начинается с 8-го и 9-го классов, в зависимости от того, сколько они проучились в своей школе. Почти все из них проходят долицейскую подготовку на курсах.

Легенда об Иване Савельеве

– Отбор у нас рейтинговый. Как мы его устанавливаем? С удовольствием поделюсь опытом, – говорит Иван Алексеевич. – В июне мы собираем всех ребят, претендующих на учебу в лицее, тех, кого обучали на курсах и кого нет, и проводим с ними психологическое тестирование. Оно вмещает в себя 5 критериев – кругозор, умение анализировать, сравнивать, классифицировать числовые ряды, подготовленность учащихся по математике и физике. Учитываем также общую подготовку в родной школе. Каждому в зависимости от его успехов выставляем баллы. Особо оценивается участие в олимпиадах: районная олимпиада – 1 балл, городская – 2 балла, республиканская – 3, всероссийская – 4.

– То, что вы рассказываете, сейчас называется портфолио. Российская академия образования, отрабатывая предпрофильную подготовку на своих экспериментальных площадках, предлагает именно такой принцип отбора детей в профильные классы, – говорю я.

– Это и в Концепции профильного обучения записано, – продолжает зам. директора по УВР Татьяна Костельцева. – Если мы говорим о прозрачности отбора, механизм у нас четко отработан. Все данные висят на стендах. Дети знают, сколько они набрали баллов, какие у нас требования и какие у них возможности.

Вообще о Иване Савельеве как о директоре ходят легенды. Уж очень он строг и принципиален. Если ему позвонить и сказать: «Примите такого-то ученика», – ответ вряд ли будет положительным, ибо для него главное не чей это протеже, а сможет ли ребенок обучаться в лицее.

– Мы же с детьми работаем на курсах и видим мотивацию каждого ребенка. Решая задачи, не спрашиваем, где кто учится, но через каждые 8 занятий проводим тест. Кто хочет учиться, тот учится», – утверждает директор.

Вперед с электронными учебниками

Итак, наиболее подготовленные, мотивированные, желающие с головой окунуться в мир науки мальчишки и девчонки попадают в лицей. На первом этапе обучения они идут по единому учебному плану. Осваивая основную программу 8-9-го класса, углубленно изучают математику и физику, при этом очень много времени уделяют устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках, полученных в предыдущих классах.

Ребятам предлагают на выбор факультативные курсы не только по самым главным для лицея предметам, но и по биологии, химии, русскому и иностранному языкам. Кроме этого, ведутся пропедевтические курсы по радиоэлектронике и программированию, и надо сказать, что база для этого имеется. Работают лаборатории и компьютерные кабинеты с полным техническим оснащением, а электронные учебные пособия и программы разрабатываются как специалистами, так и самими воспитанниками физматлицея.

Уставшие, но довольные, они возвращались домой…

На втором этапе (10-11-е классы) осуществляется профильная подготовка. На математическом и физико-математическом профилях обучается большинство старшеклассников, но некоторые ребята выбирают биолого-химический. Для каждого из профилей созданы учебные планы, программы и дидактические средства обучения.

Разработана система спецкурсов по выбору, они пользуются у ребят особым успехом. Нравятся им математические бои, проводимые в регионе. Подготовка к ним идет всегда очень серьезно. В лицее проводятся предметные недели, в ходе которых школьники готовят рефераты и выпускают газеты, участвуют в разнообразных мероприятиях… А чего стоят походы! Почти каждый месяц не менее шести раз на год весь детский и педагогический коллектив во главе с директором участвует в увлекательном путешествии по родным местам. Так продолжается 25 лет, ровно столько, сколько занимает пост руководителя лицея Иван Савельев. Каждый из походов имеет свое название ( первый, например, традиционно называется «Золотая осень»), свою программу и маршрут. Обычно он длится один день, но участники похода успевают провести интересные развлекательные мероприятия, конкурсы, викторины, многое повидать и узнать. Такие походы, говорят в лицее, очень много дают в плане физического, патриотического и духовного воспитания, развивают личностные качества учеников, сплачивают коллектив.

Пешеходные маршруты сочетаются с прогулками на теплоходе, не обходится без поездок на пригородных поездах. А ведь это не так-то просто – вывезти за город 700 детей. За всех надо поручиться, за каждого взять ответственность на себя. Лично Иван Алексеевич проверяет экипировку ребят и набор продовольствия, а в своих учителях, идущих во главе той или иной группы, он уверен на все сто.

– Иногда меня посещает мысль: я так устал, дома куча дел, и возраст свое берет. Может, отказаться, не пойти? Но потом отбрасываешь все сомнения и идешь. А когда возвращаешься из похода, понимаешь, какое же это счастье – с ребятами и коллегами побыть на лоне природы, пообщаться, насладиться красотой нашей земли! – рассказывает зам. директора по научно-экспериментальной работе Василий Давыдов.

А когда мне показали работы ребят, членов школьной фотостудии, я сдалась: «Да, ваш лицей – самый лучший!» Серия работ, посвященная грядущему 1000-летнему юбилею Казани, который будет отмечаться в 2005 году, вызывает восхищение даже у профессиональных фотохудожников.

Из искры возгорится пламя

Как результат комплексной научно-методической, опытно-экспериментальной и воспитательной работы – прекрасные показатели в учебе и достижения на олимпиадах. Как гордость лицея преподаватели называют бывшего ученика химического класса Андрея Ведерникова, который в свое время занял первое место на Международной олимпиаде по химии, а ныне он профессор, доктор химических наук. Таких лицеистов здесь называют искорками, и, если верить афоризму, из них обязательно возгорится пламя.

90% выпускников 131-го лицея выбирают специальности, связанные с физикой и математикой, химией и биологией. Остальные делают выбор в пользу гуманитарного и экономического образования.

– Профильная подготовка – дело хорошее, – заключает Иван Савельев. – Мы в этом плане давно уже работаем, но когда я почитал Концепцию профильного обучения, то сразу увидел: в ней таятся большие возможности для всех школ.

В лицее хотят возродить физико-технический профиль, который был связан с развитием в Казани радиоэлектронной отрасли, но в последние годы стал невостребованным. К счастью, времена меняются. В городе становится все больше предприятий и научно-исследовательских институтов, которым нужны кадры, знающие электронику. И это хороший знак как для лицея, так и для всей республики.

Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте