Как получить орден Менделеева
Пять уроков на разные темы
Изучение нового материала
Интегрированный урок, 9-й класс.
Тема “Орган слуха. Звук”.
Цель: изучение звуковых явлений на основе представлений о строении органа слуха.
Литература:
1. Человек – 9 (учебник)
2. Физика – 9 (учебник)
3. Плужников, Рязанцев. Среди запахов и звуков.
Структура урока:
1. Мотивация: проводится рассказ в занимательной форме по вопросу “Зачем человеку уши?”. На основе материала из учебника “Среди запахов и звуков”, стр. 4-5.
2. Подготовка к восприятию учебного материала о звуковых явлениях проводится учителем биологии в виде фронтальной беседы по теме “Строение органа слуха” с использованием таблицы и кодограммы.
3. Воспроизведение схемы строения органа слуха по рисунку 134 в учебнике “Человек – 9” в парах постоянного состава.
4. Расширение знаний об ушной раковине в форме сообщения.
5. Предъявление новой информации о звуковых явлениях. Учитель физики публично конструирует опорный конспект одновременно с демонстрацией следующих явлений: звучание камертона, дребезжание металлического шарика на подвесе, высокие и низкие звуки, зависимость громкости от амплитуды.
Внешний вид опорного конспекта (см. рис. 1).
6. Организация осмысления информации через обсуждение на основе информации о болезнях уха и причинах глухоты.
7. Обобщение. Кратко повторяется материал по опорному конспекту.
8. Домашнее задание.
Организация осмысления
теоретических знаний
Астрономия, 11-й класс.
Тема “Планеты земной группы”.
Форма – деловая игра.
1. Инструктаж: ввод в игровую ситуацию.
Сформировать экипаж из трех астронавтов для полета на Марс. В состав экипажа выбираются самые достойные, самые знающие.
Конкурсный отбор проводится по плану (план проектируется на экран):
– обработка научной информации;
– подготовка материалов для доклада;
– обсуждение проблемы с коллегами;
– отбор кандидатов для работы над проблемой;
– работа в группах;
– выступление кандидатов;
– утверждение состава экипажа.
2. Обработка научной информации подразумевает составление мини-конспекта по одной из четырех тем: “Меркурий”, “Венера”, “Марс”, “Земля”. Работа идет в микрогруппах по 4 человека. При работе используют литературу, например, книгу для чтения по астрономии “Астрофизика”.
3. Обсуждение проблемы с коллегами. Идет работа в парах сменного состава внутри микрогрупп. Проводятся взаимные беседы в течение 3-4 минут. Таким образом, каждый излагает свой материал коллегам по 3 раза.
4. Отбор кандидатов проводится в группах, объединенных по темам. Ребята обмениваются мнениями, отбирают наиболее удачные конспекты и материалы и выбирают кандидата для доклада информации классу.
5. Кандидаты оформляют конспект на доске. В это время в группах заполняется таблица о физических характеристиках планет и готовятся вопросы кандидатам в полет.
6. Кандидаты выступают по теме и отвечают на вопросы.
При утверждении кандидатов поступают следующим образом. В каждой группе имеется 3 жетона, которые можно вручить трем из четырех кандидатов. Те из них, кто наберет больше жетонов, и получат право войти в состав экипажа. Утверждается состав экипажа, астронавтам вручаются визитные карточки членов экспедиции для полета на Марс.
Урок решения задач
Тема “Плотность вещества”, 7-й класс.
Форма – деловая игра “Что нам стоит дом построить”.
Инструктаж:
Создается игровая ситуация. Весь класс делится на 3 бригады: бетонщики, плотники, кровельщики (колонка-бригада).
Перед бригадами ставится задача – составить заявку на стройматериалы, необходимые для постройки дома. (Чертеж дома на доске).
Задание бетонщикам: определить плотность бетона, его объем, массу и количество необходимых машин для перевозки.
На стол выдаются: весы, мензурка с водой, кусочек бетона.
Высота фундамента – 2 м.
Задание плотникам: определить плотность древесины, имея в распоряжении кусочек дерева, весы, мензурку с водой. Определить массу и объем 1 бруса и количество бруса для постройки всего дома.
Задание кровельщикам: имея в распоряжении кусочек шифера, весы, мензурку с водой, определить плотность, массу 1 листа, его объем, количество листов, необходимых для кровли.
На доске изображен чертеж дома. Толщина листа – 5 мм.
Результаты всех измерений и вычислений заносятся в таблицу-заявку. (См. ниже).
Грузоподъемность машины – 3 т.
Система оценки знаний: учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки, полностью справятся с заданием и получат самые высокие оценки. Чем ниже уровень знаний, тем меньше будет выполнено заданий, тем ниже оценка. Неудовлетворительная оценка выставляется только при условии, что не выполнено ни одно задание из заявки.
Организация обобщения знаний
Тема “Световые явления”. 7-й класс.
Форма – игра “Путешествие в Зазеркалье”.
1. Источник информации.
Урок построен на материале произведений английского писателя Льюиса Кэрролла “Приключения Алисы в стране Чудес” и “Алиса в Зазеркалье”. В этих книгах много примеров оригинальных зеркальных отражений, где обычный мир переворачивается вверх ногами и выворачивается наизнанку.
2. Ввод в игру.
Темный класс, приятная музыка, световая иллюминация, зеркала. Появляется Белый король (учитель). Он посвящает учеников в тайны Зазеркалья и предлагает им совершить путешествие в Зазеркалье.
3. Побуждение интереса.
Алиса (одна из учениц) делает сообщения о произведениях Л.Кэрролла.
4. Деятельность учителя и учащихся.
Учащимся выдают чистые листы для путевых заметок, подписывают их, в конце урока они сдаются для проверки.
Белый король проверяет готовность к путешествию (идет работа в парах по проверке знаний):
– I вариант – закон отражения света,
– II вариант – закон преломления света.
Путешествие начинается.
Средством передвижения является световой луч. Надо научиться им управлять. Путешественникам предлагают построить изображение карандаша в плоском зеркале.
В Зазеркалье надо заново учиться читать через зеркало. На столы выдаются карточки со стихами “Бармаглот”. Их надо прочитать с помощью зеркала (образец стиха).
Встреча с водителем автолуча. Он рассказывает о назначении и применении на транспорте зеркал заднего вида. Демонстрирует их разные модификации. Появляются Труляля и Траляля. Они ведут спор о ходе светового луча в стекле.
Путешественники помогают разрешить спор. Выполняют практическую работу – построение хода луча в призме. В следующих случаях указать ход луча.
Посещение театра теней.
Демонстрируются различные веселые и смешные теневые проекции.
5. Итоги игры.
Путешествие завершается.
Белый король прощается с путешественниками, собирает путевые заметки, где приведены решения выполненных заданий.
Теоретический контроль
Урок-зачет, 10-й класс.
Тема “Газовые законы”.
Форма – урок-семинар.
Инструктаж.
Класс разбивается на три команды (каждая колонка – команда). Команды выбирают капитана, название.
Учитель назначает трех судей из числа толковых ребят (их знания проверяются раньше).
Этапы соревнования:
1. Начинается урок с разминки. Каждой команде задается вопрос (работа в парах постоянного состава):
– Как, имея в распоряжении сильфон и манометр, продемонстрировать зависимость давления от объема? Как называется этот изопроцесс?
Рассмотрите рисунок. Проанализируйте газовый процесс 1-2.
Воздушный шарик, наполненный воздухом, из комнаты вынесли на мороз. Что произойдет? Поясните.
2. Графический конкурс: исследовать график и начертить его в координатах PV и VT.
Капитаны команд имеют право помогать участникам или назначать помощников. Судьи проверяют у тех, кто с заданием справился.
Выигрывает команда, которая раньше выполнит задание.
3. Конкурс-эстафета: задание выполняется на доске. Классу предлагается задание: в сосуде объемом 8 л находится 200 г водорода при температуре 200С. Определите его давление.
1-й участник – кратко записывает условие.
2-й участник – осуществляет перевод единиц в СИ.
3-й участник – записывает уравнение Менделеева.
4-й участник – выводит формулу для расчета давления.
5-й участник – подставляет численные значения и производит расчет.
4. Конкурс мыслителей.
Каждой команде предлагается график газового процесса (см. рис. 2).
Необходимо объяснить, как изменяется один из параметров (работа в парах).
5. Конкурс эрудитов.
Предлагается решить расчетную задачу.
При изохорном охлаждении идеального газа, взятого при температуре 4800К, его давление уменьшилось в 1,5 раза. Какой стала конечная температура?
Судьи подводят итоги.
Присуждаются медали:
– “Лучший капитан”,
– “Лучший графоман”.
Самым активным участникам:
– “Эрудит I степени”,
– “Эрудит II степени”,
– “Эрудит III степени”.
– “Орден Менделеева” – за особые заслуги в решении задач.
“Медаль Клайперона” – за лучшее решение 5-го задания.
6. Система оценки. Тетради сдаются на проверку. Все учащиеся получают оценки по теме.
Юрий МОЛОТКОВ,
учитель физики средней школы # 5
Сокол,
Вологодская область
Комментарии