Приоритетным для нашего дошкольного учреждения стало физкультурно-оздоровительное направление развития воспитанников, поэтому важнейший аспект здоровьесбережения – учет гендерных особенностей детей. Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и дифференцированные занятия для девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями играют большую роль в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет гендерных особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиваться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.
Е.СЧАСТЬЕВ,воспитатель по физкультуредетского сада компенсирующего вида №557
Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно ее роль – формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами.
Однако содержательная сторона двигательной деятельности девочек и мальчиков имеет свою специфику. У девочек и мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, в которой наиболее ярко проявляются их особенности. Наблюдения за детьми показали, что девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. У мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Физкультурные занятия остаются основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям. Однако главным условием успешного проведения занятий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей.
Что же принципиально новое мы используем в нашей работе?
Прежде всего разные виды физкультурных занятий:
Совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе.
Комбинированные занятия. Часть занятия проводится вместе, часть раздельно.
Дифференцированные занятия. С мальчиками занимается педагог-мужчина, с девочками – педагог-женщина.
На занятиях мы применяем методические приемы, имеющие гендерные различия:
– в подборе упражнений и оборудования только для девочек или только для мальчиков (мальчики занимаются с гирями, а девочки – с лентами);
– в дозировке (девочки делают упражнение 8 раз, а мальчики 10);
– по времени (девочки прыгают через скакалку 1 мин., мальчики 1,5 мин.);
– в распределении ролей в подвижных играх;
– в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности);
– в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как).
Дифференцированные задания мы применяем как в отдельных частях занятия, так и во всем занятии в целом. Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть, с поворотами, получая от этого удовольствие. Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек. По данным Э.Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются большей частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение придают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность. Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. В связи с этим девочкам и мальчикам могут быть одновременно предложены разные виды ходьбы, бега и прыжков, мы акцентируем внимание детей на разных вариантах исполнения девочками и мальчиками этих основных движений. Мы предлагаем детям одинаковое спортивное оборудование для основных видов движений, но изменяем сами упражнения. Например, девочки выполняют ползание на животе по скамейке, мальчики – на спине, подтягиваясь с помощью рук, с последующим подъемом на гимнастическую стенку. При выполнении прыжков в длину увеличиваем расстояние для мальчиков. Усложняем задания для мальчиков: девочки прыгают на двух ногах, мальчики – на одной.
На дифференцированных занятиях для девочек мы подбираем упражнения на развитие гибкости и грациозности. Упражнения ритмической гимнастикой способствуют воспитанию сложной координации, быстроты движений, вместе с тем укрепляется здоровье.
Ритмическая гимнастика – особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок и танцев. На занятиях используются различные атрибуты пом-помы, ленты, мячи, обручи. Мы участвуем в окружных фестивалях по ритмической гимнастике и фитнес-фестивалях.
Мальчики с педагогом-мужчиной занимаются силовыми упражнениями, работают над развитием смелости, выносливости, решительности и вместе с тем – осторожности и осмотрительности.
В подвижных играх дети принимают разные роли в зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние для мальчиков: «ров» – шире, бег – дальше.
Оснащение физкультурного зала и физкультурных уголков в группах проводится с учетом интересов девочек и мальчиков: платочки, ленточки, пом-помы и гантели, гири, эспандеры, футбольные мячи.
Поиск эффективных подходов в организации двигательной деятельности мальчиков и девочек в период дошкольного детства выявил актуальную проблему организации процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход естественных возрастных изменений и становления личности.
Т.КЛЮЧНИКОВА,
воспитатель по физкультуре высшей категории детского сада компенсирующего вида №557
Гимнастика
для мамы и дочки
Утренняя гимнастика с лентами
1. И.п. – о.с., лента в правой руке; 1 – мах руками вперед-вверх, 2 – и.п.; 8 раз.
