На какой стадии школьный предмет становится культурой
ереход на новую концепцию школьного физического образования связан, как и в других дисциплинах, с введением всеобщего обязательного девятилетнего образования. “Почву” для этого перехода министерство, Академия образования, ученые готовили давно. Создан образовательный минимум, разработаны программы и учебники для базисных классов – 7,8,9-х. Есть планы перейти от огромного количества программ по физике (на сегодняшний день – 21) к одной, примерной, куда войдет минимум, а остальное учитель сам сможет добавлять, варьировать – в общем, корректировать государственную программу, исходя из специфики своего общеобразовательного учреждения. Идет работа над профильными курсами по физике для старших классов. Рассказывает начальник отдела естественно-математического образования Министерства общего и профессионального образования России В.КОРОВИН: “Один из профилей – физика как элемент культуры, то есть физика для гуманитариев, на такой курс должно отводиться минимальное количество часов. Пока что “физику для лириков” никто не написал, но есть задумки. Может быть, в будущем для этого профиля будет подготовлен курс естествознания, который обьединит физику, химию, биологию, географию, но это только проект, потому что практически не существует преподавателей такого широкого профиля. Второй вариант специализации в старших классах: я изучаю физику, чтобы получить профессию биолога, химика, географа – здесь остаются прежние учебники, те, что были 5-7 лет назад. И третий профиль в 10-11-х классах – физика как будущая профессия. Это углубленное изучение предмета, для него предназначено два учебника: под редакцией А.А.Пинского, рассчитанный на 6 часов преподавания предмета в неделю, и учебник Г.Я.Мякишева – на 12 часов в неделю”.
Немного подробнее стоит поговорить о 7-9-х классах. Как соединить в базовом курсе “потолок” для тех, кто уйдет после 9-го из школы, и одновременно подготовить к восприятию более сложного материала ребят, которые останутся учиться? Эту задачу пытаются решить уже известные в школе авторы – Н.М.Шахмаев, М.М.Балашев, А.Е.Гуревич, в этой связи перерабатывается старый учебник А.В.Перышкина.
Еще одна блестящая попытка выпустить из девятилетней школы человека, всесторонне образованного, сделана авторским коллективом лаборатории обучения физике Института общего среднего образования РАО под руководством профессора В.Г.РАЗУМОВСКОГО. Учебник “Физика и астрономия. Под редакцией Пинского А.А. и др.” пришел в школы несколько лет назад, для 7-го класса был впервые издан в 1993 году, с тех пор неоднократно перерабатывался. В этом году издательство “Просвещение” выпускает вторую редакцию “Физики и астрономии” для 8-го класса, этот учебник вошел в федеральный комплект 1997-1998 учебного года. Вскоре появится и пробное издание из того же цикла для 9-го класса. Почему мы обращаем ваше внимание именно на этот учебник? Не только потому, что благодаря ему школьник, закончивший девятилетку, получает возможность познакомиться с астрономией, которая традиционно изучается в выпускном классе. Обьединение изучения физики и астрономии дает еще несколько преимуществ.
В.Разумовский, доктор пед. наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории обучения физике ИОСО РАО: “Мы хотели показать историю развития физики, а она неразрывно связана с астрономией. В частности, работы Ньютона, связанные с проблемой механического движения, с законом всемирного тяготения, – все это было на основе опытов в условиях поверхности Земли, на основе астрономических наблюдений. С другой стороны, по нашему убеждению, начинать изучать астрономию в выпускном классе уже поздно. Школьникам это неинтересно. Такие простые идеи, как суточное вращение Земли, смена дня и ночи, времена года, небесные координаты, – все это им уже известно. И этот же материал нов, интересен и необходим в среднем школьном возрасте. Самая главная идея – с самого начала не только дать готовые знания, но и показать, как эти знания в науке были добыты. Показать, как методы науки можно использовать в своем собственном образовании, познании. Изучение курса в 7-м классе начинается с понятий “наблюдение”, “интерпретация фактов”, “гипотеза”, “логические следствия, вытекающие из теории”, “научное предвидение”, “эксперимент”. И здесь же показываем, как на основе этих методов были сделаны в науке очень серьезные открытия. Например, есть параграф “Как измерили диаметр Земли”. Это, мне кажется, стимулирует ребят на собственные научные поиски, открытия, изобретения”.
Еще одно важное достоинство этого учебника – раздел “Самостоятельные домашние экспериментальные задания”. Автор этого раздела – старший научный сотрудник этой же лаборатории кандидат пед. наук В.ШИЛОВ. Он не только ученый, но и преподаватель физики в московской школе N151. В.Шилов: “Домашние экспериментальные задания идут в учебнике после каждой главы, темы. В частности, в 8-м классе их, таких заданий, в общей сложности 110. Они связаны с наблюдениями тех вещей, о которых говорится в параграфе. Это опыты, которые можно поставить у себя дома, как правило, с помощью обыкновенного домашнего термометра медицинского или хозяйственного значения или мерной кружки в качестве измерительного цилиндра. В некоторых школах в связи с выходом из строя лабораторного оборудования работы практически не ставятся. Домашние лабораторные задания – компенсация этого недостатка. Мои ученики выполняют эти задания в специальных тетрадях. Вначале я не ставил оценки, а писал резенцию на каждую работу, просил вместе с родителями разобраться, в чем суть. Мне было важно, чтобы родители знали, чем занимаются их дети. Есть задания на конструирование, например, динамометра. Я прошу сделать его вместе с родителями. Или прошу их сочинить проект по конструкции весов – фантастических или реальных. Проекты проверяю, пишу рецензии, даю время вместе с родителями изготовить прибор. Отбираю 8-10 наилучших проектов и устраиваю на уроке их защиту”. Добавим, что сейчас тот же авторский коллектив готовит отдельное учебное пособие с такими же “рукодельными”, и не только, заданиями “Физика в моих исследованиях и изобретениях”.
“Физика и астрономия” – разноуровневый учебник. Если ребенку неинтересна физика, он может ограничиться обязательным материалом. Если же ученик хочет получить дополнительную информацию, он должен искать в книге материал со специальной чертой на полях – это для интересующихся, занимает этот второй уровень примерно 1/3 учебника.
овсем новый учебник – “Физика” для 8-9-х классов Н.ГЛАДЫШЕВОЙ и И.НУРМИНСКОГО. В федеральный комплект этого года впервые вошла его часть, предназначенная для восьмиклассников. Н. Гладышева – практик, она преподает в 548-й московской школе. В этой школе и еще в некоторых московских учебных заведениях, Черноголовке Орловской области и Калининграде (центре Калининградской области) учебник апробировался 4 года. Ребятам он понравился. Потому что, обучаясь по этому курсу, они точно знают результат, что от них требуется. В начале каждой теории, данной в книге, идет справка – ее и спросят по окончании темы. Хочешь знать больше – можешь почитать специально выделенные главы. Н.гладышева: “Справка – это те опорные элементы, на которых формируются умения ребят анализировать ситуацию. Дальше мы рассуждаем. Весь учебник написан в характере рассуждения. Не требуем от ученика “ты то-то и то-то должен знать”, а предлагаем – давай подумаем, как мы то или иное явление можем обьяснить, как представить механизм процесса, составить модель? А раз модель – значит можно получить результат. А можно его проверить? Или задается в упражнении ситуация – давайте ее обьясним. У нас нет натаскивания на определенный характер применения знаний. У нас нет типовых задач. Каждая задача – совершенно новая проблема. Иначе невозможно научить ребенка рассуждать”. Добавляет И.ну╡╝инский: “Нас критиковали за то, что в учебнике нет примеров решения типовых задач. Но дело в том, что многие параграфы написаны как решение тех или иных задач, но только не типовых, а возникающих физических проблем”. Главная цель авторов учебника – сформировать научное миропонимание и мышление ребят. И вот что, кроме вышесказанного, они нашли необходимым включить в книгу, чтобы добиться этой цели:
– обьектом изучения выбраны не явления, понятия и законы сами по себе, а фундаментальные физические теории,
– в курс входят все области физики, традиционно изучаемые в средней школе,
– особое внимание уделяется методологии физики – экспериментальным исследованиям, построению моделей, выдвижению гипотез и их экспериментальной проверке, теоретическому анализу процессов и явлений,
– учтена слабая математическая подготовка детей, поэтому сложные математические выкладки даются в качестве дополнительного материала, а для всех математика представлена только как иллюстрация того, что с ее помощью можно вывести какие-то следствия, что это необходимый язык физики.
И, наконец, авторы учебника советуют, как лучше применять их “Физику” в учебном процессе.
1. Если с 5-го по 7-й класс преподаватель выбрал обобщенный курс естествознания или, например, “Физику и химию” А.Гуревича для 5-6-х классов, то этот учебник может идти как основной для 8-9-х классов.
2. Учебник состоит из трех частей, их можно разделить на три года – 7-8-9-е классы с расчетом на два часа в неделю. “Омоложение” читателей книге не повредит, ведь сложные математические выкладки не обязательны для изучения.
3. Для обучения ребят гуманитарного, художественного, иного “нефизического” профиля “Физику” можно использовать в 9-10-11-х классах.
4. И наоборот, данный курс может стать пропедевтическим в 7-9-х классах для последующего углубленного изучения предмета в старшей школе. На основе этого учебника усваивать материал углубленного курса физики гораздо проще.
ЗАГЛЯНЕМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ-98
Предварительные данные о новых учебниках, которые будут впервые изданы (это относится и к переработанным книгам) в будущем учебном году, таковы:
Гуревич А.Е. Физика. 8 кл. Изд-во “Дрофа”.
Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика. 9 кл. Изд-во “Просвещение”.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда (вкладыш по экологии). 8 кл. Изд-во “Просвещение”.
Громов С.В. Физика. Механика. 10 кл. Изд-во “Просвещение”.
Перышкин А.В., Родина Н.А., Гутник Е.М. Физика. 7 кл. Изд-во “Просвещение”.
ОБЖ
Способы сбережения науки о бережении
урс “Основы безопасности жизнедеятельности” существует в школах уже шестой год. Это если отсчитывать с 1991 года, когда было опубликовано постановление Совета министров СССР. На деле же только в 1994 году появились первые программы, в 1995-1996 годах – первые учебники по новому предмету. Еще не выпущено ни одного специалиста по ОБЖ в школе, хотя в педвузах два года назад появилась такая специальность, например, в Тульском педуниверситете, Сибирской академии физической культуры. Пожалуй, один из немногих институтов повышения квалификации, который дал возможность получить вторую специальность – преподаватель “Основ безопасности жизнедеятельности” и после года обучения уже выдал соответствующие свидетельства, – Челябинский. Все вместе взятое приводит к тому, что в массовой школе ОБЖ считают “роскошью”, отбирающей время у основных предметов. Свидетельство тому – письмо из Калужской области от руководителя методобьединения преподавателей ОБЖ Перемышльского района И.КАРПИКОВА: “…получается – в одних средних школах ОБЖ ведется как положено, в других – на усмотрение директоров, а в девятилетних школах вообще не ведется. Заведующая управлением образования нашего района на совещании преподавателей ОБЖ сказала, что обязательно только в 9-11-х классах, а в 1-8-х – на усмотрение директоров. А как на самом деле и как это будет выглядеть в следующем, 1997-1998 учебном году?”
Увы, в наступающем учебном году ОБЖ по-прежнему остается формально необязательным предметом, ожидающим принятия стандартов, согласно которым курс ОБЖ будет преподаваться с 1-го по 11-й класс минимум 1 час в неделю, а в 10-м классе – два часа. Но неужели руководители образования на местах и педагоги будут ждать этого благословенного момента, зная о важности курса ОБЖ? Не буду повторять очевидные вещи, напомню лишь, что здоровых детей в наших школах от силы 14%, каждый четвертый ученик страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, каждый третий – нарушениями осанки. Уроками физкультуры эту ситуацию не исправишь. Нужен отдельный курс ОБЖ или включение его элементов в рамки интегрированных курсов. Б.МИШИН, главный специалист по ОБЖ Управления общего среднего образования Министерства образования России: “ОБЖ – уникальный курс, самый гуманный, потому что он направлен не только на сохранение здоровья, жизни детей, но и на их физическое, духовное развитие. Учителя физической культуры должны поделиться временем. Вторая возможность – включить правила поведения на дороге, у водоемов, в социуме и подобные вещи в интегрированный курс “Окружающий мир” или природоведение. В средних классах блок ОБЖ “Медицинские знания” может войти в предмет биологию. И, наконец, “Основы безопасности жизнедеятельности” могут стать отдельным факультативным курсом”. Сложность в том, что пока интегрированных курсов, куда бы входили основы безопасности, фактически не существует, все зависит от преподавателя того или иного предмета.
Если же в школе и присутствует курс ОБЖ, зачастую это только название, а на деле – несколько модернизированный полузабытый предмет “Начальная военная подготовка”. И преподаватели остались те же – военруки, и некоторые из них не желают менять свое представление о предмете как о “курсе молодого бойца”. К счастью, такая ситуация в последнее время меняется. К примеру, учитель по ОБЖ 412-й московской школы А.ВЛАДИМИРОВ, занявший первое место среди московских преподавателей этого предмета в этом году, – типичный “энвэпэшник”, не согласен со многими из своих коллег: “Кое-кто из нас, не желая переучиваться на старости лет, предпочитает делать акцент в своей работе именно на “военную” часть программы. Это легче и привычнее. Но оставить все как есть – нельзя. Новому предмету нужны молодые, энергичные преподаватели. Они призваны научить наших детей жить в безопасности. Школа ОБЖ должна научить ребенка верному выбору линии поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Отличный специалист по ОБЖ – это специалист по формированию личности, по воспитанию психологической устойчивости человека в экстремальных ситуациях”. Московский учитель считает, что нельзя ограничивать преподавание классными занятиями, нужны соревнования, различные мероприятия в игровой форме. Но и о теории нельзя забывать. В активе Владимирова – десять различных учебников по предмету. Среди них – книги “патриарха” ОБЖ академика-секретаря проблемного совета Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) “Образование в области безопасности жизнедеятельности” И.Топорова. Это “Основы безопасности жизнедеятельности” для 5-9-х и 10-11-х классов, выпущенные в 1996 году. В основу программы Топорова положены идея полицентризма опасностей, а сам курс построен по принципу спирального развертывания системы знаний об опасностях среды обитания человека. Но автор курса считает, что даже при наличии методического обеспечения предмета он невозможен без правильной организации учебного процесса. И.топо╡ов: “Какими бы ни были методы, целостный процесс обучения строится в следующей последовательности:
1. Восприятие новой информации обеспечивается разными путями.
2. Знания и способы деятельности закрепляются упражнениями.
3. Усвоенные знания и умения применяются в ходе решения проблемных задач, анализа конкретных ситуаций.
4. На протяжении урока возбуждается интерес ребят к материалу.
Эти шаги могут по-иному чередоваться, но реализоваться должны непременно. Преподавателю необходимо, помимо традиционных качеств и умений, овладеть умениями проблемного изложения учебного материала, проведения экспромтом эвристической беседы, организации дискуссии, отбора и конструирования проблемных задач. Он призван создавать интеллектуальную творческую атмосферу в классе, быть терпимым к инакомыслию ребят, их безграничной вере в свои возможности, радоваться любознательности детей”.
ВТОРАЯ образовательная программа по ОБЖ, разработанная в 1994 году, принадлежит перу авторского коллектива под руководством А.СМИРНОВА. Они же разработали образовательный минимум для ОБЖ, который вы видите перед собой. В этом авторам есть с чем себя поздравить. Издательство “АСТ” выпустило 11 учебников этого коллектива, для ребят с 1-го по 11-й класс. Вот эти книги:
Бубнов В., Бубнова Н. Основы медицинских знаний по курсу ОБЖ. 9-11 классы.
Усачев А., Березин А. Основы безопасности жизнедеятельности. 1, 2, 3, 4 классы.
Смирнов А., Фролов М., Литвинов Е. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.
Это была беспрецедентная акция. Л.ХАРЧУК, заведующая учебной редакцией издательства “АСТ”: “Мы долго доказывали, что необходимо ввести сразу все учебники. Положено: сначала 5-й класс, на следующий год – 6-й и так далее. А мы говорили, что это специфическая дисциплина и что десятикласснику пять лет ждать нельзя. Он уже три раза успеет погибнуть. Нас очень поддержали Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД, Госдума”. А.с╝и╡нов: “Например, в нашем учебнике для пятого класса разбираются опасности в городе, шестой класс – вы заблудились в природе, седьмой класс – землетрясения. Никакой связи. Все эти книги должны быть введены сразу”. Работу российских ученых и издателей оценили не только наши власти. В марте этого года на международной конференции “Наука о рисках: обучение на школьном уровне” в Болгарии 14 стран договорились выработать одну общую основу обучения по предотвращению рисков на дошкольном и школьном уровнях для всей Европы. Педагогической базой для обучения станут французские, испанские книги, а также десять наших, российских, учебников – плод совместного труда коллектива специалистов и “АСТ”.
Пора сказать несколько слов о содержании новых книг. А.с╝и╡нов: “Учебники точно написаны под программу. Программа предусматривает познакомить детей:
– в начальной школе – с опасностями, возникающими из-за нарушений правил поведения, законов,
– в 5-6-х классах – с локальными чрезвычайными ситуациями – у вас загорелся телевизор, лопнула труба, вы заблудились в лесу, попали в дорожно-транспортное происшествие,
– в 7-м классе – с чрезвычайными ситуациями природного характера – землетрясениями, селями, оползнями, правилами поведения в таких случаях,
– в 8-м классе – с техногенными чрезвычайными ситуациями – взрывами, радиацией и тому подобным,
– в 9-м классе – обобщение и повторение пройденного и 14 часов основной части – основы здорового образа жизни, как должен вести себя человек, чтобы выжить в этом мире,
– в 10-11-х классах – с политикой государства по защите населения. Здесь же – подготовка к службе в армии и созданию семьи, информация об опасности венерических заболеваний, СПИДа”.
Добавим, что подготовке к службе в Вооруженных силах в курсе ОБЖ уделяется немало внимания, так что парни-допризывники нисколько не пострадали от того, что из школы ушло НВП. Б.мишин, Министерство образования: “В этом курсе мы даже пошли дальше. В программе НВП не были предусмотрены юридические основы подготовки к службе в армии. Сейчас ребята изучают законы об обороне, военной службе и воинской обязанности, Конституцию и другие нормативные акты. И второе. В курсе рассматривается психофизическая готовность выпускника быть солдатом, войти в армейский коллектив, предусматриваются негативные последствия, такие, как “дедовщина”.
Что еще важно знать о новых учебниках? А.с╝и╡нов: “Факторы риска расположены так: на первом месте – фактор риска в дорожно-транспортных происшествиях, второе место – пожарная безопасность, дальше – трагедии на воде, различные бытовые травмы. К учебнику дается приложение с дополнительным материалом. Каждый раздел заканчивается вопросами для повторения. Для начальной школы, 5-6-х классов привлечено много художественной литературы, есть даже отрывок из “Всадника без головы” Майн Рида. Учебники для старших классов, связанные с военной подготовкой, готовились совместно с агентством “Военинфо” – это пресс-служба министра обороны, и вся информация в учебнике самая свежая, из первых рук”.
К достоинствам новых учебников можно отнести их красочность, необычную подачу материала в книгах для младших – в виде сказки, авторы “Основ безопасности жизнедеятельности” для начальной школы – детские писатели. Помимо учебных пособий, издательство “АСТ” готовит к выпуску рабочие тетради по предмету, методические комплекты для учителя и хрестоматии. Практически все готово. А.с╝и╡нов считает: “Это база, которая соответствует стандарту. Но ведь везде разные условия, для Санкт-Петербурга, например, характерны наводнения, для Камчатки – землетрясения. В каждом регионе должен быть свой учебник, в дополнение к этим раскрывающий свои особенности”.
ЗАГЛЯНЕМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ-98
Принципиально новых книг в будущем году не планируется. Лишь два учебника появятся в федеральном комплекте 1998 года под рубрикой “новое”:
Анастасова Л.П. и др. Альбом-задачник. 3 кл.(1-3). 4 кл.(1-4). Изд-во “Вентана-граф”.
Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 кл. Изд-во “Просвещение”.
Комментарии