search
main
0

Физика + химия Интегрированный урок в 8-м классе

1. Подготовительный этап: согласование планов проведения интегрированных уроков с учителями естественно-научного цикла в августе месяце; определение срока проведения урока (декабрь); определение форм и методов проведения учителями урока; консультация учащихся, делающих сообщения по темам “История изучения атома”, “Возникновение понятий: положительный и отрицательный заряд”; сообщение школьникам источников информации для подготовки сообщений; подготовка тестовой работы (на 2 варианта); подготовка приборов для демонстрации опытов.
2. Проведение урока: вступительное слово учителя; фронтальная беседа (6 вопросов); сообщение ученика об “Истории изучения атома” и запись краткого конспекта; рассказ учителя химии о распределении электронов на уровни и подуровни; сообщение ученика “Возникновение понятий: положительный и отрицательный заряд”; составление краткого конспекта; учитель физики рассказывает о заряде, видах заряда, вводит понятие элементарного заряда, формулирует закон сохранения заряда, производит запись в краткий конспект; демонстрация опытов; сообщение учителя химии об ионизации атомов, о понятии положительный и отрицательный ион, восстановительный и окислительный процессы; сообщение учителя физики о численном заряде электрона; стихи Брюсова о строении атома (межпредметная связь с литературой); обобщающая беседа (6 вопросов) по краткому конспекту; тестовая работа по вариантам и фронтальная ее проверка; объяснение домашнего задания; подведение итогов.
Связь с литературой на занятиях физики выражается прежде всего в использовании примеров их художественной и научно-популярной литературы, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Также с точки зрения физики оценивается и разбирается достоверность описания в литературе природных явлений.
Использование примеров из литературных произведений
Отрывки из художественных произведений, пословицы и поговорки, загадки могут применяться в разнообразных формах. Можно использовать фрагменты из произведений как иллюстрацию того или иного физического явления или понятия. Например, описание возникновения молнии М. Булгаковым: “Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме дворца Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму”.
Эффективнее использовать задачи на основе текстов из литературных произведений. Они могут использоваться при объяснении нового материала, при повторении и закреплении темы. По теме “Относительность механического движения” можно задать вопрос из произведения Л.Н.Толстого “Набег”: “Мы уже почти догоняли батальон, когда сзади нас послышался топот скачущей лошади, и в ту же минуту проскакал мимо очень хорошенький и молоденький юноша в офицерском сюртуке и высокой белой папахе”. Сравните скорости батальона, молоденького юноши и рассказчика. Относительно каких тел вы рассматриваете скорости движения?
По произведению Н. Лескова “Соборяне”: “- Что же такое у тебя есть движимое? – вновь вопросил его владыка, видя заметную мизерность его костюма.
– А движимое у меня дом в селе, – ответствовал вопрошаемый.
– Как так дом движимое? Рассуди, сколь глуп ответ твой.
А тот, нимало сим не смущаясь, провещал, что ответ его правилен, ибо дом его такого свойства, что коль скоро на него ветер подует, то он весь и движется”. Докажите владыке, что дом – движимое.
Удобно использовать иллюстрации из произведений для постановки проблемы на уроке. Так, при изучении темы “Инерция” урок можно начать с отрывка из произведения А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:

Ко рву примчался конь ретивый,
Взмахнул хвостом и белой гривой,
Бразды стальные закусил
И через ров перескочил,
Но робкий всадник вверх ногами
Свалился тяжко в грязный ров.

Почему всадник не удержался в седле? Этот вопрос позволит подвести учеников к теме урока и активизировать познавательную деятельность.
Включение задач, содержащих фрагменты из художественных произведений, а также по пословицам, поговоркам, загадкам, задач с элементами химии, биологии, географии и т.д., в уроки и внеклассные мероприятия развивает у школьников познавательную активность, формирует чувство прекрасного, обогащает образное мышление, развивает фантазию, расширяет культурный кругозор. Ученики активно включаются в поиск фрагментов из художественных произведений, связанных с физикой, географией, химией, историей и т.д., что положительно сказывается на развитии внимания и логики мышления, а также повышает интерес к изучению предмета. Учащиеся начинают критически относиться к прочитанному, обращать внимание на различные неточности в текстах.

А.И.СЕМКЕ,
учитель физики

Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте