search
main
0

Физическое воспитание в школе

Четырнадцатилетняя школьница Юлия Кочеткова – хорошая физкультурница и спортсменка. Больше всего она любит плавание. Юлия уже неоднократно участвовала в соревнованиях юных пловцов, причем показывала исключительные результаты.

Во время последних зимних каникул школьный отдел Московского комитета по делам физкультуры и спорта посылал ее в Ленинград для участия в соревнованиях юных пловцов шести городов. На этих соревнованиях Кочеткова установила 4 всесоюзных рекорда. По мнению спортивных авторитетов, она будет замечательным пловцом.

Но если вы спросите у Кочетковой – любит ли она уроки физкультуры, девочка смутится и скажет: «Не очень». Спросите у других ребят, которые учатся вместе с Кочетковой в 460-й школе Таганского района Москвы. Они тоже вспоминают об уроках физкультуры без особого удовольствия.

460-я школа Москвы имеет громадный, светлый, хорошо оборудованный спортивный зал, какой можно найти далеко не в каждом спортивном клубе, и большое количество самого разнообразного спортивного инвентаря. Налицо все возможности для того, чтобы хорошо наладить уроки физкультуры и внешкольную спортивную работу. Но директор этой школы тов. Бендюк нашел для зала и инвентаря более «выгодное» применение: он сдает зал в аренду добровольным спортивным обществам и районной детской спортивной школе. А учащиеся его школы пользуются залом только во время уроков физкультуры.

С начала учебного года здесь сменилось три преподавателя этого предмета. Ни один из них не соответствовал своему назначению, ни один не сумел возбудить у ребят интереса и серьезного отношения к своему предмету.

Если бы уроки физкультуры сочетались с хорошо поставленной внешкольной спортивной работой, у ребят, несомненно, повысился бы интерес к занятиям. Но этого сочетания нет, потому что не было и нет внешкольной спортивной работы. Сотни маленьких спортсменов предоставлены самим себе.

Что же можно сказать о школах, не имеющих физкультурного зала и необходимого спортивного инвентаря?

Возьмем для примера 124-ю школу Советского района. Из-за отсутствия специального зала занятия по физкультуре здесь проводятся в узком коридоре 1-го этажа. В гигиеническом отношении место явно неподходящее, так как во время перемен в этом зале бегают и резвятся сотни школьников. Ребята занимаются физкультурой в обычных костюмах, так как в коридоре довольно прохладно да к тому же переодеваться негде. Чтобы занятия по физкультуре не мешали классным занятиям, преподаватель получил от директора указание «заниматься как можно тише». Он так и делает: ограничивается главным образом строевой гимнастикой. Эта «шагистика» давно наскучила ребятам: во время занятий они шумят, шалят, отвлекаются, то и дело выходят из подчинения. Можно сказать без преувеличения, что больше половины урока у преподавателя физкультуры уходит на восстановление дисциплины.

Ни одного спортивного кружка в школе не создано. Даже во время зимних каникул преподаватель не проводил лыжных вылазок и выходов на каток.

Директор 124-й школы тов.Девино признает, что физическое воспитание у нее поставлено безобразно.

– Считая такую «физкультуру» делом бесполезным, если даже не вредным, – говорит она, – мы были вынуждены уступить просьбам ребят и отменить физкультуру в старших классах.

Враги народа, орудовавшие в аппарате Наркомпроса РСФСР, пытались подорвать физкультурную работу в школе. Школы не получали специальных ассигнований для приобретения спортивного инвентаря и проведения внеклассной спортивной работы. В среде школьных работников усиленно насаждался взгляд на физкультуру как на предмет третьестепенный. Недаром школам была дана директива не принимать во внимание при переводе учащихся из класса в класс отметок по физкультуре. Не случайно в выпускных свидетельствах среди предметов, по которым аттестуются учащиеся, отсутствовала физкультура.

Редкий инструктор районного отдела народного образования при посещении школы сочтет своим долгом побывать на уроках физкультуры, поговорить с преподавателем этого предмета. В столичных районо должны быть специальные инспектора-методисты по физкультуре, но в большинстве районо Москвы их нет.

В ряде школ физкультуру преподают люди, не имеющие даже общего среднего образования, а специальное «образование» получившие на краткосрочных курсах. Преподавателей физкультуры не хватает, многие из них работают в двух, даже в трех школах. Между тем с подготовкой их явно неблагополучно. Вся учебная сеть Наркомпроса РСФСР в этому году выпустит только 350 новых преподавателей физкультуры.

Новое руководство Наркомпроса РСФСР должно сделать все необходимое для того, чтобы физкультура заняла в системе учебно-воспитательной работы подобающее ей место. Но для этого надо, чтобы вопросы физического воспитания детей не выпадали из поля зрения самого Наркомпроса РСФСР. А сейчас дело именно так и обстоит. В управлении начальной школы вот уже полгода нет инспектора по физкультуре, и его функции «в порядке общественной нагрузки» выполняет инспектор физкультуры управления средней школы. Вопросами внешкольной спортивной работы должен заниматься внешкольный сектор НКП, но аппарат этого сектора состоит из… одного человека, у которого до детского спорта «руки не доходят».

Вл.БУЛГАКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте