search
main
0

Физика в литературе Викторины по физике в 8-м классе

О том поразмысли, что ждет впереди,
Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
Фирдоуси

Для участия в игре выбирают 4 команды по 6 человек в каждой. Команды готовят название и эмблему, выбирают капитана. Далее перед игрой проводится жеребьевка. Игра проходит в два этапа: 1-й этап (отборочный) – два полуфинала, которые играются до 3 очков, 2-й этап – финал, в котором встречаются победители полуфиналов и игра идет до 6 очков. В качестве эксперта приглашается учитель физики.
Вопросы к 1-й игре:
1. Из сказки “Семь приключений Хатема”. По прошествии некоторого времени прилетел орел и опустился на землю неподалеку от Хатема. Походил, походил орел и скрылся в какой-то яме, но вскоре появился снова и, когда встряхнул крыльями, с перьев его полетели водяные брызги. Почему водяные брызги стали слетать с крыльев, когда птица встряхнула ими? (Ответ: по инерции).
2. Тетя Уля упала в речку вместе с жирным гусем. Гусь вышел на берег сухой, а тетя Уля выползла вся мокрая. Почему? (Ответ: между молекулами воды действуют силы притяжения, тетя Уля смачивается, а гусь нет).
3. Из романа А.Солженицына “В круге первом”: “Оба стянули с головы шапки. От густых волос Нержина и редеющих волос Сологдина пошел пар”. Что можно сказать с точки зрения физики об этом явлении? (Ответ: это явление называется испарение).
4. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро – пока лед не растаял, скажите, в скольких состояниях находится вода в чайнике? (Ответ: в трех- твердом, жидком и газообразном).
5. “Жил Тылвал с сестрой. Жили они на Круглой Сопке. Долго там жили. Тылвал, когда ждал зимой врагов, сопку водой поливал”. С какой целью Тылвал поливал сопку водой? (Ответ: при замерзании воды образуется лед, врагам тяжело было подниматься по льду, так как лед очень скользкий, т.е. Тылвал уменьшал таким образом трение).
6. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свою форму и объем. В каком состоянии находится джинн? (Ответ: в газообразном).
После этой игры провожу игру со зрителями и викторину. Задаю загадки зрителям, ребята, которые угадывают, получают звездочку. Тот из болельщиков, который наберет больше всех звездочек, получает приз.
Отгадай загадку
1. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (Телефон)
2. Чудо-птица, алый хвост
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
3. Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
4. Что с земли не поднимешь? (Тень)
5. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
6. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. (Туча)
7. Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
8. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
9. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
10. Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
11. Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
12. Железный острый нос
В землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг).
13. Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добилис,
То остановились. (Весы)
14. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда облака. (Барометр)
15. Как-то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко? (Острие шипа имеет очень малую площадь сечения, значит, оказывает достаточно большое давление).
16. Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то.
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту. (Площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало)
17. Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают. (Реостат).
Викторина: на переносной доске написаны (можно написать на бумаге) формулы
F = p╥g╥V p=p1=p2=…=pn I = U/R
Q = I╥R╥T F1/F2 = 12/11 p1/p2= h2/h1
Болельщикам необходимо написать на листочках бумаги, как называются эти законы. Ученик, который первым сдаст эксперту правильно заполненный лист, получает приз.
Вопросы ко 2-й игре:
1. Из романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме, дворец Ирода Великого, и страшные безглавые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму…”
Так автор описал молнию. А что с точки зрения физики представляет собой молния? (Ответ: электрический разряд или ток заряженных частиц).
2. В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как дети на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку – первым или вторым? (Ответ: вторым, он горячий. Только смотри, не прожги рукава).
3. Из романа А.Солженицына “В круге первом”: “Уже в полную силу рассвело. Проступило торжественное инеистое утро. Даже водосточные трубы и вся земля были убраны инеем, и сивые космы его украшали овершья лип на прогулочном дворике, вдали”.
Иней. Откуда берется иней? Как называется процесс образования инея. (Ответ: водяной пар при охлаждении превращается в лед, этот процесс называется сублимацией).
4. Гальванический элемент. Этот термин известен каждому ребенку. А почему его назвали гальваническим? (Ответ: в честь итальянского анатома и физиолога Л.Гальвани).
5. Двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, отличник Олег добрался из дома до школы за 7 минут, а его соседка – крупная троечница Лена, тоже двигаясь равномерно, добралась до школы за 57 минут. Чем отличается стремительный бег в школу Олега Хлопотунчикова от тихой поступи троечницы Лены Ромашкиной? (Ответ: скоростью. С разной скоростью движутся по жизни эти двое).
6. Счастливый жених, масса которого 55 кг, несет на руках красавицу-невесту массой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол? (Ответ: 1617 ньютонов – вот сила, которую выдерживает пол. Пол-то выдерживает, жениха жалко. Надорвется, бедняга).
После этой игры провожу игру со зрителями и викторину. Игра со зрителями заключается в следующем: зачитываю рассказ с физическими ошибками, а учащиеся должны эти ошибки найти. За каждый правильный ответ и пояснение школьник получает звездочку.

Рассказ о Вовочке Петрове и его интереснейших наблюдениях
и изобретениях
Жил-был на берегу Азовского моря в городе Ейске мальчик Вовочка Петров. Больше всего на свете он любил мечтать, изобретать и наблюдать. Однажды он смотрел на птиц, которые летали высоко в небе. Большие птицы часто взмахивали крыльями в отличие от маленьких, которые парили, не взмахивая крыльями, очень долго. Тогда и Вовочке захотелось взмыть в облака, и он придумал воздушный шар. Если этот шар сжать, то он поднимался очень высоко, а если наполнить горячим воздухом, то он опускался вниз.
Вовочка любил конструировать, так он сделал лыжи с огромными шипами. Он объяснил друзьям, что если сила трения снега о лыжи будет большая, то на них будет легче кататься.
А еще Вовочка любил описывать многие природные явления. Вот так он описал весеннюю грозу. “Прогремел гром, после него на небе появились огромные огненные полосы, похожие на змей. Это была молния. Дождь прошел быстро, выглянуло солнце, и те крыши, которые были покрашены черной краской, еще долго оставались мокрыми, а рядом с солнцем возникла радуга. Она долго радовала детвору своими цветами, даже тогда, когда солнце спряталось за горизонтом”.
Викторина: на нитях подвешены приборы, такие, как динамометр, манометр, амперметр, вольтметр, барометр, термометр, мензурка. Болельщикам нужно быстро определить, что это за приборы и какую величину с помощью этого прибора измеряют. Первый правильный ответ оценивается и премируется.

Вопросы к финальной игре:
1. Назовите первого изобретателя источника тока, как назывался этот источник тока и в каком году он был изобретен? (Ответ: Александр Вольт, Вольтов столб, 1799 год).
2. Из романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Азазелло, который сидел, отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите”…
Какие превращения энергии происходят при выстреле из пистолета, можно ли считать автоматический пистолет тепловым двигателем? (Ответ: внутренняя энергия пороха превращается в кинетическую энергию пули, следовательно, пистолет является тепловым двигателем).
3. Из романа А.Солженицына “В круге первом”: “Река горела на солнце. Слева лежало Замоскворечье, ослепляя желтым блеском стекол.., а еще дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя”. О каком физическом явлении идет речь в этом отрывке? (Ответ: отражение света).
4. Назовите имя ученого, который впервые в мире измерил атмосферное давление и изобрел прибор, с помощью которого до сих пор это давление измеряют. (Ответ: Эванджелиста Торричелли, ртутный барометр).
5. Злобный джинн, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Чем давит джинн, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног, ни других частей тела? (Ответ: молекулы беспорядочно движутся и лупят во все стороны).
6. Как изменится давление в воздушном шарике средних размеров, если шарик сначала бессовестно надуть, а потом, воспользовавшись его наивностью, очень крепко прижать к груди? (Ответ: увеличится).
7. Назовите имя великого художника и изобретателя, который выдвинул идею о контактных линзах? (Ответ: Леонардо да Винчи).
8. Известно, что горячий воздух поднимается вверх. Во Франции два брата – Монгольфье Жозеф и Жак использовали это явление в своем уникальном изобретении. Что изобрели братья Монгольфье? (Ответ: в 1783 году братья Монгольфье построили первый воздушный шар).
9. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде? (Ответ: с большей плотностью у дна, с меньшей – у поверхности).
10. Долго Иван-Царевич искал смерть Кощееву и наконец нашел, но в сундуке лежало не одно яйцо с иглой, а помимо него там находилось еще 7 таких же по размерам яиц, но без иглы. Еще там лежала записка и весы. Иван-Царевич прочитал записку, там было написано, что из 8 яиц с иглой было одно, и оно было немного тяжелее остальных, а те были в свою очередь одинаковой массы. Использовать весы можно только два раза, если не найдешь яйцо, в котором находится игла, то превратишься в камень. Помогите Ивану найти правильное решение и победить Кощея. (Ответ: нужно на чаши весов поместить сначала по 3 яйца. Если весы останутся в равновесии, то взвесить оставшиеся 2. А если перевесит одна из чаш, то надо из нее взвесить любые два, если они в равновесии, то третье яйцо с иглой).
11. Назовите превращения одного вида энергии в другой: когда дядя Петя в юности, спасаясь от папы одной знакомой, выпрыгнул из окошка ее садового домика и долго летел, пока не приземлился благополучно в крапиву. (Ответ: потенциальная энергия перешла в кинетическую. Много ее у дяди Пети, очень много!).
После игры подвожу итоги. Награждаю победителей игры со зрителями, победителей в викторинах. А для команды-победительницы звучит песня в исполнении ребят.

А.СЕМКЕ,
учитель физики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте