Что может заставить школьника променять субботний утренний сон на деятельность, с ним не связанную? Наверное, только что-то очень интересное, например физика. Так, уже почти 30 суббот школьники Троицкого и Новомосковского округов изучают физику по-новому. Что же это значит – «по-новому»? Это значит совсем не так, как многие привыкли изучать науку о жизни, за партой и с учебником. Проект «Изучаем физику по-новому» – это совершенно новый подход к предметному обучению. В рамках данного проекта получать качественные знания по физике могут дети из разных школ, несмотря на удаленность и физические возможности.
Проект «Изучаем физику по-новому» направлен на повышение уровня физического образования – мотивации обучающихся, их понимания физики и владения содержанием предмета. Занятия проходят в разных формах: лабораторные практикумы с распределением ролей, командные исследовательские проекты, интерактивные демонстрации экспериментов и их анализ в аудитории.- В проекте реализуются все три способа освоения физики: физический практикум с заданиями исследовательского характера, исследовательские проекты и демонстрация экспериментов с их анализом, который систематизирует полученные знания, – комментирует Наталья Беспалова, учитель школы №1788.Занятия на площадке чередуются с работой в школах за компьютерами в специально разработанной программе, где дети решают задачи. Какими же были первоначальные цели и задачи проекта?- В начале года мы преследовали цель – создать ситуацию успеха в учении – дать возможность пережить радость достижения результата, осознать свои возможности, поверить в себя: «Я это могу, у меня это получилось». И научиться обучать по-новому самим: не фронтально, а в группах, не учить, а организовывать образовательный процесс так, чтобы дети сами учились, не заставлять учить физику, а помогать им решать проблемы и искать ответы, – отмечает Сергей Ловягин, заслуженный учитель России. – Когда мы задумывали проект, мы хотели восполнить два пробела традиционного курса физики в школе: во-первых, дать детям возможность быть первооткрывателями, а во-вторых, научить их командной работе. Школьный учебник физики предлагает очень академичный подход к науке. В этом плане изучение физики мало чем отличается от географии или биологии: есть параграфы, есть практические работы. Практические работы в основном построены как алгоритм. Это можно сравнить с пошаговой инструкцией к конструктору «Лего»: собираешь по инструкции – получаешь результат. Все это вместе совершенно не характеризует физику как науку экспериментальную, – говорит директор школы №1788 Александр Ездов. Что изменилось сегодня? Ответить на этот вопрос мы попросили не только учителей, работающих над проектом, но и самих детей, и их родителей. Очевидным стал факт – все хотят продолжать участвовать в проекте и в следующем году. – Физика по-новому – это очень интересно, мы узнали много нового, но самое главное, что физика не такая, какой мы ее представляли до этого! – уверена ученица школы №2083. – Мы нашли ответы на многие вопросы, а это не только интересно, это наша маленькая победа! Дальше только интереснее! – восклицают ученики школы №2122. – Физика стала интереснее, оценки улучшились, теперь с учителями можем вести практически равноправную дискуссию, – добавляют ученики школы №1788. – Судя по проведенному опросу детей и учителей, изменилось отношение к физике – практически все учащиеся заявили о том, что хотят приезжать по субботам и в следующем году, а это значит, что мотивация сформировалась. У некоторых улучшилась успеваемость опять же благодаря сформировавшейся мотивации. В целом улучшилось понимание физики, – констатирует заслуженный учитель России Сергей Ловягин. – Если исходить из отзывов детей и личных наблюдений, очевидным становится то, что дети полюбили физику, хотя это далеко не самый простой предмет. На мой взгляд, заданная проектом ситуация личных открытий и преодоления при решении учебной задачи делает такой формат изучения физики интересным не только для детей, но и для самих педагогов, – подытоживает Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика». – Я уже вижу первые результаты своего ребенка – он идет на занятие по физике с горящими глазами, а в его мобильном телефоне не только селфи, но и приложения по физике! – говорит родитель учащегося школы №1788. Инициатор проекта – Департамент образования города Москвы. Ресурсной площадкой для реализации проекта стала школа №1788. Сегодня над «физикой по-новому» работает профессиональная команда: сотрудники Института проблем образовательной политики «Эврика», преподаватели Московского педагогического государственного университета, преподаватели московских школ. В лабораториях детей сопровождают студенты МПГУ, они выступают в роли тьюторов. На занятиях нет традиционных ролей «ученик – учитель», дети получают возможность работать в команде и самостоятельно делать открытия. Проект «Изучаем физику по-новому» создает принципиально новую модель естественно-научного образования с новыми возможностями и результатами как для учителей, так и для учеников. Алена РАМОНОВА, педагог-организатор школы №1788
Комментарии