Многие читатели «Учительской газеты» наверняка помнят время, когда всех ученых делили на «физиков» и «лириков». «Физики» тогда были на коне! К чему это я? К тому, что в этом году на конкурс методических разработок по физике была представлена… одна работа.
Елена Алексеевна Масалыгина, учитель физики СШ №71 поселка Кедровый, прислала «Занятие Клуба юных физиков (или дополнение к уроку «Оптические приборы». Оптика, 8-й класс)». Работа просто замечательная, и даже в серьезной конкурентной борьбе у нее были бы все шансы на победу.
Начнем с формы. Елена Алексеевна выбрала технологию «Творческая мастерская» и очень творчески и мастерски ее применила. Замечательная индукция (картина средневекового замка в необычном ракурсе); разноуровневые задания для учеников; вариативность сюжета занятия – все вызывает желание немедленно исследовать эти загадочные оптические явления и научиться пользоваться разнообразными оптическими приборами.
Елена Алексеевна приняла методически верное решение: учитель не командир и не носитель истины в последней инстанции, а помощник и советчик, и решительно ограничила свое участие в практической деятельности на всех этапах мастерской.
Как лирично можно изучать физику! Как строго и физически верно использованы лирические отступления!
В русле этих «физико-лирических» рассуждений статья «Физика. Слово. Опыт» старшего преподавателя кафедры прикладной физики Саратовского государственного университета Старшова Михаила Александровича, которая хоть и не является конкурсной работой, но отражает и анализирует именно взаимное влияние и даже взаимопроникновение различных областей знаний. Точность формулировок одинаково волнует и «физиков» и «лириков», красоту слога и его отточенность могут оценить и те и другие. Михаил Александрович со знанием дела цитирует авторов учебников разных лет и сравнивает, какими словами «физики» пишут о физике. По его собственному мнению, лучшие те, в чьих определениях «точнейший выбор слов» совпадает с «красотой высказываний».
Пока я читала две эти работы, все более укреплялась во мнении, что в старом споре «физиков» и «лириков» был заложен глубокий смысл: люди старались понять друг друга и найти достоинства в каждом. «Лирики» научились использовать интегралы, «физики» принялись наслаждаться красотой формул. И в результате все стали лучше разбираться в том, что такое «общая культура».
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии