Вектор или скаляр?
Проблемные разноуровневые зачеты для 10-11-х классов
йнштейн говорил: “Все познание реального мира исходит из опыта и завершается им”. Эту мысль прекрасно иллюстрируют уроки физики, где школьникам приходится наблюдать много опытов и демонстрационных, и лабораторных. Во многих случаях целесообразно организовывать наблюдение на основе активной, творческой переработки наблюдаемого, а затем самостоятельное получение выводов из опытов. Главным в теории проблемного обучения должно быть развитие мышления учеников. Надо стремиться к тому, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии их мышления и творческих способностей.
Я считаю, что при проведении зачетов по уровневой дифференциации надо отдельно проводить зачеты по экспериментальным заданиям для всех и проблемным заданиям для успевающих на “4” и “5”. Для закрепления и повторения материала я использую два вида заданий:
1. Задания, цель которых закрепить изученный вопрос.
2. Обобщающие задания.
Например, в 8-м классе после изучения темы “Количество теплоты, удельная теплоемкость” предлагаю задания на выбор: “Определите, у какого из двух тел удельная теплоемкость больше”, “Определите удельную теплоемкость одного из металлов, если удельная теплоемкость другого известна”.
Для проведения опытов предлагается следующее оборудование: электроплитка, два металлических тела одинаковой массы, но из разных веществ, калориметр, термометр, мерный цилиндр, сосуд с водой.
Целью обобщающих заданий является повторение группы связанных между собой вопросов темы или всей темы.
Анализ деятельности людей, связанной с применением знаний по физике, позволяет выделить основные темы проблемных заданий: исследовательские, конструкторские, рационализаторские, а также задания: найти и исправить ошибку, спроектировать опыт, отыскать физические способы решения различных технических и бытовых проблем. Применение разнообразных заданий позволяет избегать шаблонов в работе и поддерживать постоянный интерес учащихся.
С этой целью в 10-х и 11-х классах даю на определенный срок, с последующей защитой на зачете, каждому индивидуально одно из выше перечисленных заданий. Например, “предскажите (и обоснуйте), какие явления будут наблюдаться, если на ярмо трансформатора, выступающее над катушкой, по которой течет переменный ток, постепенно опускать металлическое кольцо. Выполните эксперимент в кабинете физики”. Или такое конструкторское задание: “Придумайте конструкцию спирали электрического нагревателя, которая позволяла бы легко менять его мощность в 2 раза. Возможны различные решения. Укажите наиболее, на ваш взгляд, целесообразные” и т.д. Предлагаются задания, в которых требуется обнаружить и устранить физическую ошибку. Например, составить задачи, в которых была бы допущена негрубая физическая ошибка. Поломать голову над проблемой, расширить свои знания полезно всегда.
Самостоятельное решение проблемных задач может быть организовано только на заключительном этапе изучения нового материала.
На уроке ввиду ограниченности времени редко возникает возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемные задания. Кроме того, не все виды таких заданий могут быть использованы, например, задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения. Поэтому мне кажется целесообразным подводить итог такой работы в виде зачета.
Нина ДУБОВИК,
учитель физики
Москва
Вариант зачета по теме
“Элект╡остатика. постоянный ток”
Обязательная часть:
1. К какого вида силам относятся силы взаимодействия неподвижных зарядов: а) электрические; б) гравитационные; в) магнитные.
2. Изобразите графически электрическое поле:
а) двух одноименных зарядов; б) двух разноименных зарядов.
3. Является ли потенциал вектором или скаляром?
4. Изобразите графически зависимость силы тока от напряжения для участка цепи.
5. Какие поверхности называются эквипотенциальными?
6. Силовой характеристикой электрического поля является: а) потенциал; б) напряженность.
7. Как, имея заряженную палочку, зарядить два металлических шара, укрепленных на изолирующих подставках, одинаковыми по модулю и противоположными по знаку зарядами?
8. Найти значение каждого из двух одинаковых зарядов, если в масле на расстоянии 6═см друг от друга они взаимодействуют с силой 0,4 мН.
Дополнительная часть:
1. Заряженный шар “запотел”, покрывшись слоем воды. Как изменилась напряженность поля внутри слоя воды и вне его?
2. Во сколько раз изменится энергия конденсатора при увеличении напряжения на нем в 4 раза?
3. Между двумя пластинами, расположенными горизонтально в вакууме на расстоянии 4,8 мм друг от друга, находится в равновесии отрицательно заряженная капелька масла массой 10 нг. Сколько “избыточных” электронов имеет капелька, если на пластины подано напряжение 1 кВ?
Итоговый зачет по основным вопросам программы курса физики за 9, 10, 11-й класс (базовый уровень знаний)
Вариант для подготовки к зачету
Обязательная часть:
1. Напряженность электрического поля служит … характеристикой поля:
а) силовой
б) энергетической
2. Какие тела дают линейчатый спектр?
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном молекулярном состоянии;
г) в газообразном атомарном состоянии.
3. В чем состоит правило смещения?
4. Мощность можно рассчитать по формуле:
5. Электроемкость можно рассчитать так:
6. Индуктивное сопротивление можно рассчитать так:
7. Сформулируйте принцип относительности Галилея.
8. Постулаты Бора можно сформулировать так…
9. С каким ускорением движется электрон в поле с напряженностью 10 кВ/м?
m=9,1.10-31 кг
q0=1,6.10-19 кг
Дополнительная часть:
1. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=400 пФ и катушки индуктивностью 10 мГн. Найти амплитуду силы тока Jм, если амплитуда напряжения Uм=500 В.
2. Какова максимальная скорость электронов, вырванных с поверхности платины при облучении ее светом с длиной волны 100 нм?
3. В воде с глубины 5 м поднимают до поверхности камень обьемом 0,6 м3.
Плотность камня 2500 кг/м3. Найти работу по подьему камня.
Вариант зачета по теме “МЕХАНИКА”
Обязательная часть:
1. “Динамика” изучает:
а) условия равновесия тел;
б) условия движения тел;
в) движение, не рассматривая причин, вызывающих это движение.
2. Перемещение – величина: а) векторная; б) скалярная.
3. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении, можно рассчитать так:
4. Импульс тела можно рассчитать так:
5. Механическую работу можно рассчитать так:
6. Механическая работа совершается тогда, когда:
а) тело движется, но на него не действует сила;
б) действует сила, но тело не движется;
в) под действием силы тело перемещается.
7. Какую работу надо совершить, чтобы лежащий на земле стержень длиной 2 м и массой 100 кг поставить вертикально?
8. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину с жесткостью 40 кН/м на 0,5 см?
Дополнительная часть:
1. Сравнить тормозные пути груженого и порожнего автомобилей, двигающихся с одинаковой скоростью, если считать, что коэффициенты трения при торможении одинаковые.
2. С наклонной плоскости длиной L и углом наклона a скользит тело. Какова скорость тела у основания плоскости, если коэффициент трения равен m?
3. Тело свободно падает с высоты 80 м. Каково его перемещение в последнюю секунду?
Вариант зачета по теме
“МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ”
Обязательная часть:
1. В каком агрегатном состоянии вещество чаще всего обладает текучестью: а) в твердом; б) в жидком; в) в газообразном.
2. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории можно записать так:
3. Можно ли сказать, что сила, вычисленная по II закону Ньютона, прямо пропорциональна массе и ускорению:
а) можно; б) нельзя.
4. Напишите формулу связи среднекинетической энергии молекул идеального газа и его абсолютной температуры.
5. Какой процесс описывает закон Шарля:
а) изотермический; б) изохорный; в) изобарный.
6. Скорость испарения зависит от:
а) температуры окружающей среды;
б) плотности жидкости;
в) площади поверхности, с которой происходит испарение.
7. Чему равна удельная теплота парообразования в критическом состоянии?
8. Изобразите график изменения температуры во время плавления и кристаллизации.
9. При какой температуре средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул газа будет равна 6,21.10-21 Дж?
Дополнительная часть:
1. В баллоне находится газ при температуре 150С. Во сколько раз уменьшится давление газа, если 40% его выйдет из баллона, а температура при этом понизится на 80С?
2. Выведите уравнение закона Гей-Люссака из уравнения Менделеева-Клапейрона.
3. Сколько дров надо сжечь в печке с КПД=40%, чтобы получить из 200 кг снега, взятого при температуре -100С, воду при 200С?
Комментарии