2. И.п. – то же; 1 – мах руками вперед-вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, 2 – и.п.; 3-4 – то же левой ногой; 8 раз.
З. И.п. – то же; 1 – полуприсед, руки отвести назад, 2-3 – мах руками вперед-вверх, подняться на носки, 4 – И.п.; 4 раза.
4. И.п. – то же, левая рука в сторону, правая рука вперед; «елочка» – движение кистью правой руки вправо-влево перед собой; 15-20 сек.
5. И.п. – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая рука вперед; «волна» – движение кистью правой руки вверх-вниз перед собой; то же, поворачиваясь вокруг себя в правую сторону; 15-20 сек.
6. И.п. – то же, но правая рука внизу; «морская волна» – мах правой рукой вправо-влево с большой амплитудой; 8-10 раз.
Упражнения 4, 5, 6 повторить еще раз.
7. И.п. – то же; передвижение мелкими шагами назад, «дорожка» – движение кистью вправо-влево перед собой (ленточка двигается горизонтально над полом). Повторить 3-4 раза, возвращаясь на исходное место.
8. И.п. – то же, «волчок» – кpyгoвыe вращения кистью правой руки по часовой стрелке (лента движется по спирали); 15-20 сек.; то же против часовой стрелки.
«Потанцевать с лентой» – произвольные самостоятельные движения.
Маршем пройти по кругу, остановиться.
1. «Наклоны головы в сторону». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – наклонить голову вправо, 2 – и.п., 3 – наклонить голову влево, 4 – и.п.
2. «Поднимание плеч». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – поднять плечо, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
3. «Плечи вперед и назад». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – и.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – и.п.
4. «Поднимание стопы на носок». И.п. – ноги вместе, руки на поясе; 1 – поднять правую ногу на носок, согнув ее в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой, 2 – то же с левой ноги, 3-4 – повторить. То же на обеих ногах.
5. «Хлопни». И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; 1 – развести руки в стороны, 2 – подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – и.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
6. «Повернись». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны; 1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – и.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – и.п.
7. «Часики». И.п. – ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой; 1 – наклониться вправо, сказать «Тик», 2 – и.п., 3 – наклониться влево, сказать «Так», 4 – и.п.
8. «Спрятались-показались». И.п. – о.с; 1 – присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – и.п.
9. «Попрыгаем». И.п. – ноги вместе, руки на поясе.«Крестик» – прыжки, скрещивая ноги. «Из стороны в сторону».
10. «Бег на месте, захлест назад».
11. «Марш на месте». И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; 1-2 – маршируя на месте, поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 – маршируя на месте, опустить руки, сделать выдох. Волнообразные движения руками в сторону и вперед.
12. «Спрячем ножки». И.п. – сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки – упор сзади; 1 – согнуть в колене правую ногу, 2 – и.п., 3 – то же с левой ноги. Затем то же 2 ноги вместе.
для папы и сыночка
Комплекс ОРУ с резиновым жгутом (длина 1,20 м)
1. И.п. – ноги на ширине плеч, жгут сложен вдвое, руки внизу; 1-2 – развести руки в стороны; 3-4 – и.п.; повторить 4-5 раз, темп медленный.
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, жгут перед грудью (сложен вдвое); 1-2 – руки в стороны; 3-4 – и.п., повторить 5-6 раз. Руки стараться выпрямлять до конца.
3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху (жгут сложен вдвое); 1- наклон вправо, одновременно растягивая жгут; 2 – и.п.; 3-4 – то же влево. Повторить 4-6 раз; наклон строго в сторону, руки стараться не сгибать.
4. И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, жгут за лопатками (жгут вложен вдвое); 1 – наклон вперед прогнувшись, растягивая жгут; 2 – и.п.; повторить 6-8 раз. Максимально прогнуться, колени не сгибать.
5. И.п. – ноги на ширине плеч, стоять на жгуте, концы жгута зафиксированы в каждой руке (обмотать вокруг ладони, кисть сжать в кулак), руки внизу; 1 – согнуть правую руку в локте; 2 – выпрямить правую руку вверх; 3 – согнуть правую руку; 4 – и.п.; 5-8 – то же левой рукой. Повторить 6-8 раз; темп медленный, четко фиксировать каждое положение руки.
6. И.п. – лежа на животе, руки вверх, жгут сложен вдвое; 1-2 – руки вверх, прогнуться, жгут натянуть; 3-4 – вернуться в и.п.; повторить 6-8 раз.
Голову не опускать, руки выпрямлены, прогнуться максимально.
7. И.п. – лежа на спине, жгут под лопатками, руки в стороны, концы жгута зафиксированы в каждой руке; 1 – руки вперед; 2 – и.п.; 8-10 раз. Руки стараться не сгибать, большая амплитуда движений.
8. И.п. – сед ноги вместе, руки вверх (жгут сложен вдвое); 1-2 – наклон вперед, жгут завести за стопы; 3-4 – вернуться в и.п.; 5-6 раз.
Колени не сгибать.
9. И.п. – сед ноги вместе, концы жгута в руках (зафиксировать), стопы упираются в середину жгута; 1-2 – перекат назад, носками стоп стараться коснуться пола за головой; 3-4 – вернуться в и.п.; 5-6 раз. Колени стараться не сгибать.
10. И.п. – стойка на коленях, жгут за спиной (жгут сложен вдвое); 1-2 – сед на пятки, наклон вперед, руки назад – вверх (жгут натянут); 3-4 – и.п.; головой стараться коснуться коленей; 4-6 раз.
11. И.п.- присед, стопы на середине жгута; руки внизу (концы жгута зафиксированы в каждой руке); 1-2 – встать, руки через стороны вверх; 3-4 – и.п.; 4-6 раз.
Темп медленный, руки выпрямлять полностью.
Мужчина в детском саду – педагог и организатор
Древнегреческий мыслитель и философ Платон еще в античный период отмечал: «Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество». Вспомним историю человечества: мужчина был охотником и воином. Кто учил мальчика держаться в седле, стрелять из лука, владеть мечом, ставить капканы, ловить рыбу, изготавливать орудия труда? Его отец, дед, старший брат, одним словом, это был мужчина. Поэтому у мальчика не возникало вопроса, кто он и что ему делать, он знал свою природу.
При воспитании мальчиков физическая культура имеет явные преимущества перед другими сферами педагогики, так как на практике через управление своим телом может научить управлять сознанием, воспитать дисциплину, выносливость, избавить от комплексов, страхов, что необходимо будет в жизни будущему мужчине. Поэтому так важно, на мой взгляд, наряду с традиционными занятиями физической культурой проводить раздельные для мальчиков, которые ведет педагог-мужчина. На таких занятиях педагог дает понять мальчикам, что их физические возможности более обширны, чем у девочек. Как известно, некоторые действия для женщины категорически запрещены в силу анатомического строения ее тела, но они не причиняют никакого вреда мужчине. Поэтому использование силовых упражнений должно быть приоритетным на физкультурных занятиях с мальчиками. Физические упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы мальчик использовал потенциал, данный ему природой и допустимый для его возраста, на всю мощь. Упражнения на силовых снарядах, с отягощениями, эспандерами, включение в занятия элементов борьбы, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость сформируют у мальчиков эмоциональную устойчивость, выносливость, решительность и, главное, мужской стиль поведения и отношения к трудностям, а значит, гендерную идентичность и гендерную устойчивость.
Используя опыт прошлых столетий в воспитании мальчиков, мы продолжим передачу традиций, в которых был заложен глубокий смысл гендерных ролей. Придерживаясь строгой последовательности в физическом обучении мальчиков, используя весь арсенал доступных нам средств, мы не только будем рассматривать гендерное воспитание как теорию, но и докажем ее жизнеспособность на практике.
высшей категории
Комментарии